icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Людмила Серебрякова
Обучение

Олицетворение. Что такое олицетворение?

  • 7709
  • 8

Олицетворение. Что такое олицетворение?

К
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,

Утонул в сугробе, приморозил ногу…

Мы читаем эти есенинские строчки, и видим зимний пейзаж с одиноким неровным кленом, ухватившимся за самый край санной дороги, засыпанный сугробом. И даже чувствуем, как холодно дереву, словно человеку. Вот именно – дереву-человеку! Это и есть О-ЛИЦЕ-ТВОРЕНИЕ. О лице творение. Творение лица. О! Перенесение свойств, действий, качеств человека на дерево. Как хотите, так и поверните – сотворенное лицо – у невоодушевленного предмета! – останется.

А самое дивное – мы ведь не думаем, что у клена ноги не может быть. Что дерево ни видеть, ни слышать, ни ходить не может. И под метелью оно не нагнется, как человек, и в снегу не утонет. В снегу, вообще, утонуть нельзя – только в воде, в болоте… Мы просто воспринимаем живую картину, образ клена, зимнего дня, и нашу собственную кожу леденит на зимнем ветру, и болью пронзает ногу.

Когда мы говорим: хор поет, солдат ползет, мальчик прыгает, девочка улыбается, бабушка ковыляет – это все понятно, это все о людях, в собственном значении. А когда мы читаем или слышим: душа поет, туман ползет, сердце прыгает, утро улыбается, старость ковыляет? Тоже все понятно. Но понятно о неодушевленных предметах, в переносном смысле. Тоесть, применен такой прием, как тропы, – для выражения нового понятия, другого совсем, но – имеющего связь с первым!

Слова и обороты, которые мы употребляем в переносном смысле, называются тропами, а тропы, в свою очередь, делятся на виды: метафора, аллегория, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, ирония. Вот олицетворение нам как раз и надо. Оно, оказывается, основывается на метафоре, в которой свойства одушевленного предмета – одно за другим, одно за другим – переносятся на неодушевленный. И вот когда метафора достигает такой ступени, когда неодушевленному сообщается ПОЛНЫЙ ОБРАЗ ЖИВОГО, тут и рождается Его Величество О-ЛИЦЕ-ТВОРЕНИЕ, олицетворение. Более всего оно используется в сказках, когда с человеком олицетворяются животные, птицы, даже муравьи (они разговаривают, растят детей, работают, ходят в гости и т.д.). В поэзии, когда поэт прибегает к человеческим качествам, чтобы раскрыть пред нами красоту пейзажа, времен года, в романах, когда писатель олицетворяет душевное состояние героя с состоянием окружающей природы и так далее. У олицетворения очень много лиц, если так можно сказать. Его еще называют персонификацией (лат. Persona и facio), прозопопеей (греч. Προσωποποια). Это стилистический термин, который обозначает изображение неодушевленного или абстрактного предмета как одушевленного. Но его, вообще, можно относить и к области миросозерцания. Вот осень Федора Тютчева:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Очень любил олицетворение Михаил Лермонтов. Все его творчество – олицетворение. А известное стихотворение «Парус» так и совсем сплошное олицетворение – Вселенной, внутреннего мира и устремлений человека, самого поэта.

Мифология построена сплошь и рядом на олицетворении, народное творчество, народные песни, басни Крылова и многое-многое другое. Но надо отличать, когда олицетворение используется, как стилистический прием (басни Крылова), а когда – черты мировоззрения (поэзия Тютчева).

Мы пользуемся этим приемом и в обыденной речи: «К перрону подходит поезд такой-то». «Молоко убежало». «Сердце барахлит». Здесь никакой поэзии, как говорят. А вот пушкинское «звезды ночи, как обвинительные очи…», или ахматовская «птица – моя тоска» – тут и сердце вздрагивает.

Правда, сердцем вздрагивать тоже надо учиться. Бывает, человек прочитает – ничего не заметит. Школьники многие – те, вообще, пытаются быстренько пролистать описания природы в романах. Подросткам это не интересно, они еще ничего подобного не переживали в душе, поэтому чувства их не созвучны со словами-олицетворениями. А вот люди постарше находят в них и печаль, и радость.

Песни и стихи, былины и предания, сказки и сказания – все исполнено тайного смысла, который открывается душе ищущей, способной вздрогнуть сердцем.

Тает луч забытого заката,

Синевой окутаны цветы.

Где же ты, желанная когда-то,

Где, во мне будившая мечты?...

Олицетворять можно силы природы, явления природы, сам мир, даже идеи и понятия, даже народы. «Еврей вечен, он - олицетворение вечности» (Лев Толстой, Эссе «Ковчег завета», 1891). Если береза плачет, земля страдает, весна торжествует – то это все олицетворение. Тоесть, прибавляется выразительности, пронзительности чувствам и картинам мира, доносится идея, состояние человека.

Я ехала домой… Двурогая луна

Смотрела в окна скучного вагона.

Далекий благовест заутреннего звона

Пел в воздухе, как нежная струна…

Пусть и Ваше сердце хотя бы иногда поет, как нежная струна. Ему это очень надо.

deb
Татьяна Балабан

Людмила, Ваши статьи невольно побуждают к действиям. Статья просто отличная, рука сама тянется взять с полки классиков. +++

spe
Галина Черевык

ДУШЕВНО!!!

Давние стишки, хочу их сюда поместить, душа просит.

Скажи мне правду, не молчи!
Хочешь тихонько её прошепчи
Но только не молчи
После твоих слов
Побегут ручьи
Потечёт жизни река
И будет она
Чиста, светла
И легка
Словно в небесах облака..


Мысли в голове роятся
И в душе покоя нет
Я стремлюсь к теплу и свету
А тепла и света нет
Хоть бы капельку просвета
Хоть бы капельку тепла
Хоть бы чуточку погреться
Возле тёплого костра

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+