Будущий писатель родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге. Отец его был потомственным специалистом по строительству маяков. В трехлетнем возрасте мальчик заболел крупом – серьезной болезнью дыхательных путей, ведущей к их сужению, последствия этого ощущались всю жизнь и в конечном итоге привели к ранней смерти.
Юность Стивенсона, кажется, полностью состоит из нереализованных намерений: хотел жениться на певичке из таверны – но отказался под давлением отца, выучился юриспруденции – но юристом не стал. Он предпочел литературу. Первой его работой, изданной на отцовские деньги, стал очерк «Пентландское восстание» – уже в юности писатель интересовался историей Шотландии.
Несмотря на слабое здоровье, Роберт много путешествовал. В одном из путешествий он познакомился с Фрэнсис Матильдой Осборн. Эта женщина была замужем, на 10 лет старше Роберта и имела двух детей – 16-летнюю дочь Айсабэл и 9-летнего сына Ллойда… этим двоим еще предстоит сыграть роль в творческой жизни писателя, а пока Стивенсон обобщает свои дорожные впечатления в книге «Путешествия вглубь страны», а затем создает свое первое художественное произведение – «Ночлег Франсуа Вийона». Далее последовали два цикла рассказов о принце Флоризеле – «Клуб самоубийц» и «Алмазы раджи».
В 1880 году появляются новые произведения – сборник очерков «Эмигрант-любитель», повесть «Дом на дюнах». Происходит и важный поворот в судьбе писателя: Фрэнсис Осборн развелась с мужем, и ничто больше не мешало любящим соединиться… Роберт и Фрэнсис (Фанни) обвенчались в Сан-Франциско, и вместе с супругой, пасынком и падчерицей писатель отправляется в Ливерпуль.
Тогда же Стивенсон получил свою «черную метку»: ему был поставлен страшный диагноз – туберкулез, по тем временам – приговор. С этой болезнью климат Англии не на пользу… вместе с матерью, супругой и Ллойдом он путешествует по тропическим странам. А чуть позже происходит одно из самых значительных событий в творческой судьбе писателя.
Однажды Стивенсон забавлялся, рисуя карту некоего вымышленного острова – с бухтами и заливами, которые, по словам писателя, «пленяли, как сонеты». Он пометил Холм подзорной трубы, Остров скелета – и назвал все это Островом сокровищ.
Такую замечательную карту Роберт немедленно продемонстрировал своему пасынку – и мальчик пришел в восторг. С этого момента начинается увлекательная совместная игра, в которую включается вся семья. В сочинении «пиратской истории» принимает участие даже отец Стивенсона, окончательно примирившийся таким образом с выбором сына (детальное описание содержимого сундука Флинта составил именно Стивенсон-страший). Но главным соавтором и одновременно прототипом главного героя оставался, конечно же, Ллойд. Именно он решил, что в «его истории» не должно быть «девчонок» – и действительно, ни одной героини в романе нет (за исключением разве что мамы Джима, которая не играет особой роли в повествовании).
Роман – с продолжением – публиковался в журнале «Young fols» с октября 1881 года по январь 1882, и сейчас уже невозможно представить, что особого восторга он тогда не вызвал – в редакцию даже приходил возмущенные письма. Но второе и третье издания (уже в виде книг) сделали автора знаменитым и обеспеченным человеком.
Следующее не менее значительное произведение поначалу имело вид цикла рассказов под названием «Истории тэнстоллского леса», но впоследствии были переработаны в роман «Черная стрела». На этот раз действие происходило в Англии, во времена войны Алой и Белой розы.
В последующие годы Стивенсон обращается к поэзии… точнее, стихи он писал всегда, но не ценил эту сторону своего творчества, теперь же он опубликовал сборник стихов, навеянных детскими воспоминаниями, под названием «Детский цветник стихов». Позднее появился второй сборник – «Подлесок» (такое название отражало отношение автора к своим стихам – подлесок, а не лес).
А вот следующий шедевр был написан под впечатлением произведения нашего соотечественника! Возможно, нам трудно это представить, но роман «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» навеян «Преступлением и наказанием Ф.Достоевского! В обоих произведениях авторы углубляются в темные глубины души преступника, пытаясь понять, что толкает человека на злодейство…
В последующие годы Стивенсон продолжает проявлять себя и как прозаик, и как поэт. Появляются новые рассказы и приключенческие романы: «Похищенный», «Окаянная Дженнет», «Владетель Баллатрэ», «Несусветный багаж», «Потерпевшие кораблекрушение», «Отлив», причем в последних трех случаях Ллойд снова выступил соавтором. Один из самых занимательных рассказов – «Сатанинская бутылка»: главный герой покупает бутылку, в которой живет черт, исполняющий желания. Как и положено черту, он жаждет завладеть душой хозяина, чтобы этого не произошло, бутылку надо продать, причем обязательно с убытком. Несчастный несколько раз пытается это сделать, но каждый раз обстоятельства складываются так, что ему приходится снова покупать бутылку, и в конце концов ему продают ее за один цент – кажется, дешевле некуда, но жена героя вспоминает, что в других странах есть другие деньги, обладающие меньшей ценностью… в конечном итоге героя спасает не хитрость и даже не самопожертвование близкого человека, а непомерная алчность того, кому безразлична собственная душа.
Поэтическое творчество представлено сборником «Баллады», самая известная из которых – «Вересковый эль» (в известном у нас переводе С.Маршака – «Вересковый мед»).
Жизнь писателя не была долгой. Под конец жизни он совершил поступок поистине беспрецедентный – он подарил… свой день рождения. Такой необычный презент он преподнес дочери своего друга. Девушка родилась 25 декабря и очень из-за этого расстраивалась: все получают подарки дважды в год, а она – только один раз, всем не до ее дня рождения – все Рождество празднуют… вот Стивенсон и утешил ее, и всю жизнь она праздновала день рождения 13 ноября.
Последние годы жизни писателя прошли в Самоа. Как это ни парадоксально, причиной смерти стал не туберкулез, а инсульт – смерть была внезапной.
Произведения Роберта Льюиса Стивенсона и по сей день не теряют своего очарования. Они не только издаются, но и экранизируются, и… вызывают множество пародий – что сам по себе является неизменным признаком читательской и зрительской любви.