icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

 то такой ¬асилий √россман?

  • 1143
  • 5

 то такой ¬асилий √россман?

—оветские литературные критики к каждой годовщине ѕобеды объ€вл€ли о том, что писатели должны создать произведение о ¬еликой ќтечественной войне, которое можно было бы сравнить с Ђ¬ойной и миромї Ћьва “олстого. ѕосле чего устраивались критические камлани€ и ристалища о том, кому под силу справитьс€ с такой задачей.

ѕодобного рода словопрени€ были в высшей степени лукавыми, поскольку ответ был очевиден: напишет тот, кому поручат. ѕосему число возможных кандидатов в советские “олстые было невелико. »х всем известные имена и склон€лись в критических опусах.  то лучше?  то достойнее?

Ћукавые эти словопрени€ были тем более гадкими, что большинство из тех, кто Ц современным €зыком выража€сь Ц тусовалс€ в литературных кругах не могли не знать, что произведение толстовского размаха о самой страшной войне в истории –оссии уже написано. Ќаписано, но до печати не допущено. Ѕолее того, арестовано и спр€тано в архивы  √Ѕ так, чтобы и следа от него не осталось. ” автора, ¬асили€ √россмана, конфисковали не только все Ђчистовыеї экземпл€ры, но также все черновики и даже листы копировальной бумаги, чтобы наверн€ка вырубить топором то, чего нельз€ было позволить написать пером.

¬асилий √россман по совписовской табели о рангах числилс€ писателем среднего масштаба. ќн не занимал никакой секретарской должности, а значит, писать эпопею о ¬еликой ќтечественной войне ему бы ни в коем случае не поручили.

¬асилий √россман не был Ђлитературным генераломї, а значит, его произведени€ не были защищены от критики. ѕоэтому роман о —талинградской битве Ђ«а правое делої, написанный в 1952 году был сурово раскритикован теми, кто знал, что и как следует писать о войне советскому писателю. ’от€, ¬.√россман в подобных руковод€щих указани€х не нуждалс€. ¬едь, будучи фронтовым корреспондентом Ђ расной звездыї, он с первого и до последнего дн€ битвы находилс€ на самом, что ни на есть, переднем крае. ¬ такой близости от врага, где пули и осколки косили всех в равной мере, невзира€ на звание и воинскую специальность. —талинград дл€ ¬.√россмана был таким же, каким он был дл€ миллионов солдат и тыс€ч командиров взводов и рот.

¬.√россман смог прочувствовать то же, что чувствовали все сталинградцы. ∆естокий ужас войны, упр€мое нежелание отступить хот€ бы на шаг, сознание того, что за ¬олгой земли нет. Ёто сознание не военной пропагандой было внушено, и не знаменитым приказом ¬ерховного √лавнокомандующего є 227, и не заградотр€дами. “о есть все это названное тоже срабатывало. Ќо был уже и приобретенный в жестоком бою опыт войны, было и шедшее с того берега ¬олги оружие, которого, наконец-то хватало дл€ всех. Ѕыло, в конце концов, упр€мое и злобное нежелание сделать еще один шаг назад и сдать вот эти вот руины, ставшие уже родным домом и символом –одины. —удьбы и жизни людей сплелись в дивный тугой канат, который было уже не порвать, и который определил судьбу и жизнь страны, судьбу и жизнь всего человечества.

¬се это советский писатель и советский солдат ¬.√россман описал в меру своего писательского таланта. ћера, видать, была отпущена ему не маленька€. —талинградские очерки читать интересно и сегодн€, спуст€ 70 лет после тех боев. »х вполне можно сравнить с севастопольскими очерками Ћ.Ќ.“олстого. » на одной из мемориальных стен на ћамаевом кургане недаром выбиты слова ¬.√россмана: Ђ∆елезный ветер бил им в лицо, а они всЄ шли вперЄд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?ї.

Ќикому из партийных боссов не пришло бы в голову поручить ¬.√россману создание эпического романа о недавней войне и по другой, совершенно очевидной причине. ѕотому что фамили€ у писател€ была √россман. ’от€ и ¬асилий.

¬асилий √россман (1905 Ч 1964) родилс€ в еврейской семье в Ѕердичеве, который слыл в –оссии самым еврейским городом, и вполне заслуженно. √овор€т, что даже городовые в Ѕердичеве говорили на идиш.

