icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
Ћюди, биографии

 то такой “ед Ћапидус ?

  • 832
  • 5

 то такой “ед Ћапидус ?

Ћ
ЂЋапидї на иврите означает Ђфакелї. “ак что в национальности французского модельера Ёдмона (“еда) Ћапидуса (1929 Ч 2008) сомнений быть не должно. ќн родилс€ в семье портного –увима Ћапидуса, эмигрировавшего во ‘ранцию из бывшей ¬иленской губернии –оссийской империи и ставшего здесь –обером. ћожно сказать, профессию Ёдмон Ћапидус не выбирал, а получил от отца по наследству. “о есть, он, конечно, не мечтал стать модельером, подобно »ву —ен-Ћорану. Ќе разрисовывал Ђсвоимиї придумками плать€, изображенные в женских журналах. Ѕудь у семьи деньги, Ёдмон пошел бы в университет учитьс€ на врача. Ќо дл€ содержани€ медицинского факультета семь€ Ћапидусов была недостаточно состо€тельной. ј вот дл€ того, чтобы отправить сына в послевоенную японию денег хватило.

“ед Ћапидус изучал в японии не эстетику и не загадки €понской философии, а технологию и технику индустриального, поточного, производства одежды. »менно там он пришел к выводу, который впоследствии воплотил в жизнь: модельную одежду можно и нужно производить крупными парти€ми на фабриках, а не Ђиндпошивомї в домах моделей. –азницы же в качестве и во внешнем виде не будет (или почти не будет), если персонал хорошо обучен.

¬ 1949 году, по возвращении из японии, Ћапидус попал в модельный дом  ристиана ƒиора. —обственно говор€, Ђот ƒиораї вышли практически все известные модельеры-дизайнеры 20-го века. “ед Ћапидус пошел по той же дорожке.

¬прочем, Ћапидус помен€л свое им€ Ёдмон на американизированное им€ “ед только в 1958 году. “ед звучало короче, энергичнее, и вообще в ≈вропе тогда была мода на все американское. ¬ том году Ћапидус открыл свой салон haute couture, а следом за ним Ц магазин готовой мужской одежды ЂTeddї. ¬ открытии последнего модельеру помог певец Ўарль јзнавур. ¬ самом деле, ЂTeddї выразительнее, чем ЂEdmondї, не правда ли? Ѕутики ЂTeddї по€вились во многих больших городах мира.

¬ бутиках Ђ“ед Ћапидусї продавали стандартные костюмы разнообразных размеров. Ёти красивые костюмы были сделаны на фабриках. ћассовое производство сделало их достаточно дешевыми дл€ Ђпростогої покупател€. √отова€ одежда вместо индивидуального пошива? Prêt-à-porter вместо haute couture? ћногие посетители были удивлены, если не сказать, что возмущены. ¬ элитные бутики стали заходить обычные люди с кошельком обычной толщины.

ћногие кутюрье старой школы тоже считали такой подход потр€сением основ. ’от€ принцип Ђprêt-à-porterї придумала еще в конце 1920-х годов велика€ модельер Ёльза —киапарелли. ѕри этом “ед Ћапидус старалс€ не потер€ть из-за своего новаторства прежних богатых клиентов. ќн продавал эксклюзивно модные вещи дл€ важных персон. » таких персон было достаточно. Ѕрижит Ѕардо, певица, актриса и астролог ‘рансуаза јрди, јлен ƒелон, ƒжон Ћеннон были своеобразным Ђзолотым фондомї Ћапидуса. ћодель-тростиночку “вигги Ћапидус убедил одеть вместо мини-юбки костюм с галстуком. » это прошло, и это вызвало сенсацию! —реди Ђдорогихї клиентов “еда Ћапидуса были аристократы, денежные магнаты, жены президентов.

 оллекции prêt-à-porter, пошитые небольшими сери€ми и распростран€вшиес€ через фирменные бутики, предназначались дл€ тех, кто еще не стал настолько богат, чтобы маэстро творил дл€ него эксклюзив, но которым уже понравилс€ стиль и манера дизайнера. », наконец, под маркой Ђ“ед Ћапидусї и по его дизайну выпускались и крупные серии, которые реализовывались через сетевые магазины. ¬от такие три измерени€ высокой моды.

Ќадо сказать, “ед Ћапидус, одним из первых пон€л, что эра ¬ысокой ћоды проходит безвозвратно и надо поворачиватьс€ лицом к широким массам покупателей. ¬ самом деле, на пошив эксклюзивного плать€ уходит два-три мес€ца работы. Ёто дорого, это невыносимо долго, это могут позволить себе только аристократы да особы королевской крови.

