icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒом и семь€

 то такй отец?

  • 1146
  • 0

 то такй отец?

ќ
ќтецЕ родитель мужского пола. Ёто пон€тие пришло к нам из глубины веков вместе с пон€тием семьи, оно даже представл€етс€ нам вечным, как сама ¬селенна€Е но, представьте себе Ц так было не всегда!

ќказываетс€, человечеству было совсем не легко и не просто осознать роль мужчины в рождении ребЄнка Ц ведь дл€ этого надо было ассоциировать наступление беременности с половым актом. ћог ли это сделать первобытный человек? ¬р€д ли. ¬едь даже мы обнаруживаем беременность через две-три недели после соити€ Ц по прекращению мес€чных, а первобытные люди, включа€ женщин, жили в услови€х посто€нных физических нагрузок и не всегда ели досыта, в таких услови€х мес€чные могли быть нерегул€рными, так что задержка очередной менструации не заставл€ла первобытную женщину задумыватьс€ о том, о чЄм думает в таких случа€х еЄ современна€ Ђсестра по разумуї. ≈динственным достоверным признаком беременности было шевеление плода Ц а оно ощущаетс€ только через несколько мес€цевЕ многовато дл€ установлени€ причинно-следственной св€зи!

Ќо даже когда така€ св€зь была установлена, род всЄ ещЄ продолжали считать по матери Ц ведь главными в роду были тогда женщины. ƒаже самым близким родственником-мужчиной считалс€ не отец, аЕ брат матери. ѕредполагалось, что ребЄнок будет похож именно на д€дю, на отца же он может походить лишь в том случае, если отец хорошо позаботитс€ и о ребЄнке, и о его матери.

 огда же на смену матриархальным отношени€м пришли патриархальные (по всей веро€тности, это произошло, когда человечество научилось воевать), мужчина, играющий теперь ключевую роль в роду, захотел, чтобы дети, рождЄнные от него, принадлежали именно к его роду Ц были его детьми по всем стать€м. “огда по€вл€етс€ свадебный обр€д, ввод€щий жену в род мужа, и на первый план выходит пон€тие отцовства.

–одившись вместе с патриархатом, пон€тие Ђотецї, таким образом, оказываетс€ всЄ же сравнительно древним. ќ древности его говорит то, что слова, обозначающие отца в разных индоевропейских €зыках, оказываютс€ родственными Ц восход€щими к одному из индоевропейсекх корней со сходным значением: Ђпатэрї или Ђаттаї. ќт последнего происходит наши Ђотецї, Ђт€т€ї, украинское Ђтатої, английское Ђdadї, от первого Ц английское Ђfatherї, немецкое ЂVaterї, италь€нское и испанское Ђpadreї и даже наше русское Ђбат€ї и украинское Ђбатької.

 аково изначальное смысловое наполнение этого корн€? ѕо одной из версий Ц ЂзащитникїЕ возможно Ц ведь именно така€ роль всегда отводилась мужчине. ƒругие исследователи считают, что это слово означало Ђвождьї, Ђглава родаїЕ а вот эта верси€ представл€етс€ спорной, поскольку происхождение терминов родства корн€ми уходит в эпоху матриархата, когда мужчина главой рода не был.  ого могло обозначать тогда слово Ђпатерї? ¬еро€тнее всего, человека, который посв€щал мальчика в мужчины Ц т.е. обеспечивал его второе рождение, станов€сь своего рода духовным отцом. Ќе случайно и в современных €зыках слова, восход€щие к индоевропейскому Ђпатэрї, часто обозначают именно духовных отцов Ц христианских св€щенников: немецкий патер, италь€нский падре, русский батюшка.

 огда же отец стал главой семьи, пон€тие отцовства распространилось и на другие общности, стро€щиес€ по принципу семьи Ц например, на воинскую дружину: воевода считалс€ Ђотцомї по отношению к воинам Ц они были его Ђсыновь€миї, Ђдетьмиї (по-видимому, отсюда происходит слово Ђдетинецї Ц одно из названий кремл€) Ц и даже сейчас существует выражение Ђотец-командирї. Ќо каждый воин имел и своего Ђотцаї по дружинному родству Ц человека, который учил его воинскому искусству, наставл€л перед прин€тием воинского посв€щени€ (да, снова пон€тие отцовства соприкасаетс€ с мужским посв€щением!)

“ак вот какова социальна€, духовна€ роль отца Ц сделать сына мужчиной! ¬прочем, не стоит забывать и о дочер€х Ц именно отцу принадлежит ведуща€ роль в формировании социального пола детей, потому-то в неполной семье, без отца велика опасность вырастить и женоподобного Ђмаменькиного сынкаї, и абсолютно не женственную Ђбой-бабуї (дл€ кого быть женственной, если р€дом нет мужчины?). ќтец не даст Ђзаласкатьї ни сына, ни дочь Ц разумна€ отцовска€ любовь служит естественным противовесом безудержной материнской нежностиЕ вспомните, как ведут себ€ родители, когда дети ссор€тс€ в песочнице: мать защищает своего Ц отец наказывает виноватого (не потому ли любовь Ѕога к человеку сравнивают всЄ-таки не с материнской любовью, а с отцовской?).

ѕонима€ всЄ это, легко уразуметь, почему огромное количество детей, растущих без отцов, следует считать катастрофой, угрожающей самому существованию общества. ѕонимают ли это наши современницы, намерева€сь Ђродить ребЄнка дл€ себ€ї? » понимают ли мужчины, броса€ семью?


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+