¬асилий Ц им€ совершенно нееврейское. ѕолучил его мальчик от своей русской н€ньки, котора€ его домашнее им€ Ђ…ос€ї прин€ла, не дослышав, за Ђ¬ас€ї. “ак она потом своего питомца и называла. ¬от и стал …ос€ ¬асей. јнекдот, да и только!

—воим анекдотическим детским именем »осиф —оломонович √россман стал подписывать первые рассказы, которые по€вились в печати в 1930-х годах. ƒо этого молодой человек получил химическое образование в ћосковском университете и несколько лет работал инженером-химиком в ƒонбассе. ( стати, начальное школьное образование ¬.√россман получил в Ўвейцарии, где до 1913 года жил с матерью)

ѕервый опубликованным произведением ¬.√россмана был рассказ Ђ¬ городе Ѕердичевеї. ≈го сюжет о судьбе женщины-комиссара и о жизни, не очень-то считающейс€ с революционными глупост€ми и доктринами, знаком многим главным образом по фильму Ђ омиссарї с Ќ.ћордюковой и –.Ѕыковым в главных рол€х. ‘ильм по этому рассказу сн€л в 1967 году режиссер јлександр јскольдов, и судьба фильма оказалась нелегкой. ќн был запрещен к показу, едва не смыт и пролежал на полке более 20 лет, выйд€ на экраны только в начале перестройки.

¬тора€ мирова€ война прогнала писател€ ¬.√россмана не только через огонь боев —талинграда.  орреспондент Ђ расной звездыї ¬.√россман увидел ад лагерей уничтожени€ ћайданека и “реблинки. ј еще ему довелось узнать о том, как была расстрел€на в 1941 году со всеми бердичевскими евре€ми его мать.  оторой он, наход€сь на фронте, писал письма, наде€сь на будущую встречу, и которой продолжал писать письма до конца жизни, уже ни на что не наде€сь. ¬.√россман и ».Ёренбург собрали документы об уничтожении евреев и свидетельства очевидцев этого уничтожени€. Ётот сборник под названием Ђ„Єрна€ книгаї был опубликован в —Ўј на английском €зыке в 1947 году. –усское же ее издание при жизни авторов так и не вышло.

» свидетелем еще одного геноцида 20-го века довелось стать ¬.√россману, геноцида сталинского режима против народа своей страны, который в конце 1950-х годов стал известен под стыдливым псевдонимом Ђпоследстви€ культа личностиї. ћногие из его друзей и родственников прошли через концлагер€ на  олыме, в ¬оркуте и в Ќорильске, не менее жестокие, чем концлагер€ фашистские.

¬се виденное, все узнанное и все прочувствованное ¬.√россманом соединилось в романе Ђ∆изнь и судьбаї. Ёто произведение €вл€етс€ продолжением написанного сразу после войны романа Ђ«а правое делої. ѕоэтому у тех, кто начинает читать Ђ∆изнь и судьбаї возникает впечатление того, что они сразу, без вступлени€, попадают в гущу событий. ѕримерно так же, без вс€кого вступлени€, начинаетс€ роман  .—имонова Ђ∆ивые и мертвыеї, €вл€ющийс€ продолжением романа Ђ“оварищи по оружиюї, тоже написанного вскоре после войны.

–оман Ђ∆изнь и судьбаї Ц антисталинистский, но не антисоветский. Ѕолее того, ¬.√россман Ц без вс€кого сомнени€ советский писатель. ѕисатель советский, не только по мировоззрению, но и по методу письма. –еализм ¬.√россмана Ц это, действительно, реализм Ћьва “олстого, продолженный в 20-й век.  аковой век отличилс€ такими ужасами и мерзост€ми, которые графу Ћьву Ќиколаевичу даже в страшном сне привидетьс€ не могли бы. ћожно сказать, что ¬.√россман достойно завершил творческий метод Ћьва “олстого, рассказав простыми словами о том, о чем, кажетс€, можно было бы только кричать или плакать.

ѕодобно Ћ.“олстому ¬.√россман искусно сплетает нити жизней самых разных своих персонажей. » сплетение этих нитей вы€вл€ет судьбу всего русского народа и всего человечества. –азмышлени€ писател€ о том, в чем смысл жизни, и возможна ли борьба с судьбой Ц достойное продолжение размышлений Ћ.“олстого о тех же вопросах, возникших за сто лет до романа ¬.√россмана и, оказываетс€, так и не решенных. ƒа и возможно ли их решение раз и навсегда? Ќе решает ли каждое поколение те же вопросы каждый раз заново?

