Так, например, праздник Крещения Господня и предшествующие дни – т.н. святки – многими воспринимаются через некий мистический ореол. Нередко приходится слышать и даже читать, что в ночь на Крещение можно увидеть во сне своё будущее, что гадание в это время – самое «достоверное», что можно загадать желание – и оно непременно сбудется, конечно, если сделать это «правильно», с соответствующими обрядами (приводятся даже подробные «инструкции», которые мы цитировать не станем, дабы никого не вводить во искушение). Безусловно, немалую роль в этом сыграли русские писатели – В.Жуковский, А.Пушкин, А.Фет и другие, столь поэтично описавшие святочные обычаи… вот только для наших современников уже не очевидно, что было очевидно для тех, писал и читал всё это в XIX веке: все эти обычаи, которыми обросло Крещение, не имеют решительно никакого отношения к христианской вере, более того – они противоположны ей! Сейчас мало кто помнит об этом, но ещё в XIX веке люди, предаваясь таким «невинным развлечениям» в «крещенский вечерок», снимали с себя крест… и даже поэты, идеализируя эту сторону праздника, всё-таки предупреждают об опасности (вспомним «Светлану» В.Жуковского или сон Татьяны из «Евгения Онегина» – это же готовые сценарии для фильмов ужасов!)
Как случилось, что христианский праздник оказался связан с суевериями? Прежде всего, следует признать: точных дат евангельских событий мы не знаем! Ничего удивительного в этом нет: посмотрите в учебники истории, у царей, полководцев и прочих политических деятелей и то иной раз вместо даты рождения стоит знак вопроса – что же говорить о Сыне простого плотника, чью биографию при жизни никто и не думал писать? Более или менее точно можно говорить только о Пасхе, поскольку известно, что Воскресение Христово произошло после еврейской Пасхи. Остальные же праздники устанавливались в соответствии с праздниками языческими, с одной стороны – в противовес им, с другой – переосмысляя их содержание.
Применительно к Крещению нетрудно заметить, что и сам праздник, и предшествующие ему святки соответствует тому времени, о котором говорят: «солнце на лето, зима на мороз» – т.е. «переломный этап» от зимы к весне, которая, впрочем, ещё не наступила, некая «граница». В мифологическом же мышлении всякая граница (будь то во времени или в пространстве) всегда связывается с границей между миром людей и миром потусторонним. Т.о. в языческом прошлом эти дни мыслились как время, когда грань между мирами истончается и обитатели потустороннего мира вступают в контакт с живыми (отсюда, в частности, поверие, что на святки появляется множество нечисти, причем некоторые её представители (русские шуликуны, болгарские караконджалы) только в этом время и существуют). Такое соприкосновение миров представляет собой самую сущность магических обрядов – таких, как предсказание будущего или непосредственное управление им в виде загадывания желаний, потому-то эти дни считались наиболее подходящими для таких действий.
Как видим, ничего христианского в крещенских гаданиях или загадывании желаний нет. И если вы всё-таки намерены это делать, пожалуйста, не говорите, что празднуете Крещение Господне – определитесь чётко, кем вы хотите быть: христианином или язычником.