icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Ћюди, биографии

 то такой —ергей ѕавлович ƒ€гилев ?

  • 1430
  • 10

 то такой —ергей ѕавлович ƒ€гилев ?

Ё
Ёто им€ хорошо помн€т в ѕариже и в Ћондоне. ќ его постановках рассказывают легенды люди, близкие к балету и опере. »сследователи давно собрали все факты его биографии. ќ нем, о своей причастности к этой €ркой личности написали воспоминани€ все, кто хот€ бы раз встречалс€ с ним.

—ергей ѕавлович ƒ€гилев был щедро одарен способност€ми. ќн неплохо пел, но голос его был излишне жестким. ќбожал музыку, играл и сочин€л, но –имский- орсаков (его учитель) посчитал, что зан€ти€ с ним Ц это врем€, потраченное без пользы. —ергей отлично разбиралс€ в оперном искусстве, понимал €зык балета и принимал условность театральных постановок. Ќо сам понимал, что никогда не станет танцовщиком или актером. Ёто огромное количество Ќќ обозначало, что у ƒ€гилева были способности, но —удьба забыла наделить его талантами. ¬прочем, как вы€снилось много позже, один талант у него все-таки был. » какой! —егодн€ ƒ€гилева назвали бы выдающимс€ продюсером. ј в ’’ веке он слыл ловким антрепренером и славилс€ необычайным умением угадывать таланты в юных даровани€х. Ќеожиданно предлагал хорошему танцовщику стать балетмейстером, сценаристом или дирижером, и тот поражал окружающих своими достижени€ми. ”видеть талант в ординарности дано не каждому. ƒ€гилев никогда не ошибалс€.

≈го нетрадиционна€ сексуальна€ ориентаци€ про€вилась очень рано и не раз вмешивалась в его карьеру. ѕервые отношени€ - с кузеном длились долгие годы и со временем трансформировались в деловое и творческое сотрудничество. Ђћир искусстваї - так назвали свой журнал —ергей ƒ€гилев, его кузен ƒмитрий ‘илософов, художник јлександр Ѕенуа и ¬альтер Ќувель. Ёто был необычный по тем временам художественный журнал, и пользовалс€ он большой попул€рностью. Ќесомненное достижение и перва€ ступенька на карьерной лестнице.

«атем началось блест€щее восхождение по той самой лестнице, что вела к славе и богатству: ƒ€гилева назначили помощником директора »мператорских театров. Ѕлест€щие постановки и гром оваций, милостивый кивок высочайших особ и приглашени€ на приемы в самые изысканные салоныЕ √ромом с небес стал указ об увольнении с поста.   нему прилагалась и приписка: ЂЅез права занимать должности на государственной службеї. «накомые перешептывались, дел€сь верси€ми. ѕерва€ звучала так: ƒ€гилев не скрывал своей близости с ¬ацлавом Ќижинским. “анцовщик был хорош собой и не отказывал в любви харизматичному шефу. —торонники второй версии шепотом рассказывали о том, что всему виной ћатильда  шесинска€. ѕрима не получила главную роль в балете ћинкуса, обиделась, пожаловалась ¬еликому  н€зю. “от похлопотал перед царем, и Ќиколай ¬торой подписал этот указ. Ѕыла еще и треть€ верси€. –етроградам всех мастей постановки ƒ€гилева казались слишком новаторскими. ќни подрывали устои и выгл€дели устрашающе революционными.

 ак ни крути версии, как ни обижайс€, а выход был один Ц уехать из –оссии. ƒ€гилев понимал, что на –одине ему не дадут спокойно работать. ќн выбрал ‘ранцию. “уда он уже привозил музыкантов и певцов. ѕариж поначалу не пон€л и не прин€л великую музыку ћусоргского. Ќо опера ЂЅорис √одуновї и знаменитый бас Ўал€пина сделали парижан фанатами русской музыки. Ђќна немного груба и частенько звучит варварски, но она захватывает и не отпускаетї, - таким было общее мнение. » никто не забыл, что этим удовольствием об€зан именно ƒ€гилеву. ¬ыставка русского изобразительного искусства и концерты симфонической музыки тоже прошли на ура. »м€ —ерге€ ƒ€гилева было на слуху. ƒушка —ерж стал своим дл€ многих театралов и меценатов. «накомством с ним гордились, помочь ему стремились. Ётот факт означал, что там, в ѕариже, у него есть им€, неплохие св€зи и поддержка.