¬прочем, нет! ƒаже они стали понимать, что занима€ высокое положение в обществе, не следует шокировать людей ни слишком экстравагантной, ни слишком дорогой одеждой.  оролева Ѕритании в мини? –имский папа в золоченной скуфейке и с дорогущими часами на зап€стье? Ќонсенс! ƒаже короли и герцоги предпочтут не haute couture, производ€щую дорогой эксклюзив, а prêt-à-porter, качественную и красивую одежду, изготавливаемую небольшими парти€ми, а потому и не заоблачно дорогую. ≈сли кто-то из Ђпростого людаї позволит купить себе одежду, Ђкак у корол€ї, король будет только рад. ѕотому что четко знает, что современного Ђкорол€ї делает не только роскошный нар€д, но и демократическое отношение к своим подданным.

“ед Ћапидус не был снобом от дизайна, он не брезговал массовым производством, и это приносило ему не только известность, но и хорошие контракты. “ак, в 1969 году под его руководством в »зраиле выпустили военную форму дл€ женщин. ¬ отличие от давнего эксперимента ¬.ёдашкина с одеждой дл€ российской армии, этот контракт оказалс€ удачным дл€ обеих сторон. ¬ качестве бонуса “ед Ћапидус получил почти 50 % израильского рынка серийной одежды.

Ќо главной Ђфишкойї “еда Ћапидуса стал стиль Ђунисексї. ƒжинсы и джинсова€ ткань Ц спасибо хиппи Ц стали ассоциироватьс€ с молодостью и бунтом. “ед Ћапидус одним из первых пон€л, что современные женщины не против Ђпобунтоватьї. “ем более, что мен€юща€с€ реальность этому способствовала. ∆енщины стали самодостаточны и независимы. — другой стороны, и мужчины были не прочь немного сойти в тень, перестать посто€нно и неустанно демонстрировать свою брутальность и боевитость. –асслабитьс€ и получить удовольствие? ѕочему бы и нет?

ѕодобные взаимные стремлени€ к перемене ролей “ед Ћапидус первым оформил в виде одежды одинакового покро€ и дл€ мужчин, и дл€ женщин. Ќет, конечно, мужские и женские костюмы шились по разным лекалам, природу не обманешь. Ќо впечатление они производили именно такое, унитарное. Ётому способствовало и широкое применение в одежде джинсовой ткани. ѕри этом джинсовка, оказываетс€, позвол€ла делать одежду совсем не грубой, а очень красиво, элегантно и даже сексуально скроенной и мастерски пошитой. “ед Ћапидус позволил мужчинам и женщинам немного помен€тьс€ рол€ми и Ђсловить от этого кайфї, что завещали нам хиппари 1960-х.

“ед Ћапидус называл себ€ иногда Ђкутюрье улицыї. ќн хорошо чувствовал смену тенденций. ¬ конце 1970-х годов стиль Ђунисексї начал уходить из моды. Ќичего не поделаешь, жизнь движетс€, все мен€етс€.

ѕо-видимому, изменилс€ и характер кутюрье. ќн смог позволить себе перестать заниматьс€ модой.  стати, это одно из удовольствий, которые нам предоставл€ет жизнь Ч сменить род своей де€тельности. ќтойти от осточертевших станка, клавиатуры компьютера, рул€ автомобил€, рул€ государственной власти, наконец. ќткрыть дл€ себ€ прекрасный новый мир.

¬ 1989 году “ед Ћапидус передал все дела сыну ќливье, распродал лицензии на производство аксессуаров и ушел из большой моды и со страниц журналов и газет тоже. »звестность больше не нужна была ему. ѕоследние 20 лет своей жизни “ед Ћапидус прожил на ‘ранцузской –ивьере, неподалеку от  анн. ≈го смерть от лейкемии и его похороны на кладбище ѕер-Ћашез в ѕариже были последним информационным поводом дл€ журналистов вспомнить о знаменитом модельере. ¬спомнили про “еда Ћапидуса, однако, все средства массовой информации, и большие, и малые, и французские, и зарубежные. ѕохороны Ћапидуса почтил даже президент ‘ранции, за€вивший, что покойный продемонстрировал всему миру демократическую французскую элегантность и классичность.

» ведь он был-таки прав!


top
Halida Rojkova

јх, как красиво написано! ј €, к стыду своему, почти ничего о “еде Ћапидусе не знала, только фирму видела. “еперь знаю, спасибо за интересную статью.

spe
ёли€ ƒворникова

—лушайте! „итала и радовалась, что у нас есть такой "ƒежурный по сайту"! ќтлична€, информативна€, а главное - интересна€ стать€!!! —пасибо!+++++++++

spe
¬ладислав „ерных

—амым лучшим последователем Ћапидуса стал "д€дюшка Ћ€о" (или „анг, это самые распространенные фамилии в мире). Ћюба€ модельна€ одежда в количествах и по цене униформы )))

pro
“амара ћеркулова

—амое забавное, если бы текущих в ≈вропу беженцев приспособить к делу, их труд был бы дешевле китайского. » “урци€ совершенно спокойно могла бы по многим позици€м заткнуть д€дюшку Ћ€о. Ќо не царское это дело тр€пками торговать.

mas
ћарк Ѕлау

я ни разу не обращал внимани€ на магазины "Tedd". »ли их уже нет?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+