Второе определение – король эпатажа. И тут всё верно, стоит только вспомнить его знаменитые усы и откровения дневниковых записей. Дали всегда был на виду и в центре событий. Никогда ничего не скрывал и был предельно откровенен в своих автобиографических книгах. Их две – «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» и «Дневник одного гения». Зачем написал и к чему эти откровения? Зачем сплетничать о Дали? Он сам готов рассказать о себе. Остались вопросы? Прочтите еще раз. Не понимаете? Ваши проблемы. Не принимаете? Переживу! Сальвадор Дали – мастер эпатажа. И он делает это не напоказ, не ради сиюминутного внимания публики. Он живет эпатажем и комфортно в нем себя чувствует.
Его мир полон таких причудливых образов, что ничего не нужно придумывать. Всё просто - смотри и воплощай. Реалистичны образы, мастерски прорисованы детали. Но как поразительна композиция картины! Больше нет настоящей жизни, реалии растворяются и образуют причудливые видения, больше напоминающие пророческие сны. Это уже сверхреализм, или, как назвали его французы сюрреализм. Начал эту работу Босх, продолжил Редон, теоретическую базу подвел Андре Бретон, а само слово придумал Гийом Аполлинер.
Сальвадор Дали открыл мир сюрреализма для любителей живописи. Сон и реальность в его картинах причудливо переплетаются, доводят до абсурда картину мира. Дали умел мастерски сочетать деформированную реальность с парадоксальными иллюзиями. В этом ему не было равных. Фантасмагория помогала высвободить подсознание и заставить его говорить. Вас пугают сексуальные фантазии? Вы полны страхов? Ваши комплексы мешают вам жить? Вот они на полотне. Они смешны и порой уродливы, забавны и безобразны. Они требуют решения, как ребусы. Увидели? А теперь решите ребусы, посмейтесь над простотой их разгадки, и вы увидите, как все страхи и сомнения исчезают. Они растворяются в воздухе, они иллюзорны и непрочны, как тающий под лучами утреннего солнца легкий туман.
Разносторонность Сальвадора Дали поразительна. Живопись и графика – это первая любовь. Скульптура – вторая. А дальше появляется сильнейшая страсть к кинематографу, потом к мультипликации, фотографии и даже к рекламе. Он создавал удивительную по форме мебель, загадочные ароматы духов и ювелирные украшения. Всё, что могло хоть на время заинтересовать Дали, несло печать его гениальности.
И так было с раннего детства. Дали родился 11 мая 1904 года. Родители его обожали и с готовностью выполняли любой каприз любимого чада. Его исключительность всегда подчеркивалась и никогда не подвергалась сомнению. Он знал о своей гениальности с детства, всегда помнил о своей неповторимости и привык к ней. Рисовать начал в четыре года, через 10 лет прошла его первая выставка. Он был горд и счастлив, но работать не переставал. У Дали была отличная классическая манера письма, близкая к итальянской школе живописи. Первые работы были так и написаны.
Потом в его творчество вмешался ветер перемен. Он принес буйство футуризма, пестроту импрессионизма и смелость метафизиков. Он дал возможность Дали примкнуть к сюрреалистам, а потом встать на его вершине и заявить, уходя, что он и есть сюрреализм, без него это направление в искусстве мертво.
Когда в его жизни появилась Гала, он понял, что до сих пор не знал, что такое любовь. Она стала его музой и смыслом жизни. Она была умна и красива, она тактична и умела сдерживать буйный характер Дали. Она – смысл его жизни и главная муза его Олимпа. С ней пришла в его жизнь всемирная слава. С ней он переживает метаморфозы – переход от сюрреализма к мистическому символизму и ядерному мистицизму, а потом и возвращение к «старой доброй классике». Они были вместе много лет. В конце жизни стали жить отдельно, но поддерживали дружеские отношения. Для нее Дали выстроил замок, а когда она скончалась, переехал в него, чтобы «не расставаться с Гала».
Salvador Felipe Jacinto Dali прожил 84 года. Он всю жизнь посвятил творчеству и еще при жизни стал олицетворением искусства ХХ века. Он был легендой и сотворил ее сам: придумывал поступки, объяснял их, писал о себе в первом и в третьем лице. Запутывал читателей и критиков. Радовал любителей клубнички и кормил желтую прессу. Каким он был? Разным, как жизнь, как мир, как Вселенная.