icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

Ќужно ли загадывать желание на крещение?

  • 4954
  • 2

Ќужно ли загадывать желание на крещение?

ѕ
ѕоследние дес€тилети€ в нашей стране были отмечены всплеском интереса к вере, к ÷еркви Ц настолько, что кому-то это даже даЄт повод дл€ осуждени€: вот, мол, следуют моде (то, что человек искренне может признать ошибочность своих прежних убеждений, почему-то даже не рассматриваетс€).  онечно, дл€ кого-то Ђдорога в храмї действительно стала лишь Ђмодной тенденциейї, но больше всЄ-таки людей, уверовавших искренне. Ѕеда в том, что не всегда эти люди могут получить достоверную информацию, что становитс€ причиной серьЄзных заблуждений.

“ак, например, праздник  рещени€ √осподн€ и предшествующие дни Ц т.н. св€тки Ц многими воспринимаютс€ через некий мистический ореол. Ќередко приходитс€ слышать и даже читать, что в ночь на  рещение можно увидеть во сне своЄ будущее, что гадание в это врем€ Ц самое Ђдостоверноеї, что можно загадать желание Ц и оно непременно сбудетс€, конечно, если сделать это Ђправильної, с соответствующими обр€дами (привод€тс€ даже подробные Ђинструкцииї, которые мы цитировать не станем, дабы никого не вводить во искушение). Ѕезусловно, немалую роль в этом сыграли русские писатели Ц ¬.∆уковский, ј.ѕушкин, ј.‘ет и другие, столь поэтично описавшие св€точные обычаиЕ вот только дл€ наших современников уже не очевидно, что было очевидно дл€ тех, писал и читал всЄ это в XIX веке: все эти обычаи, которыми обросло  рещение, не имеют решительно никакого отношени€ к христианской вере, более того Ц они противоположны ей! —ейчас мало кто помнит об этом, но ещЄ в XIX веке люди, предава€сь таким Ђневинным развлечени€мї в Ђкрещенский вечерокї, снимали с себ€ крестЕ и даже поэты, идеализиру€ эту сторону праздника, всЄ-таки предупреждают об опасности (вспомним Ђ—ветлануї ¬.∆уковского или сон “ать€ны из Ђ≈вгени€ ќнегинаї Ц это же готовые сценарии дл€ фильмов ужасов!)

 ак случилось, что христианский праздник оказалс€ св€зан с суевери€ми? ѕрежде всего, следует признать: точных дат евангельских событий мы не знаем! Ќичего удивительного в этом нет: посмотрите в учебники истории, у царей, полководцев и прочих политических де€телей и то иной раз вместо даты рождени€ стоит знак вопроса Ц что же говорить о —ыне простого плотника, чью биографию при жизни никто и не думал писать? Ѕолее или менее точно можно говорить только о ѕасхе, поскольку известно, что ¬оскресение ’ристово произошло после еврейской ѕасхи. ќстальные же праздники устанавливались в соответствии с праздниками €зыческими, с одной стороны Ц в противовес им, с другой Ц переосмысл€€ их содержание.

ѕрименительно к  рещению нетрудно заметить, что и сам праздник, и предшествующие ему св€тки соответствует тому времени, о котором говор€т: Ђсолнце на лето, зима на морозї Ц т.е. Ђпереломный этапї от зимы к весне, котора€, впрочем, ещЄ не наступила, нека€ Ђграницаї. ¬ мифологическом же мышлении вс€ка€ граница (будь то во времени или в пространстве) всегда св€зываетс€ с границей между миром людей и миром потусторонним. “.о. в €зыческом прошлом эти дни мыслились как врем€, когда грань между мирами истончаетс€ и обитатели потустороннего мира вступают в контакт с живыми (отсюда, в частности, поверие, что на св€тки по€вл€етс€ множество нечисти, причем некоторые еЄ представители (русские шуликуны, болгарские караконджалы) только в этом врем€ и существуют). “акое соприкосновение миров представл€ет собой самую сущность магических обр€дов Ц таких, как предсказание будущего или непосредственное управление им в виде загадывани€ желаний, потому-то эти дни считались наиболее подход€щими дл€ таких действий.

 ак видим, ничего христианского в крещенских гадани€х или загадывании желаний нет. » если вы всЄ-таки намерены это делать, пожалуйста, не говорите, что празднуете  рещение √осподне Ц определитесь чЄтко, кем вы хотите быть: христианином или €зычником.

spe
≈лена  «атуранова

≈лена, отличные размышлени€ и мне они близки. ƒумаю с ¬ами соглас€тс€ многие.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+