icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Лариса Попруга
Люди, биографии

Кто такой Орест Адамович Кипренский?

  • 2391
  • 7

Кто такой Орест Адамович Кипренский?

П
Пожалуй, самым известным и растиражированным полотном О.А. Кипренского является портрет А.С. Пушкина, написанный им летом 1827 года в Фонтанном доме по заказу барона А.А. Дельвига – друга поэта. Сам Пушкин был приятно удивлен портретом и сразу же откликнулся стихами: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит» – написал он в стихотворении «Любимец моды легкокрылой…», посвященном художнику. Так каким же был этот пушкинский «волшебник милый», который мог с непостижимой простотой и правдивостью запечатлеть на холсте «души изменчивой приметы»?

Не все ясно и понятно в судьбе этого замечательного художника, лучшего портретиста первой трети 19 века. Начиная с рождения, вся его жизнь – тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, который исследователи не могут распутать до сих пор. Даже на автопортретах, а их насчитывается около десятка, мы видим разные, почти взаимоисключающие образы художника. И дело тут не только в возрастных изменениях. Эти автопортреты представляют собой череду сложных душевных, духовных и житейских перипетий Кипренского-человека и стремительные превращения и искания Кипренского-художника. Судьба творца зачастую трудна и изменчива, и жизненный путь Кипренского подтверждает это в полной мере.

Орест Адамович Кипренский родился 13 марта 1782 года в деревушке Нежново Копорского уезда Петербургской губернии недалеко от Ораниенбаума. Он был внебрачным сыном небогатого помещика, отставного армейского бригадира А.С. Дьяконова и дворовой крепостной Анны Гавриловой. Образованный отец нарек дитя любви Орестом в честь одного из героев греческих мифов, а поскольку мальчик был крещен в местечке Копорье, то получил фамилию Копорский, которая уже во время учебы в Академии художеств была изменена на Кипренский, как напоминание о Киприде – богине любви и красоты. Через год с небольшим после рождения сына, Дьяконов выдает мать Ореста замуж за своего крепостного Адама Карловича Швальбе. Таким образом, Швальбе усыновил незаконнорожденного дворянского отпрыска и по казенным бумагам считался его отцом. В 1800 году, после смерти А.С. Дьяконова, А.К. Швальбе получил вольную.

Адам Швальбе был неплохим человеком, любил мальчика, у них с Кипренским навсегда остались хорошие, теплые отношения. В 1804 году двадцатидвухлетний художник напишет портрет своего приемного отца Адама Швальбе, ставший его дебютом как портретиста. Выполненный в стиле старых мастеров портрет кажется навеянным чтением Шекспира. Образ сильного и волевого старика поражает своей глубиной и искренностью. Необычайно выразительно лицо человека, готового, несмотря на преклонные годы, вступить в единоборство с судьбой. Но хотя Кипренский и дорожил портретом отца, он больше на работал в такой манере. Этот портрет считается одной из лучших работ Кипренского, а сам художник никогда не расставался с ним, брал его с собой в путешествия. И очень гордился, что на выставке в Италии эксперты, рассматривая портрет, отказались признать его авторство, утверждая, что он принадлежит кому-то из старых мастеров. Одни приняли его за работу Рубенса, другие приписывали кисти Ван Дейка и даже Рембрандта. После того, как художник доказал свое авторство, итальянцы окрестили Кипренского «русским Ван Дейком». Он стал первым русским художником, признанным в Италии. Галерея Уффици во Флоренции даже поместила у себя автопортрет художника, написанный в 1820 году в Риме. Орест Кипренский был первым русским художником, удостоенным чести написать свой портрет для знаменитой галереи автопортретов известных европейских мастеров.

Но это все в будущем, славу и признание еще нужно заслужить. А пока маленький Орест живет в семье крепостного, он предоставлен сам себе. Летом он частенько убегает из дома в Ораниенбаум, где любуется садами и каналами, прячась от сторожей и садовников, и мечтает... Иногда ему удавалось проскользнуть на террасу дворца и там, через стеклянные двери, он смотрел на старинные портреты королей и императоров, развешанные на стенах залов. Если удавалось раздобыть бумагу, маленький Орест рисовал эти портреты по памяти. Добродушный Адам Швальбе как-то показал эти рисунки барину. Дьяконов, решив, что у мальчика есть способности к рисованию, дает Кипренскому вольную и определяет шестилетнего мальчика на учебу в Петербургскую Академию художеств. Сначала он учился в Воспитательном училище, а затем поступил в класс исторической живописи, куда допускались только самые одаренные ученики.

