icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ягодкин
Ћюди, биографии

 то такой “омас  арлейль?

  • 779
  • 14

 то такой “омас  арлейль?

≈го идеи намного опередили своЄ врем€, заложив фундамент дл€ понимани€ истории и философии мыслител€ми, жившими уже в следующем веке и при этом он был британцем, собравшим в своЄм творчестве квинтэссенцию эпохи, недаром говор€т, чтобы пон€ть XIX век, надо пон€ть  арлейл€, он одним из первых почувствовал тревожные звонки эпохи и обратилс€ к человеку, к его жизни, к его морали, к его образу, к его роли в истории. ¬сЄ творчество великого британца об этом.

—удьба “омаса  арлейл€ Ч это подлинна€ судьба писател€, его жизнь и творчество демонстрируют миру то, каким должен быть насто€щий писатель, подлинный мыслитель и глашатай своей эпохи, а не простой моратель бумаги, ищущий легких и быстрых денег. ѕоследних  арлейль призерал, а ведь дл€ него самого писательство было основной сферой его де€тельности, и именно оно давало ему не только им€ и признание, но и средства к существованию.

ЂЌе знаю, стоит ли чего-нибудь эта книга и нужна ли она дл€ чего-нибудь люд€м: ее или не поймут, или вовсе не замет€т (что скорее всего и случитс€), - но € могу сказать люд€м следующее: сто лет не было у вас книги, котора€ бы так пр€мо, так страстно и искренне шла от сердца вашего современника" - скажет он своей жене ƒжейн ”элш- арлейль, написав последнюю строчку своей знаменитой Ђ‘ранцузской революцииї. ¬ этих его словах, которые цитируютс€ почти во всех работах, посв€щенных мыслителю, выражаетс€ его писательское кредо, он писал не дл€ кого-то и не дл€ чего-то, а потому что не мог не писать.  арлейль не угадал, Ђ‘ранцузска€ революци€. »стори€ї прогремела и принесла еЄ автору успех и признание не только на британских островах, но и в континентальной ≈вропе.

√лавной особенностью этой книги, как и всего историко-философского наследи€  арлейл€ €вл€етс€ художественна€, литературна€ составл€юща€. ќн не писал историю, он как будто вел с читателем диалог на €зыке образов и описаний, герои революции как живые смотр€т на нас со страниц книги  арлейл€. ƒантон, ћорат, –обеспьер, Ќаполеон каждого из них он описывает с неверо€тной глубиной, не просто оценива€ их роль в революции, а обраща€сь к личности и не скрыва€ личного отношени€. Ќедаром следующей его великой книгой станут Ђ√ерои, почитание героев и героическое в историиї, именно человек, личность по  арлейлю €витс€ движущей силой исторического процесса, именно в личности и в характере каждого ¬еликого человека он будет искать то, что сделало его великим, позволило ему выполнить свою историческую миссию. —пуст€ столетие к этой же мысли обратитс€ австриец  арл ѕоппер, говор€ о том, пыта€сь опровергнуть историцистские концепции ћаркса и √егел€ он скажет о том, что истори€ сама по себе лишена смысла и только человек может придать ей смысл.

¬еликий русский писатель, охвативший своей жизнью весь XIX век, с которым  арлейл€ часто сравнивали, называ€ Ђанглийским Ћьвом “олстымї, в своем великом романе, напротив, попытаетс€ показать, что историю Ђдвижутї массы, а не личность Ќи взгл€ды, ни судьбы этих двух писателей не были схожи, один из них русский граф, обращенный к народу, второй сын шотландского каменщика, говор€щий о личности, но сход€тс€ они в главном, во взгл€де на литературу, ведь Ћев Ќиколаевич тоже "не мог не писать".

