Блестящий пример тому – многовековой спор о системе мира. Не так-то просто было философам «выбить из-под Земли» китов, слонов, черепах и прочую «живность» и признать «земную твердь» шарообразной – но на смену древней сказке пришло еще более блестящее заблуждение, известное под названием «геоцентрическая система», или «система Птолемея».
Идея этой системы заключалась в том, что неподвижный земной шар является центром Вселенной, а вокруг него вращаются хрустальные сферы, на которых укреплены другие небесные тела (античные философы ведь ничего не знали о гравитации и не могли представить, что какая-то сила может заставить незакрепленное тело повторять снова и снова один и тот же путь). Каждая из этих сфер называлась небом (множественное число – «небеса»).
Такая система в течение многих веков полностью устраивала человечество – она, казалось, соответствовала очевидному положению вещей (мы ведь не ощущаем движения Земли, а вот движение светил по небосводу наблюдать можно). В христианскую эпоху представление о небесах наполнилось новым смыслом. Дело в том, что человек Средневековья воспринимал Ад и Рай как нечто вполне материальное, и если Ад ассоциировался с подземным миров, то Рай – как раз с небесами, небесными сферами.
В своей «Божественной комедии Данте Алигьери – «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени» – представляет Рай как иерархическую структуру из десяти Небес. Праведники распределяются по этим Небесам соответственно их заслугам перед Богом. Так, на первом небе – Небе Луны – блаженствуют люди, сохранившие верность долгу и обетам, на втором – Небе Меркурия – реформаторы (например, Юстиниан) и невинно пострадвашие. Далее следует небо Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и наконец седьмое Небо – небо Сатурна. Здесь поэт встречается с монахами и богословами, которых он называет «созерцателями». Можно сказать, что эти люди достигли высшего счастья в своей жизни – возможности вечно созерцать Божественный свет…
Седьмое небо – это еще не предел: далее описывается восьмое – небо Звезд, кристальное небо Перводвигателя и наконец наивысшее – Десятое, Эмпирей. Но все-таки синонимом наивысшего счастья стало выражение «быть на седьмом небе». Возможно, определенную роль тут сыграло особое отношение к «священному» числу семь.
Итак, если вы когда-либо ощущали наивысшее счастье – вы определенно были «на седьмом небе». Теоретически, так можно будет сказать о тех, кто когда-нибудь полетит на Сатурн – но вряд ли это сделает кто-то, кроме космических зондов – планета-то газовая, поверхности, на которую можно высадиться, там нет…
Впрочем, побывать на «Седьмом небе» все-таки можно! Так называется один из самых необычных ресторанов Москвы, расположенный… в Останкинской телебашне, на высоте 328-334 метра. Занимая три этажа башни, ресторан еще и вращается вокруг своей оси раз в час, так что панорамный вид на столицу можно оценить по достоинству. Кстати, один из залов ресторана носит название… нет, не «Сатурн» – «Юпитер». Не вполне соответствует Птолемею и Данте, зато там есть смотровая площадка с телескопом.