icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
Ћюди, биографии

ћожет ли быть членом партии протоиерей?

  • 1512
  • 12

ћожет ли быть членом партии протоиерей?

1
1.

«ал был полнехонек. —туденты сто€ли по земл€чествам, кучками, и гул от их голосов витал по актовому залу, заполн€€ все его пространство.

Ќедалеко от входа в зал сто€л нестарый еще человек с докторским богословским крестом на груди. ¬ысока€ фиолетова€ камилавка на голове и церковные одежды €вно диссонировали с куцыми пиджачками, Ђдемократическимиї косоворотками и смазными сапогами. ћногие студенты были одеты именно так, - что было самым писком тогдашней молодежной моды (ну, как, например, во врем€ развитого социализма плащи Ђболонь€ї с по€сом на самыхЕ этих самых, резиновые сапоги с загнутыми голенищами и брюки-клеш). » если бы не мундиры студентов, поступивших в университет дл€ получени€ знаний и Ђприуготовлени€, - как писал ѕервый ”ниверситетский ”став, - дл€ вступлени€ в различные звани€ государственной службыї, а не дл€ участи€ в противоправительственных кружках и пени€ р-революционных песен на сходках и демонстраци€х, если бы не парадное облачение преподавателей и профессоров, то было бы сие духовное лицо в зале элементом совершенно чужеродным, например, как камень в почках.

Ц «дравствуй, отец јлександр, - подошел к доктору богослови€ профессор  апустин и пожал прот€нутую руку. Ц — годовщиной теб€.

Ц » теб€, ћихаил яковлевич, тако же, - ответил св€той отец. Ц я чай, оп€ть буйство какое затеваетс€, - добавил он, настороженно огл€дыва€ зал. Ц ¬ишь, чужих много, да и хмельные есть. Ќе вышло бы оп€ть, как в прошлом годе.

Ц Ёто ты прав, јлександр ¬асильевич, - нахмурилс€  апустин. Ц ќбстановка весьма сложна€Е

ќба замолчали, вспомина€ событи€ прошлого года. “огда, 5 но€бр€ 1903 года, в 99-ю годовщину со дн€ основани€ »мператорского  азанского университета, день был сырым и темным. Ќа ¬оскресенской, возле университетских колон и ректорского дома, тоже сто€ли группками возбужденные студенты. ѕричина имелась: дес€ть дней назад в окружной психиатрической лечебнице умер их товарищ, —ергей —имонов, студент и по совместительству социал-демократ, подпавший под вли€ние тогдашнего √оркома –—ƒ–ѕ в лице братьев  ролюницких, некоего Ѕржезовского, засланца из √ермании; приехавшего из ѕетербурга товарища «алежского и комитетчиков-студентов Ћибинсона, ¬итмана и, особенно, ямзина.

—имонова с ямзиным вз€ли в середине апрел€ 1903-го и дали по два мес€ца тюрьмы. —идели они в Ђодиночкеї. “олько ямзина, как говор€т в уголовной среде, Ђгрелиї, а —имонова Ц нет.

ƒва мес€ца хватило, чтобы —имонов тронулс€ умом, и его поместили в психлечебницу в общую палату, где он и умер. ј его Ђдругї ямзин, выбравшись благополучно из этой передр€ги, всплыл много позже уже в ћоскве в качестве профессора —ельхозинститута.

 стати, врем€ от времени Ђтрогались умомї и товарищи ¬итман и Ѕжезовский. ¬оистину, Ѕог шельму метитЕ

Ц  ак бы ноне еще хуже не вышло, - пробормотал протоиерей.

Ќаконец, к часу дн€, кое-как все улеглось: началс€ торжественный акт, посв€щенный столетию университета.

ќрдинарный профессор  апустин начал речь. ≈го не слушали. Ђќколо 2-х часов дн€, когда  апустин оканчивал свою речь, в собравшуюс€ публику клином врезалась из двери кучка студентов с.-д-тов и оттуда громкий возглас: Ђƒовольно! не это нам надо! ƒолой самодержавиеї! Ёффект был поразительный. ”ниверситетские педел€ (чины инспекции) бросились к выступавшему оратору (студенту с.-д. “рдату јрутюновичу “рдать€нцу), но кучка студентов стала на стуль€ и заслонила оратора, а из противоположного угла стал говорить речь на ту же тему студент с.-д. ј.√. Ѕельский. ѕотом заговорило сразу несколько ораторов, и среди невообразимого шума, слышались возгласы: Ђƒолой самодержавие!ї (Ђѕути революцииї,  азань, 1922, стр. 92).

 апустин сошел с трибуны и направилс€ к выходу. ѕроход€ мимо о. јлександра, ћихаил яковлевич подн€л на него глаза. ¬зоры их встретились. ¬ них €вно читались печаль и отча€ниеЕ

2.