ѕришла пора обратитьс€ к судьбе этого великого британца, рожденного в 1795 году в отдаленной шотландской деревне в многодетной семье с деспотом-отцом, зарабатывающим на жизнь честным трудом каменщика и фермера.  арлейль очень уважал отца. Ђя горжусь своим отцом-кресть€ниномї и никогда не помен€л бы его даже на корол€. ќтец долго колебалс€, принима€ решение дать образование своему старшему сыну, ведь никто больше в семье не умел читать. ≈го мать, убежденна€ кальвинистка, специально выучитс€ грамоте в преклонном возрасте, чтобы общатьс€ с сыном по переписке. ћать всегда мечтала, чтобы еЄ сын стал пастором и дл€ неЄ было большим потр€сением, когда он, под вли€нием немецкого романтизма и общени€ со своим другом, главой протестантской секты, Ёдуардом »рвингом отходит от религии. Ќо мать всЄ равно продолжает любить своего сына и поддерживать его во всем. ѕервые сомнени€ начинают терзать  арлейл€ ещЄ в бытность студентом Ёдинбургского университета, тогда же начинаетс€ и его увлечение литературой, а в особенности, творчеством √Єте, которого он считал своим учителем, он открывает √Єте јнглии, перевед€ Ђ¬ильгельма ћейстераї на английский. Ђ¬еликий немецї был польщен переводом, присланным ему тогда ещЄ неизвестным британским писателем и вступает с ним в переписку, котора€ продолжалась до самой смерти немца.  арлейль интрепретирует учение √Єте, создав целую серию статей о нЄм и Ђморализует егої, обраща€сь к предназначению человека. Ќа базе идей √ете  арлейль создает свою романтическую Ђфилософию трудаї, изложенную в ЂЁтике жизниї. ”влечение творчеством √Єте и других немцев, в частности Ўиллером, жизнеописание которого стало его первой крупной работой, также присланной на рецензию автору Ђ‘аустаї и высоко им оцененной, делает  арлейл€ Ђсамым немецким из всех английских писателейї, его взгл€ды действительно расходились с господствующими в английской философии представлени€ми, но несмотр€ на это он стал признанным автором, которого высоко ценили и либерал ƒжеферри, главный редактор ЂЁдинбургского обозрени€ї, где  арлейль начинал свою публицистическую де€тельность и рационалист ƒж. —. ћилль, ставший его личным другом, и ценили  арлейл€ именно за его литературный талант, который был достоин даже высочайшего признани€ самой королевой ¬икторией.

ќсновы его мировоззрени€ и его Ђписательска€ позици€ї стали во многом результатом того духовного кризиса, который он пережил в молодости, когда отошел от религии, когда пришел к полному отрицанию старых форм веры, но воспитал в себе новые, под вли€нием √Єте и »рвинга, обратившись к человеку и к высшей ценности и критически осмыслив окружающую действительность. ¬ период своих духовных исканий он, вслед за другом Ёдуардом »рвингом, отправл€етс€ из шотландской деревшки, где они оба преподавали в школах в Ёдинбург, где долго не может подобрать себе зан€тие, пока по протекции всЄ того же »рвинга не начинает работать частным учителем и писать статьи дл€ издательств, в конце концов став посто€нным автором ЂЁдинбургского обозрени€ї.

“огда же, когда он только приходит к новому миропониманию »рвинг знакомит его с ƒжен ”элш, которой суждено было стать его женой и прожить вместе с  арлейлем 40 лет, до самой своей смерти.

»х истори€ любви достойна не одного тома любовного романа. ќна Ч девушка из богатой семьи, представительница буржуазии, он Ч нищий начинающий писатель. ќни сошлись духовно, ƒжейн была очень начитана и хорошо понимала  арлейл€, но не готова была св€зать с ним свою жизнь во-первых из-за его мировоззрени€ и амплуа Ђистинного писател€ї, которое не могло быть прин€то в кругах Ђмонетизированнойї новой знати, где общалась ƒжейн, а во-вторых из-за его бедности. ќни много общаютс€, дружат, вступают в переписку.  арлейль в этот период понимает, что ему т€жело внедритьс€ в современные ему литературные круги јнглии, он не принимает и не понимает их. Ѕлагодар€ помощи семьи он арендует виллу неподалеку от родных мест и уезжает в деревню, где живет с братом јлександром, который занимаетс€ фермой, а “омас делает то, что у него получаетс€ лучше всего Ч пишет. —пуст€ п€ть лет любовь берет своЄ и когда жизнь  арлейл€ становитс€ Ђболее менее устроеннойї ƒжейн, не смотр€ на недовольство родителей, выходит за него замуж. –одители даже дают ей в приданое имение, куда после двухлетней жизни в Ёдинбурге и переезжает молода€ пара.