В 1803 году Орест Кипренский с отличием заканчивает Академию художеств, однако не получает золотой медали, дающей право на пенсионерскую поездку в Европу. На следующий год руководство Академии дает ему возможность еще раз поучаствовать в конкурсе, и художник создает историческое полотно «Дмитрий Донской на Куликовом поле», за которое получает большую золотую медаль. Однако поездка откладывается, т.к. из-за наполеоновских войн граница была на замке, и Кипренский был оставлен пенсионером при Академии художеств.

Все детство и юность Кипренский провел в Академии: поступив туда шестилетним ребенком, он вышел из нее двадцатилетним юношей. Пятнадцать лет полуказарменного существования, беспощадная муштра и ежедневная рутина не подавили самостоятельности, пылкости воображения, искренности, непосредственности и жажды творчества будущего художника-романтика. Красивый, одухотворенный и восторженный юноша не знает меры ни в увлечениях, ни в работе. Друзья называли Кипренского не иначе как «сумасбродный Орест» и «пылкий Орест». Выйдя из Академии, Кипренский – щеголь и красавец, подобно молодому Пушкину, вел жизнь петербургского повесы. Но даже среди балов, бессонных ночей и бесчисленных увлечений, он не забывал о работе. Он никогда не расставался со своими альбомами, спеша запечатлеть набережную Невы, пашущего крестьянина, лица знакомых, а рядом с цитатой из Сенеки изображение пороков и страстей: себялюбия, распутства, пренебрежения к труду.

Несмотря на успех своей исторической картины, Кипренского больше привлекает человеческое лицо. Художник испытывает особое вдохновение, пытаясь проникнуть в тайну чужой жизни. Портреты А. Швальбе, А. Томилова, мальчика Челищева, Е. Давыдова, С. Уварова, четы Хвостовых и Ростопчиных, графические портреты героев войны 1812 года, несколько автопортретов – во всех этих работах нет напыщенности, художник старается запечатлеть человека в привычной для него позе, передать естественное повседневное выражение его лица. И эта кажущаяся простота оценивалась современниками как проявление высшего артистизма.

Особого упоминания достойны женские портреты Кипренского – Д.Н. Хвостова, Е.С. Авдулина, С.С. Щербатова, С.А. Голенищева-Кутузова, Н.В. Кочубей, Е.П. Ростопчина, А.А. Оленина. Глядя на них, возникает ощущение своего, особого мира. Здесь художник предстает перед нами как мастер интимного жанра, способный к постижению сокровенного в человеке.

В 1812 году О. А. Кипренский получает звание академика, а в 1815 – звание советника Академии художеств. Это было время наибольшего расцвета и признания его творчества. К нему благоволили, давали заказы, он прямо-таки купался в лучах славы. Он сближается с выдающимися деятелями литературы и искусства: И. Крыловым, Н. Гнедичем, К. Батюшковым, И. Козловым, В. Жуковским, П. Вяземским, пишет их портреты. Список работ Кипренского огромен и разнообразен – дети, литераторы, художники, музыканты, военные, государственные мужи, аристократы, актеры, моряки, купцы, крестьяне, чудесная галерея женских портретов.

В 1816 году у Кипренского наконец-то появилась возможность уехать в Италию, где он изучает античное искусство и искусство Рафаэля, которого он ставит выше других художников. Итальянскому периоду его творчества принадлежат картины «Анакреонова гробница», «Аполлон, поражающий Пифона», «Молодой садовник», «Девочка в маковом венке». Для заработка он пишет портреты итальянских помещиков и равнодушной знати. Заказы сыпались сотнями, художник не испытывал недостатка в золоте и хрустящих ассигнациях, но покоренный искусством Рафаэля, он хочет написать что-нибудь эпохальное, не осознавая, что его призвание – портрет.

Потом произошло событие, легшее черной тенью на всю последующую жизнь Кипренского. В мастерской художника при загадочных обстоятельствах была убита его натурщица, а через несколько дней скоропостижно умер и его слуга-итальянец. Полиция оправдала художника, но среди местных жителей поползли слухи, что Кипренский и есть убийца. Причем, эти слухи поддерживал и кое-кто из художников. Рим отвернулся от гения, он был подвержен настоящей травле. Кипренский уезжает в Париж. Накануне отъезда, он помещает маленькую дочь погибшей натурщицы в сиротский приют и оставляет деньги на ее воспитание.

