icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Семен Цыгановский
Люди, биографии

Кто такой Тед Лапидус ?

  • 359
  • 5

Кто такой Тед Лапидус ?

Л
«Лапид» на иврите означает «факел». Так что в национальности французского модельера Эдмона (Теда) Лапидуса (1929 — 2008) сомнений быть не должно. Он родился в семье портного Рувима Лапидуса, эмигрировавшего во Францию из бывшей Виленской губернии Российской империи и ставшего здесь Робером. Можно сказать, профессию Эдмон Лапидус не выбирал, а получил от отца по наследству. То есть, он, конечно, не мечтал стать модельером, подобно Иву Сен-Лорану. Не разрисовывал «своими» придумками платья, изображенные в женских журналах. Будь у семьи деньги, Эдмон пошел бы в университет учиться на врача. Но для содержания медицинского факультета семья Лапидусов была недостаточно состоятельной. А вот для того, чтобы отправить сына в послевоенную Японию денег хватило.

Тед Лапидус изучал в Японии не эстетику и не загадки японской философии, а технологию и технику индустриального, поточного, производства одежды. Именно там он пришел к выводу, который впоследствии воплотил в жизнь: модельную одежду можно и нужно производить крупными партиями на фабриках, а не «индпошивом» в домах моделей. Разницы же в качестве и во внешнем виде не будет (или почти не будет), если персонал хорошо обучен.

В 1949 году, по возвращении из Японии, Лапидус попал в модельный дом Кристиана Диора. Собственно говоря, «от Диора» вышли практически все известные модельеры-дизайнеры 20-го века. Тед Лапидус пошел по той же дорожке.

Впрочем, Лапидус поменял свое имя Эдмон на американизированное имя Тед только в 1958 году. Тед звучало короче, энергичнее, и вообще в Европе тогда была мода на все американское. В том году Лапидус открыл свой салон haute couture, а следом за ним – магазин готовой мужской одежды «Tedd». В открытии последнего модельеру помог певец Шарль Азнавур. В самом деле, «Tedd» выразительнее, чем «Edmond», не правда ли? Бутики «Tedd» появились во многих больших городах мира.

В бутиках «Тед Лапидус» продавали стандартные костюмы разнообразных размеров. Эти красивые костюмы были сделаны на фабриках. Массовое производство сделало их достаточно дешевыми для «простого» покупателя. Готовая одежда вместо индивидуального пошива? Prêt-à-porter вместо haute couture? Многие посетители были удивлены, если не сказать, что возмущены. В элитные бутики стали заходить обычные люди с кошельком обычной толщины.

Многие кутюрье старой школы тоже считали такой подход потрясением основ. Хотя принцип «prêt-à-porter» придумала еще в конце 1920-х годов великая модельер Эльза Скиапарелли. При этом Тед Лапидус старался не потерять из-за своего новаторства прежних богатых клиентов. Он продавал эксклюзивно модные вещи для важных персон. И таких персон было достаточно. Брижит Бардо, певица, актриса и астролог Франсуаза Арди, Ален Делон, Джон Леннон были своеобразным «золотым фондом» Лапидуса. Модель-тростиночку Твигги Лапидус убедил одеть вместо мини-юбки костюм с галстуком. И это прошло, и это вызвало сенсацию! Среди «дорогих» клиентов Теда Лапидуса были аристократы, денежные магнаты, жены президентов.

Коллекции prêt-à-porter, пошитые небольшими сериями и распространявшиеся через фирменные бутики, предназначались для тех, кто еще не стал настолько богат, чтобы маэстро творил для него эксклюзив, но которым уже понравился стиль и манера дизайнера. И, наконец, под маркой «Тед Лапидус» и по его дизайну выпускались и крупные серии, которые реализовывались через сетевые магазины. Вот такие три измерения высокой моды.

Надо сказать, Тед Лапидус, одним из первых понял, что эра Высокой Моды проходит безвозвратно и надо поворачиваться лицом к широким массам покупателей. В самом деле, на пошив эксклюзивного платья уходит два-три месяца работы. Это дорого, это невыносимо долго, это могут позволить себе только аристократы да особы королевской крови.