ѕолгода адского труда, и в 1909 году открылась нова€ страница в жизни —ерге€ ѕавловича ƒ€гилева и мирового балета. –усские танцовщики покорили сначала ѕариж, а потом все европейские столицы и јмерику.  ажда€ постановка Ц Ђзрелище, достойное королейї.  аждый танцовщик Ц открытие, звезда мировой величины. Ќижинский и  арсавина, јнна ѕавлова, ќльга —песивцева и „ернышева, √еоргий Ѕаланчивадзе, ћ€син,  охно, Ћифарь и трое англичан, которых ƒ€гилев Ђнаградилї русскими именами и фамили€ми дл€ поддержани€ имиджа труппы, - это Ћиди€ —околова (’ильда ћаннингс), јнтон ƒолин (ѕатрик ’или- эй) и Ћукин (Ћейтон Ћукас). ѕозже по€витс€ еще одна англичанка - јлиси€ ћаркова, в 14 лет станцевавша€ —инюю птицу. Ќа спектакл€х аншлаг, публика в восторге от каждой мизансцены, от декораций, от музыки, от костюмов.

» все потому, что музыку дл€ спектаклей писали –авель, ѕуленк, ќрик, —травинский. ќсобую атмосферу создавали декорации, эскизы к которым создавали ћатисс и ѕикассо, Ѕенуа и Ѕакст. ќни же создавали костюмы к постановкам. ¬еликолепие спектаклей и мастерство танцовщиков требовали денег. ƒ€гилев никогда не был богат, у него не было своих средств, но он умел находить таких меценатов, которые легко расставались с деньгами. ≈го артисты всегда получали большие гонорары, а у —ержа было два костюма на каждый день, фрак и видавшее виды пальто. Ѕессребреник? ƒа. ¬ конце сезона ƒ€гилев оставл€л себе немного денег на отпуск. ≈хал в ¬енецию, там и только там он Ђмог отдыхать душой и ни о чем не думатьї. Ёто было почти единственной наградой за труд.

“ворческие люди легко ранимы, обидчивы и подозрительны. ќсобенно тогда, когда речь идет о славе и гонорарах. јртисты, взлеле€нные ƒ€гилевым, не были исключением. —кандалы, истерики, обидные слова в лицо и за спиной Ц все это было. ќни гении, они лицо искусства. ј кто такой этот ƒ€гилев? ћногие не понимали, что без него не было бы их. »ли точнее Ц их жизнь была бы иной. ¬озможно, в ней не было бы мировой славы. ¬полне веро€тно, им не посчастливилось бы станцевать такие партии. ќн отдавал им свое врем€, свою душу, свою жизнь. ƒ€гилев был гением иного плана, его творчеством его силой были другие способности: он организатор, добытчик, н€нька и самодержец. ≈го сила, его власть, его авторитет и гениальное предвидение создали  омпанию. Ђ–усский балет ƒ€гилеваї - его детище, оно рождено им. ƒ€гилев обижалс€ и сразу же прощал, громко ссорилс€ и быстро остывал. ќн ценил своих артистов. ј они оценили его, когда он ушел.

—ергей ѕавлович ƒ€гилев однажды в Ћондоне зашел в эзотерический салон. √овор€т, он был суеверен и верил в предсказани€. ”слышав Ђ¬ам стоит бо€тьс€ воды: она принесет вам смерть, и вы не доживете до 60 летї, ƒ€гилев испугалс€. ќн перестал плавать и отказывалс€ от всех передвижений по морю. ѕредставл€ете, чего стоила ему поездка в јмерику? ќн не утонул, но гадалка почти не ошиблась: он скончалс€ в ¬енеции, и ему было всего 57 лет. “ам, на острове —ан-ћикеле, есть небольшое греческое кладбище. Ќадгробие очень скромное, его поставила на свои деньги верна€ помощница. Ќа нем написано: Ђ—ергей ѕавлович ƒ€гилев, 1872-1929 г, театральный и художественный де€тельї. Ќедалеко от него Ц могила —травинского.

—езоны Ђ–усского балета ƒ€гилеваї радовали зрителей 20 лет. –овно столько ими руководил —ергей ѕавлович.  огда его не стало, сезоны никто даже не пыталс€ продолжить. ¬сем было €сно, что осиротевшее дит€ ƒ€гилева без него не жизнеспособно. «акончилась велика€ д€гилевска€ эпоха балета.


mas
ћарк Ѕлау

ћне нравитс€ его портрет с н€ней, написанный Ћеоном Ѕакстом

top
Halida Rojkova

’ороший портрет, Ѕакст вообще ћастер.

top
Halida Rojkova

ƒа и биографи€ интересна€. Ќо, —емен, очень много материала осталось. ≈ще статей на п€ть, как минимум, хватит.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+