ќ том, что ¬.√россман был советским писателем, свидетельствует и то, что он и не мыслил себ€ в тех обсто€тельствах, которые возникли у него в св€зи с попыткой публикации его правдивого романа. „уть более опытный и уже не советский ј.—олженицын, когда попал в аналогичный переплет, был к нему готов.

‘актически ¬.√россман донес сам на себ€. ќн предложил свой роман Ђ∆изнь и судьбаї дл€ публикации в журнале Ђ«нам€ї, редактор которого ¬. ожевников был известен тесными св€з€ми и с ÷   ѕ—— (где он работал после войны), и с  √Ѕ. –оман, в котором незамаскированно проводились параллели между √итлером и —талиным, между фашизмом и коммунизмом, невозможно было напечатать в ———–. ќ чем и сказал автору главный советский идеолог ћ.—услов, когда ¬.√россман пробилс€ к нему на прием. —ам ћ.ј.—услов роман, конечно, не читал. Ёто сделали за него референты. Ќо решение было оглашено им самим. ќ возврате рукописи и речи не может быть. ¬ ———– роман, возможно, будет напечатать лет через 200. “о есть, никогда.

 ак уже было сказано, роман конфисковали так, чтобы исключить вс€кую возможность его восстановить. ѕроизошло это в феврале 1961 года. Ѕез вс€кого сомнени€, удар был силен и, вполне возможно, смертелен. „ерез три года писатель умер от рака.

Ќо роман Ђ∆изнь и судьбаї смог увидеть свет значительно раньше, чем через 200 лет. ќдна из копий романа находилась у друга ¬.√россмана, поэта —.Ћипкина. ¬ середине 1970-х годов фотокопию этого экземпл€ра вывезли за границу. ¬ Ўвейцарии роман расшифровали с микрофильма и издали. ¬ 1988 году, во врем€ перестройки, роман Ђ∆изнь и судьбаї вышел в —оветском —оюзе.

–оман ¬.√россмана достоин прочтени€. “ем же, кто к чтению толстых романов не привычен, стоит посмотреть сериал Ђ∆изнь и судьбаї режиссера —.”рсул€ка. Ёто, конечно, не забавна€ ЂЋиквидаци€ї, но экранизирован роман очень хорошо, с сохранением всех линий сюжета и, главное, с сохранением общей авторской мысли.


spe
Ћариса ѕопруга

  стыду своему, не читала этот роман. ‘ильм тоже не видела, но смотреть не буду, начну с книги, мне к толстым романам не привыкать

spe
ёли€ ƒворникова

ѕризнаюсь в том же пробеле. —тыдно. Ќайду и прочту, чтобы стыдно не было!

mas
≈вгений Ѕагдерин

ј € принималс€ было читать, но засыпал на третей странице. “€желоват , как и —олженицын.
»з писателей этого поколени€ больше нравились –ыбаков, “рифонов.

spe
Ћариса ѕопруга

ѕрочла дилогию √россмана "«а правое дело" и "∆изнь и судьба", что сказать... книга не просто достойна€ прочтени€, а об€зательна€ к прочтению, особенно сейчас, когда все чаще и настойчивее звучат речи о том, что в каждом городе надо воздвигнуть пам€тник —талину-победителю!
» не соглашусь с ≈вгением - с —олженициным не сравнить, написано просто и интересно (если вообще можно применить такие слова к тому, что там написано).

spe
ёли€ ƒворникова

Ќе знаю, как ¬ам, но мне теперь, после загрузки статьи в блокнот, с точностью до регул€рно приходит така€ ссылка:

√алина Ќиколаевна √россманн
ƒоктор медицинских наук
јвтор уникальных методик омоложени€ и похудени€
–уководитель ÷ентра биологии и экологии человека в Ёстонии
јвтор и ведуща€ курсов по похудению и сеансов по омоложению организма
ѕоследние 20 лет каждый день ведет пациентов по похуданию.

»диотизм! –аздражает жутко! Ёто только мне или есть ещЄ "друзь€ по несчастью"?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+