icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

 то такой ярослав —ейферт ?

  • 558
  • 7

 то такой ярослав —ейферт ?

„ехословаки€ Ц страна небольша€ и страна относительно молода€. ќна по€вилась на карте после ѕервой мировой войны. ѕоэтому и чешска€, и словацка€ культура (а это Ц разные народы и разные культуры) были дл€ мира чем-то новым и необычным.

¬прочем, именно в первые годы независимости Ђвыстрелилиї литераторы ярослав √ашек и  арел „апек. ƒа еще как Ђвыстрелилиї!  нига Ђѕохождени€ бравого солдата Ўвейкаї стала одной из лучших книг о прошедшей ѕервой мировой войне. ј  арела „апека, которого номинировали на Ќобелевскую премию по литературе в 1936 году, этой премии не удостоили чисто по политическим мотивам. Ќеприкрыто антинацистский роман Ђ¬ойна с саламандрамиї шведские академики сочли оскорбительным. ƒл€ кого? ƒл€ немцев? ƒл€ √ермании? Ќет! ƒл€ нацистских руководителей √ермании, всего через два года слопавших „ехословакию.

“ак что первый (и единственный) чешский литератор получил Ќобелевскую премию по литературе только в 1984 году. Ёто был ярослав —ейферт (Jaroslav Seifert, 1901 Ч 1986). ярослав не доучилс€ в гимназии, и начал работать журналистом. —начала он был сотрудником коммунистической газеты ЂRudé právoї, а позже в 1922Ц1925 стал редактором сатирического журнала ЂSršatecї. ќдновременно в 1923 Ц 1927 году —ейферт работал в коммунистическом книжном издательстве. Ќо в коммунистической партии „ехословакии усиливалось вли€ние ћосквы. ¬ 1929 году он подписал письмо шести литераторов-коммунистов против Ђобольшевичени€ї партии, за что его из компартии исключили. ѕисатель продолжал журналистскую де€тельность в социал-демократической и профсоюзной прессе. — 1933 по 1939 год —ейферт был редактором отдела культуры в утренней ежедневной газете ЂRanní novinyї.

ѕервые стихи я.—ейферт опубликовал в 1919 году. ¬ 1921 году вышел его первый сборник Ђ√ород в слезахї. —тихи были революционные и оптимистичные, одухотворенные верой в построение нового мира. Ќо поэтический почерк —ейферта начал Ђпрорезатьс€ї уже в первой книжке: не все его стихи были агитками, он романтизирует борьбу пролетариата в духе совместной битвы за лучшую жизнь дл€ всех. ( ак там писали брать€ —тругацкие? Ђ—частье дл€ всех даром, и пусть никто не уйдет обиженныйї).  онечна€ цель революции дл€ поэта была именно в этом.  аждый отыщет свое счастье.

¬ ранних произведени€х я.—ейферта встречаютс€ и прекрасные лирические стихи. —ейферт вырос в начале двадцатого века и без труда восприн€л попул€рную в то врем€ наивную манеру живописи, вроде той, которую использовал …озеф Ћада дл€ иллюстрации гашековского ЂЎвейкаї. ј —ейферт был первым чешским поэтом, который в своем творчестве непосредственно использовал приемы такой наивной живописи, гл€д€ на окружающий мир нарочито наивным, детским, взгл€дом.

—ледующий сборник стихов я.—ейферта Ђ“олько любовьї вышел в 1923 году. Ќовые стихи Ђвырослиї вместе с автором. ќни стали отличатьс€ буйством фантазии, выразительностью, отказом от прежней риторики. “еперь в стихах Ц не только мечты о революции, но и обычные радости рабочих окраин города.

¬ сборнике 1925 года ЂЌа радиоволнахї поэтический почерк —ейферта становитс€ более разнообразным.  роме возвышенной лирики, воспевающей романтику любви, экзотику странствий. —ейферт поэтизировал реалии большого города, которые в прошлых сборниках противоставл€л деревенской природе. ј главное, в этом сборнике впервые по€вились экспериментальные стихи, в которых разрушаютс€ логические св€зи, господствует усложненна€ метафора, а текст строитс€ на основе каламбура. Ќовизну жанра подчеркивали даже разные шрифты, использованные в книге. ѕоэзи€ —ейферта перва€ нарушила дух серьезности и патетики, который царил до того времени в чешской поэзии. ¬едь поэзи€ Ц дело веселое и дело не скучное. Ќо вкус к экспериментам и легкость воспри€ти€ жизни у я.—ейферта очень быстро прошел.

¬ т€желые дл€ „ехии времена ¬торой мировой войны, когда она была оккупирована немецкими войсками, по€вились сборники Ђѕогасите огниї (1938), Ђ¬еер Ѕожены Ќемцовойї и Ђќдета€ светомї (1940), Ђ аменный мостї (1944) и стихи о ѕражском восстании Ђ аска глиныї (1945). Ёти стихи глубоко коренились в чешской культурной традиции. ќни были очень конкретны по своему смыслу и образности и укрепл€ли веру в бессмертие народа.