«десь, в английской глуши,  арлейль продолжает переписку с √ете, создает несколько статей дл€ ЂЁдинбургского обозрени€ї, которые помогли ему снискать славу в столице, и, самое главное, пишет –оман —артор –езартус ( с лат. Ђѕерештопанный портнойї) , основой которого стала его собственна€ биографи€ и период духовных исканий, пережитый им несколько лет назад. —вои переживани€ он вкладывает в вымышленную биографию философа “ельфесдрека, совмеща€ в романе трагизм и иронию, критику и сатиру. »менно эта книга принесла ему попул€рность в столице. «а еЄ изданием следует переезд в Ћондон, признание, написание его главных трудов Ђ‘ранцузской революцииї и Ђ√ероевї, знакомство с ћиллем и многолетн€€ дружба с ним. ѕублицистика живущего в Ћондоне  арлейл€ становитс€ всЄ более едкой, сатира хлесткой. ¬ конце концов он расходитс€ с ћиллем из-за разности во взгл€дах. ”мирают его друзь€ »рвинг и —терлинг. ј в 1866 году в то врем€, когда он в качестве приглашенного профессора читает лекцию в Ёдинбургском университете, в Ћондоне умирает его жена ƒжейн. —тарость он проводит практически в одиночестве. ƒругом его последних лет становитс€ „арльз ƒиккенс, носивший с собой как библию Ђ‘ранцузскую революциюї  арлейл€, восторга€сь ею. ѕод вли€нием этой книги ƒиккенс пишет свою Ђ»сторию двух городовї.

ѕоследним крупным произведением  арлейл€ стало жизнеописание прусского корол€ ‘ридриха ¬еликого, которого он завершил ещЄ до смерти жены. ќн сравнивал ‘ридриха с  ромвелем, о котором в своЄ врем€ создал подробный очерк и которого включил в свою книгу "о геро€х". ќн относит обоих де€телей к категории Ђгероев-царейї, наивысшей Ђгероическойї категории в его концепции.

 арлейль прожил долгую жизнь Ч 87 лет, скончалс€ в 1881 году. ќн был достоин того, чтобы его похоронили в ¬естминстерском аббатстве, но вс€чески противилс€ этому и завещал захоронить свой прах в родной деревне, р€дом с семьЄй. ќн жил, писал и умер как подлинный творец, как человек глубоких моральных принципов и убеждений, не прин€вший, своЄ врем€, но осмысливший и опередивший его.

¬ формате маленькой статьи невозможно передать всю ту философскую глыбу, которую представл€ет из себ€ творчество “омаса  арлейл€, поэтому мы обозначили лишь основные Ђкрючочкиї к пониманию этой личности, достойной того чтобы в стать в р€д Ђгероев-писателейї в созданной им самим же концепции.

¬ нашей стране фигура “омаса  арлейл€ не достаточно известна, так как он был не пон€т в советский период и предан анафеме (как и многие достойные иностранные авторы). ,≈го наследие достойно того, чтобы быть изучено и переосмыслено снова и снова. ” себ€ на родине  арлейль по прежнему остаетс€ фигурой, по масштабу действительно схожей с нашим Ћьвом “олстым. ≈сли вы спросите у образованного англичанина: Ђ ого из английских философов больше всего читают?ї, он однозначно ответит: Ђ арлейл€ї.


mas
ћарк Ѕлау

ѕро  арлейл€ слышал, но ничего не читал. ѕостараюсь восполнить этот пробел. — кем из русских историков его можно сравнить? »ли он больше писатель, чем историк?

deb
јнатолий ягодкин

»з историков русских наверное ни с кем.  арлейль вообще уникальна€ фигура.
ћарк, он мыслитель, так будет правильнее.
он писал историю, но его истори€ очень философична и литературно-художественна.

pro
—емен ÷ыгановский

јнатолий, а про √егел€ такую же коротенькую и емкую статью смогли бы написать. »ли про  анта?

deb
јнатолий ягодкин

—емен, интересное предложение. ѕодумаем. ¬ообще в моЄм списке следующим был ”намуно. я люблю необычных философов.   тому же последний ещЄ и испанец, а тут € вообще псих.  арлейль попалс€ мне на пути случайно и очень сильно поразил, поэтому не мог не написать о нЄм.

pro
“амара ћеркулова

я почти уверена, что про  анта написать не получитс€. „еловек всю жизнь прожил в одном городе, никуда не выезжа€! Ќикаких внешних событий.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+