Однако слух об убийстве долетел и до Парижа, поэтому тамошнее общество холодно приняло художника. Разочарованный и озлобленный, после шестилетнего отсутствия, летом 1823 года Кипренский возвращается в Россию. Только родина, видевшая его расцвет и славу, сможет залечить раны. Но за это время на родине тоже многое изменилось, дружба угасла от долгой разлуки, а слух об истории с натурщицей уже достиг и русских ушей. Художник был холодно встречен в Академии, испытывал недостаток в заказах, отношения со старыми друзьями стали фальшивыми и натянутыми. Да и в душе творца что-то надломилось: не было уже той легкости и вдохновения, с которой он раньше принимался за работу.

В этот нелегкий период большую помощь и участие в его судьбе оказал молодой граф Дмитрий Николаевич Шереметев (сын графа и крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой). Он пригласил художника в свой дом, содействовал в получении заказов, а в 1824 году Кипренский пишет его великолепный портрет в форме кавалергарда. А летом 1827 года именно в доме Шереметева Кипренский написал знаменитый пушкинский портрет, с которого я начала свой рассказ. В это же время он создал нежное и трогательное полотно «Бедная Лиза», по одноименной повести Н.М. Карамзина. Многие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел самого писателя. Возможно, работая над портретом, он вспоминал свою мать, жизнь которой также была исковеркана. Еще одним шедевром этого периода является портрет дочери президента Академии художеств юной Анны Олениной.

Несмотря на видимые удачи, слава и признание были позади. А после восстания на Сенатской площади, пора надежд сменилась отчаянием и безнадежностью, жизнь в николаевской России становилась для художника все более невыносимой. 22 июня 1828 года Орест Кипренский опять уезжает в Италию. Но это уже было бегство от самого себя.

В последние годы жизни его творческие поиски становятся еще более противоречивыми и беспокойными. Наряду с заказными портретами, он пишет отвлеченные полумистические аллегории, исторические сцены. Наиболее известными работами этого периода являются «Девочка с виноградом», «Мальчик лаццарони», «Девушка с колосьями и корзиною в руке». А групповой портрет «Читатели газет в Неаполе» является откликом художника на польское революционное движение.

В 1836 году за несколько месяцев до своей смерти Кипренский женится на дочери некогда погибшей натурщицы – Мариучче. Для этого он даже перешел в католичество. Девушка не любила художника, но была к нему привязана и благодарна за то, что в детстве он спас ее от голода и нищеты. Они с женой очень нуждаются в деньгах, но на все просьбы о помощи Академия художеств молчит. Умер художник 5 октября 1836 года в возрасте 54 лет от воспаления легких, похоронен в церкви Сант Анреа Делла Фратте в Риме. На средства русских художников на его могиле была установлена мраморная плита с надписью: " В честь и память Ореста Кипренского, славнейшего среди российских художников, профессора Петербургской Академии Художеств и советника Неаполитанской академии".

До конца своей жизни Орест Кипренский работал, не поняв и не осознав предначертаний своего таланта. На родине от него все еще ждали большого исторического полотна, и он сам думал, что не в портретах его сила, поэтому постоянно находился в поисках, а из-под его кисти выходили все новые наброски сложных аллегорий. Большинство полотен Ореста Адамовича Кипренского находятся в Третьяковской галерее в Москве и Русском музее Санкт-Петербурга.

"Стыд и срам, что забросили такого художника. Он первый вынес имя русское в известность в Европе" - написал художник Александр Андреевич Иванов, узнав о смерти О.А.Кипренского.

mas
Марк Блау

Картина "Читатели газеты в Неаполе" очень хорошо нарисована. Тут тебе и групповой портрет, и пейзаж, и даже заглавие газеты можно прочитать: "La Gazetta"

deb
Наталья Реутова

могу сказать, что Лариса - это "художник в литературе", она создала замечательный портрет Кипренского! +++

spe
Лариса Попруга

Марк, спасибо! Я пыталась добавить несколько изображений, но у меня не получилось почему-то.
Наташа)))))

spe
Милана Гейко

Люблю Кипренского картины многие. Статья замечательная. :):)) +++

deb
Юлия Петрова

Действительно, необычная и интересная биография. Отличная статья. +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+