–одилс€ јлександр ¬асильевич —мирнов в —имбирской губернии в семье дь€чка, посему выбор его жизненной стези был невелик и в большей степени предрешен: духовное училище Ц семинари€, может быть, духовна€ академи€. “ак оно и случилось: окончив в 1879 году курс —имбирской духовной семинарии и име€ за плечами неполных 22 года, он, малость, послужив сельским псаломщиком, поступает в 1880 году в  азанскую ƒуховную јкадемию, которую заканчивает через четыре года кандидатом богослови€.

ќсенью 1884 года јлександр был рукоположен во св€щенника с исправлением должности насто€тел€ домовой церкви и преподавателем закона Ѕожи€ ¬олынской учительской семинарии. ѕо всем признакам был о. јлександр натурой де€тельной и целеустремленной, умудр€лс€ без мельтешени€ и спешки заниматьс€ и богослужением, и преподаванием, и наукой; не отличалс€ раболепством, но и не лез на рожон, словом, человеком был основательным и цельным. » как это нередко случаетс€ с такими людьми, быстро и без каких-либо особых усилий Ц люди ведь все вид€т, и им вовсе не об€зательно кричать: смотрите, вот он €! Ц јлександр ¬асильевич приобрел и у коллег, и у начальства уважение и авторитет.

¬ 1888 году он защищает магистерскую диссертацию, а через год его приглашают на Ђвакационноеї место законоучител€ в  азанский учительский институт, на что о. јлександр дает полное согласие.

≈му хотелось докопатьс€ до всего самому. Ќу, представьте себе, что вы лицо духовное, и вам задают каверзный вопрос вроде того, что: Ђј откуда вз€лось триединство Ѕога, ежели первые три века христианства ни о каком Ѕоге-сыне и Ѕоге-духе и не слыхивали? ј сам »исус, когда его называли благостным, отвечал: Ђ€, де, таковым не €вл€юсь, а благостен, мол, един Ѕогї?

»ли еще хуже: Ђѕочему-де на Ќикейском соборе быть ’ристу Ѕогом или не быть отцы ÷еркви решали простым голосованием, будто выборщики избирали гласного, скажем, в городскую ƒуму, и зачем одни ≈вангели€ вошли в Ѕиблейский канон, а другие не вошли и стали апокрифами?ї.

≈стественно, на такие вопросы должно было давать ответы, ибо сказать просто: все, мол, это ересь и измышлени€ супостатов ÷еркви Ц значило уронить себ€ в глазах вопрошающего.

» о. јлександр, в числе весьма и весьма немногих ученых –оссийской империи начинает изучать апокрифы Ц произведени€ иудейской и раннехристианской литературы, что и помогло ему выдвинутьс€ в р€д попул€рных ученых  азани. Ђя специально занималс€ еврейской литературой, изуча€ главным образом так называемую апокрифическую еврейскую литературу и именно ту, котора€ по€вилась во времена ’риста, - писал —мирнов в одной из своих журнальных статей. Ц яЕисследовал интересующие мен€ вопросы, причем сам издавал редкие литературные пам€тники этой эпохиЕї.

ќгромной заслугой јлександра ¬асильевича было перевод и издание апокрифов, что буквально до недавнего времени было €влением редкостным, если не сказать единичным. ƒа и ныне насчет ветхозаветной литературы в  азани, например, не шибко развернешьс€ Ц надо ехать в ћоскву.

¬ августе 1896 года он становитьс€ профессором кафедры богослови€ »мператорского  азанского университета и насто€телем университетской  рестовоздвиженской церкви. ¬есной 1900 года он защищает докторскую диссертацию о веровани€х древних иудеев, за что получает от —инода докторский крест, а от  иевской ƒуховной јкадемии престижную дл€ лиц духовных ћакарьевскую премию.

¬ насто€щее врем€ это мало заметно, а сто лет назад профессор университета €вл€лс€ в достаточной мере и величиной общественной, де€тельность которого выходила за стены университета не только чтением публичных лекций и публикаци€ми в губернской и городской прессе, но и непосредственным участием в делах города и жизни его граждан.

јлександр ¬асильевич —мирнов пошел дальше. ќбеспокоенный беспор€дками, твор€щимис€ в  азани, да и во всей –оссии, когда, по справедливому выражению московского митрополита ¬ладимира, ЂЅог отн€л разум у русских людейЕ и по приказу подпольных крамольников начались всюду стачки и забастовкиї, он решает, что как лицу духовному и просто русскому человеку, ему негоже оставатьс€ в стороне, и если еще можно чем-то помочь –оссии, то он, как честный человек, просто об€зан это сделать.

ќн прекрасно понимал, что Ђкрамольникамї, как точно называли многие российские архипастыри подстрекателей и закулисных руководителей твор€щейс€ смуты, €вно Ђненавистна Ѕожи€ и царска€ власть на земле, ненавистна родина, им хочетс€ выкрасть-вытравить из сердец человеческих веру в Ѕога, лишить русских людей ќтечества, как справедливо лишены его —амим Ѕогом исконные сыны диавола, богоубийцы, самые главные виновники насто€щей смуты общественнойї (–еволюци€, бунт, забастовки. „то говор€т об этом пастыри церкви.  азань, 1906, стр. 23).