Впрочем, нет! Даже они стали понимать, что занимая высокое положение в обществе, не следует шокировать людей ни слишком экстравагантной, ни слишком дорогой одеждой. Королева Британии в мини? Римский папа в золоченной скуфейке и с дорогущими часами на запястье? Нонсенс! Даже короли и герцоги предпочтут не haute couture, производящую дорогой эксклюзив, а prêt-à-porter, качественную и красивую одежду, изготавливаемую небольшими партиями, а потому и не заоблачно дорогую. Если кто-то из «простого люда» позволит купить себе одежду, «как у короля», король будет только рад. Потому что четко знает, что современного «короля» делает не только роскошный наряд, но и демократическое отношение к своим подданным.

Тед Лапидус не был снобом от дизайна, он не брезговал массовым производством, и это приносило ему не только известность, но и хорошие контракты. Так, в 1969 году под его руководством в Израиле выпустили военную форму для женщин. В отличие от давнего эксперимента В.Юдашкина с одеждой для российской армии, этот контракт оказался удачным для обеих сторон. В качестве бонуса Тед Лапидус получил почти 50 % израильского рынка серийной одежды.

Но главной «фишкой» Теда Лапидуса стал стиль «унисекс». Джинсы и джинсовая ткань – спасибо хиппи – стали ассоциироваться с молодостью и бунтом. Тед Лапидус одним из первых понял, что современные женщины не против «побунтовать». Тем более, что меняющаяся реальность этому способствовала. Женщины стали самодостаточны и независимы. С другой стороны, и мужчины были не прочь немного сойти в тень, перестать постоянно и неустанно демонстрировать свою брутальность и боевитость. Расслабиться и получить удовольствие? Почему бы и нет?

Подобные взаимные стремления к перемене ролей Тед Лапидус первым оформил в виде одежды одинакового покроя и для мужчин, и для женщин. Нет, конечно, мужские и женские костюмы шились по разным лекалам, природу не обманешь. Но впечатление они производили именно такое, унитарное. Этому способствовало и широкое применение в одежде джинсовой ткани. При этом джинсовка, оказывается, позволяла делать одежду совсем не грубой, а очень красиво, элегантно и даже сексуально скроенной и мастерски пошитой. Тед Лапидус позволил мужчинам и женщинам немного поменяться ролями и «словить от этого кайф», что завещали нам хиппари 1960-х.

Тед Лапидус называл себя иногда «кутюрье улицы». Он хорошо чувствовал смену тенденций. В конце 1970-х годов стиль «унисекс» начал уходить из моды. Ничего не поделаешь, жизнь движется, все меняется.

По-видимому, изменился и характер кутюрье. Он смог позволить себе перестать заниматься модой. Кстати, это одно из удовольствий, которые нам предоставляет жизнь — сменить род своей деятельности. Отойти от осточертевших станка, клавиатуры компьютера, руля автомобиля, руля государственной власти, наконец. Открыть для себя прекрасный новый мир.

В 1989 году Тед Лапидус передал все дела сыну Оливье, распродал лицензии на производство аксессуаров и ушел из большой моды и со страниц журналов и газет тоже. Известность больше не нужна была ему. Последние 20 лет своей жизни Тед Лапидус прожил на Французской Ривьере, неподалеку от Канн. Его смерть от лейкемии и его похороны на кладбище Пер-Лашез в Париже были последним информационным поводом для журналистов вспомнить о знаменитом модельере. Вспомнили про Теда Лапидуса, однако, все средства массовой информации, и большие, и малые, и французские, и зарубежные. Похороны Лапидуса почтил даже президент Франции, заявивший, что покойный продемонстрировал всему миру демократическую французскую элегантность и классичность.

И ведь он был-таки прав!

top
Halida Rojkova

Ах, как красиво написано! А я, к стыду своему, почти ничего о Теде Лапидусе не знала, только фирму видела. Теперь знаю, спасибо за интересную статью.

spe
Юлия Дворникова

Слушайте! Читала и радовалась, что у нас есть такой "Дежурный по сайту"! Отличная, информативная, а главное - интересная статья!!! Спасибо!+++++++++

spe
Владислав Черных

Самым лучшим последователем Лапидуса стал "дядюшка Ляо" (или Чанг, это самые распространенные фамилии в мире). Любая модельная одежда в количествах и по цене униформы )))

pro
Тамара Меркулова

Самое забавное, если бы текущих в Европу беженцев приспособить к делу, их труд был бы дешевле китайского. И Турция совершенно спокойно могла бы по многим позициям заткнуть дядюшку Ляо. Но не царское это дело тряпками торговать.

mas
Марк Блау

Я ни разу не обращал внимания на магазины "Tedd". Или их уже нет?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+