icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Галина Черевык
Обучение

Кто такой писатель?

  • 6736
  • 32

Кто такой писатель?

К
Какие ассоциации может вызвать у человека основной вопрос статьи, одновременно ставший её основой и темой? В голову напрашиваются следующие варианты ответов:

Писатель – это в первую очередь человек, личность, наполненная своим индивидуальным жизненным опытом, этапами и чертами.

Писатель – это тот, у кого весьма регулярно так и чешутся руки что-то написать. Но ему мало испачкать внеочередной лист бумаги нужным для этого действа количеством чернил. Он хочет быть если и не понятым, то узнанным точно. Другими словами писатель пишет то, о чём хочет сказать. О том, о чём не может, не хочет и не видит никакого смысла молчать. Он хочет быть услышанным.

Кто-то скажет, что писатель – это человек жаждущий лёгких денег и славы. Но, как и слава, так и деньги никому легко не достаются и писатели в этом вопросе исключением не являются. Другое дело, что слава может быть дурной, а деньги грязными. Но в то же время ещё Иоганн Гётте полагал, что тот, кто не мечтает о большом количестве почитателей своего таланта, не должен терзать бумагу своими мыслями, обличёнными в слова, так как тогда он и не писатель вовсе. Персона самого Гётте даёт основания верить в то, что он писатель и не зря терзал чернильницу, перо и бумагу. Ведь он один из тех, чья слава и известность дошла сквозь века и в наш временной период быстротечной жизни.

Поэтому лучше всех на этот вопрос могут ответить люди, которые являются писателями или хотят ими стать. Но только первые имеют больше знаний об этой профессии, чем вторые. Поэтому проще всего и в то же время сложнее всего раскрыть это понятие такое многогранное и разнородное через высказывания о нём различных писателей. Так как никто не может лучше профессионала своего дела о нём рассказать.

Карл Маркс, известный большинству как экономист, не позабыв про тягу к философии, полагал, что нельзя превращать писательство в способ денежного обогащения. Видимо, потому что в погоне за деньгами писатель рискует потерять себя в этой профессии.

Философ и публицист Уильям Гэзлитт полагал, что чем больше писатель пишет, тем больше он способен написать. То есть выходит, что писатель в некотором роде художник, превращающий разрозненные слова в единые предложения, которые в дальнейшем станут или могут стать единым целым в будущем произведении, как у художника различные краски в итоге становятся одним общим изображением на его холсте. Закономерность такова: чем больше творишь, тем больше хочется ещё сотворить. А такие тренировки любого творческого человека способны привести к тому, что он в первую очередь научится высказывать и отставить своё мнение на тот или иной вопрос. А твёрдость в убеждениях поспособствует писателю в его желании продолжить развиваться в писательстве. Если же он не будет твёрд в своих убеждениях, то быстро исчерпает себя в данной профессии. Об этом успел предупредить читателей и писателей выдающийся литератор своего века Оноре де Бальзак.

По мнению неподражаемого Ги де Мопассана писатель может сделать только одно, а именно: честно наблюдать правду жизни и талантливо изображать её на страницах своих произведений. А всё остальное – жалкие поползновения старых лицемеров. И ведь именно сама правда жизни пронизывает произведения данного писателя. А она всегда актуальна.

Значит писатель – это человек с одной стороны способный погрузить читателя в свой собственный мир фантазий (вспомните сказочников), а с другой - тот, кто даже сквозь призму собственного воображения способен подвести читателя к основной идее своего произведения. Которая, как правило, способна открыть глаза читающего на многие вещи и тем самым сделать его лучше. Выходит, что писатель – это по сути своей правдолюбец, способный сказать правду так, что к нему захочется прислушаться. А отсюда как бы сама собой возникает мысль о том, что писатель как никто другой расположен к ораторскому искусству, которое в полной мере демонстрирует на страницах своих книг.

По заверению известнейшего историка Василия Осиповича Ключевского, как для писателя, так и для учёного человека главной биографической основой выступают его книги, а важнейшими эпизодами для их создания являются мысли. С этим сложно спорить. По мнению прозаика Гюстава Флобера заслуживающим внимания и соблюдения в жизни писателя является понимание того, о чём не стоит писать в своём творении. Возможно, потому что лишнее к чему бы оно не имело отношения приносит больше вреда, чем пользы.

А Василий Розанов, являющийся философом, критиком и публицистом, явно хорошо понимал, о чём говорит, когда отвечая на вопрос, что же скрывается за словом писатель, сообщил, что вместе с беспредельным количеством тщеславия по этому деятелю тоскуют брошенные дети. А вместе с ними в печали прибывает и забытая жена.. После такого высказывания многим начинающим писателям наверняка хочется верить, что с ними такого не произойдёт. В конце концов, семью может потерять представитель любой профессии и любого уровня занятости.

Романист Жюль Гонкур считал главным навыком писателя способность выбирать, а не просто уметь хорошо описать что-либо. А от его выбора будет должно быть зависеть судьба нового творения. Ведь выбирает не только писатель (что писать), но и читатель (что читать), поэтому очень важно сделать верный выбор. Эти муки выбора писателя схожи с выбором актёра относительно того в каких картинах и спектаклях играть, а в каких нет. Ведь затем в этом примет активное участие зритель или читатель. И тот и другой хотят верить в игру актёра или в слова писателя. Если где-то проскользнёт фальшь – жди беды. Ведь прав был юморист и афорист Эмиль Кроткий кратко, но ёмко сказав по этому поводу, что плохи те писатели, которым не верят на слово. И поэтому любому писателю стоит прислушаться к публицисту и философу-просветителю Вольтеру, который высказал мысль о том что писателю нельзя перегибать палку в самодовольстве и тогда это поспособствует тому, что читатель возьмёт эстафету в свои руки и будет доволен выбором который сделал именно в пользу данного писателя.

Поэт по имени Уистен Хью Оден сказал, что известный писатель — это не только поэт или прозаик, но и действующее лицо в нашей биографии. И в биографии своего народа в целом и даже всего человечества.

Заворачивая всё сказанное в обвёртку философии, хочется отметить, что писатель – это не регулярно пишущая машинка, это кроме того человек. Да к тому же такой человек, который способен думая о высоком (и о низком разумеется тоже) в тот же миг отключаться (не думая ни о чём и ни о ком), и слушая приливы и переливы своих, погрузившихся в мир фантазий и параллельных миров мыслей, улетающих за все мыслимые и немыслимые пределы бытия и небытия.

deb
Наталья Реутова

браво! Как говорил Леонид - вне зависимости от баллов на золотую полку! А он - писатель! Галя - эту статью я лично долго ждала. Просто здорово написано! +++

spe
Галина Черевык

Наташа, если бы можно было я бы и две части написала. Эта 1 - серьезная, а 2 часть была бы несерьезной о буднях писателей, про их искания, мечтатания и растрату часов. Не скажу, что знаток, но пишу либо так как чувствую, либо в перемешку с мнением великих. Они достоверны и часто максимально откровенны. СПАСИБО!

deb
Наталья Реутова

Но почему бы не продолжить? О несерьезных буднях? это было бы очень интересно! :))

top
Елена Асвойнова-Травина

Когда-то ещё говорили так: писатели - это инженеры душ человеческих... пожалуй, тоже подходящее определение.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+