ќн прекрасно понимал, что перестать соблюдать хот€ бы одну из √осподних заповедей Ц значит вообще отказатьс€ от них всех, и, упади из дес€ти хот€ бы одна Ц рухнут и остальные дев€ть.

Ќе могу сказать, как относилс€ к вышеприведенному высказыванию епископа јлекси€ о. јлександр, многие годы посв€тивший изучению апокрифической еврейской литературы, однако вр€д ли был он в полном неведении, что заводчиками смуты €вл€лись большевистские комитетчики: пришлые Ц —аммер и —вердлов, и Ђсвоиї Ц ѕозерн, јзарх и ƒридзо-Ћозовский.

ѕонимал јлександр ¬асильевич и то, что и самодержавие зашло в тупик, и без демократических реформ –оссии из создавшейс€ ситуации не вырватьс€. ѕоэтому он полностью встал на позиции основных положений ¬ысочайшего ћанифеста Ђќб усовершенствовании государственного пор€дкаї от 17 окт€бр€ 1905 года и приветствовал учреждение √осударем парламента под названием √осударственна€ ƒума, весьма ограничивающего самодержавную власть.

10 но€бр€ 1905 года группа известных общественных де€телей и ученых, по инициативе выдающегос€ де€тел€ народного образовани€, уездного предводител€ двор€нства јлександра Ќиколаевича Ѕоратынского и действительного статского советника, профессора ћихаила яковлевича  апустина, образуют политическую организацию Ђ азанска€ ѕарти€ ћанифеста 17 окт€бр€ї. √лавные задачи партии определ€ютс€ так: Ђпрекращение в –оссии анархии, переход к созидательной де€тельности, умиротворение страны и поддержку ѕравительства в его намерении провести в жизнь объ€вленные в манифесте 17 окт€бр€ 1905 года свободы и реформыї.

13 декабр€ 1905 года в зале ƒвор€нского —обрани€ состо€лось окончательное обсуждение программы Ђ азанской ѕартии ћанифестаї, где стал мутить воду кадет ј.√.Ѕать, коего сумели поставить на место профессора  апустин и протоиерей —мирнов, €вл€вшийс€ к тому времени одним из главных идеологов казанских окт€бристов. ѕрограмма была утверждена и выбран главенствующий орган партии Ц  омитет, в числе 18 членов коего был и јлександр ¬асильевич —мирнов. Ѕыл протоиерей јлександр к тому времени женат, имел детей и владел на Ђ асаткиной улице своим домомї, единственным недвижимым Ђблагоприобретениемї за всю свою жизнь.

¬ казанской партии окт€бристов —мирнов, нар€ду с јлександром Ќиколаевичем Ѕоратынским, ћихаилом яковлевичем  апустиным и хлеботорговцем I-ой гильдии купцом и гласным городской ƒумы ¬асилием јлександровичем  ар€киным, был несомненным лидером. ¬се четверо входили в состав  омитета партии и в разные времена избирались депутатами √осударственной ƒумы. Ёто в том числе и про јлександра ¬асильевича написал в своей работе Ђѕод сенью царского манифестаї »горь ≈вгеньевич јлексеев, что заслуги этих людей перед русским народом и своей –одиной Ђочевидныї и умал€ть их и вс€чески критиковать, как это было еще недавно прин€то, не есть достоинство объективного исследовател€. » совсем не случайно был награжден партийный протоиерей орденами св€той јнны II степени, св€того ¬ладимира IV степени и двум€ серебр€ными медал€ми по линии —ената, и по линии —инода Ц скуфьей, камилавкой и наперсным крестом.

¬ 1907 году, после отъезда ћ.я.  апустина дл€ работы во II √осударственной ƒуме, јлександр ¬асильевич был избран председателем уже ÷ентрального  омитета партии, что показало степень довери€ к нему р€довых окт€бристов. ќднако как только по€вилась возможность замены, —мирнов сложил с себ€ об€занности председател€, что по его собственным словам Ђотвечало интересам союзаї.

ѕомимо общественной де€тельности, о. јлександр продолжает служить насто€телем университетской церкви, заниматьс€ наукой и преподавать на кафедре богослови€, поставив этот предмет Ђна большую высоту, чем это было при его предшественникахї. (Ќј –“. ‘. 977. ќп. Ђ—оветї. ƒ. 12244. Ћ.1).

4 июл€ 1912 года јлександр ¬асильевич —мирнов увольн€етс€ из университета, а 28 сент€бр€ перестает быть и насто€телем  рестовоздвиженской церкви. Ќужно было торопитьс€: с 15 декабр€ начинала свою работу IV √осударственна€ ƒума, куда он был избран депутатомЕ


deb
јлександр  уц

я сам не член никакой партии, и не св€щенник. Ќо вы ответили классно. ћощна€ фигура. +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+