ѕосле войны одна за другой вышли еще три книги ярослава —ейферта. Ќо ситуаци€ в стране изменилась и по€вились новые цензоры, которые знали, как должны писать чешские литераторы. ј именно, радостно и весело, замеча€ во всем только положительные тенденции, без закидонов и поисков Ђновых путейї. ( акие такие новые пути? ѕуть к коммунизму начальству известен, так что, вперед, под водительством партии!)

ќказалось, что не вс€кое здоровье выдержит социалистический реализм.   этому прибавилась также т€жела€ болезнь. — 1954 года поэт замолчал на целых дев€ть лет. Ќесмотр€ на это, он был окружен почетом, а в 1955 году даже получил √осударственную премию имени  лемента √отвальда за сборник 1954 года Ђћамочкаї. ¬ 1966 году ему было присвоено почетное звание народного артиста.

¬новь заговорил поэт в середине 1960-х годов, когда в „ехословакии началось изменение политического климата, которое назвали позже Ђѕражской веснойї. Ќо теперь это был совсем иной —ейферт. ќн стал писать свободным стихом (верлибром), больше внимани€ стал удел€ть противоречи€м жизни, относительности всего замершего, остановившегос€, скоротечности жизни. ƒаже позитивные ценности жизни поэт подвергал сомнению. ¬ эти годы издаютс€ сборники Ђ онцерт на островеї (1965), Ђ омета √алле€ї(1967), ЂЋитье колоколовї (1967). ¬ 1968 году поэт получает еще одну √осударственную премию. ¬ 1968 Ц1970 годах он был главой —оюза чехословацких писателей.

Ќо Ђѕражска€ веснаї окончилась советской оккупацией, и поэт снова замолчал надолго. “олько в 1979 году вышла его книга Ђ«онтик на ѕикадиллиї. я.—ейферт был слишком известен, чтобы подвергнуть его репресси€м, хот€ поэт к тогдашнему тоталитарному режиму относилс€ отрицательно, чего и не скрывал. ¬ чешской поэзии сложилась ситуаци€: Ђ≈сли не —ейферт, то кто же?ї ѕоэтому его им€ не запрещалось и не замалчивалось, выходили книги. ¬ отличие от произведений таких Ђбезнадежныхї диссидентов, как ¬ацлав √авел, ѕавел  огоут или Ѕогумил √рабал, стихи я.—ейферта переводились в —оветском —оюзе. ≈го книги издавались на «ападе, а присуждение я.—ейферту Ќобелевской премии в 1984 году не вызвало со стороны партийного руководства такой истерической реакции, как присуждение этой награды Ѕ.ѕастернаку и ј.—олженицыну вызвало в ———–.

Ќо от былого оптимизма не осталось и следа. ¬ 1981 году вышел сборник Ђ„умной столбї, в котором я.—ейферт воспринимает услови€ жизни в тогдашней „ехословакии, как жизнь в зачумленной стране. ¬ 1983 году вышел сборник ЂЅыть поэтомї.  нига воспоминаний Ђ¬се краса светаї вышла в 1981 году в  ельне, потом в “оронто и, наконец, в 1983 году добралась до ѕраги. ѕоследние произведени€ —ейферта обращены к прошлому, но прошлое поэт воспринимает через призму современности. ѕоэтому его воспоминани€ лишены внутреннего поко€, они наполнены размышлени€ми над тем, что происходит в мире.

‘амили€ ярослава —ейферта читалась и переводилась по-разному. ћожно встретить написание этой фамилии —айферт или даже по-немецки: «айферт. Ќо все это Ц фамилии одного и того же поэта.


pro
—емен ÷ыгановский

„итаешь биографию практически неизвестного тебе поэта и думаешь: какова бы была судьба этого парн€ в ———–? ƒожил бы он до своего п€тидес€тилети€?

spe
ёли€ ƒворникова

 то его знает, —емЄн! ¬о вс€ком случае, будучи уже руководителем —оюза писателей „ехословакии, в 1977 году ярослав —ейферт подписал диссидентскую ’артию-77 и умудрилс€-таки прожить более 80 лет!
„ем-то его стихи похожи на стихи ƒриза, которого € нежно люблю, поэтому и с —ейфетом "знакома". ќчень хороша€ стать€. —пасибо!+++++++

pro
“амара ћеркулова

ѕро то, что „апек номинировалс€ на Ќобелевскую премию, € не знала. ѕо моему, был бы вполне достойный лауреат. Ќе хуже других, нынче абсолютно забытых.

ј √ашек мне кажетс€ совершенно мужским чтением. ”ж слишком много там скабрезностей.

pro
—емен ÷ыгановский

ёли€, ¬аша реплика как раз подтверждает мои слова. ’орошо быть диссидентом в европейской стране, имеющей многолетние традиции демократии.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+