icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћариса ѕопруга
Ћюди, биографии

 то такой ќрест јдамович  ипренский?

  • 2826
  • 7

 то такой ќрест јдамович  ипренский?

ѕ
ѕожалуй, самым известным и растиражированным полотном ќ.ј.  ипренского €вл€етс€ портрет ј.—. ѕушкина, написанный им летом 1827 года в ‘онтанном доме по заказу барона ј.ј. ƒельвига Ц друга поэта. —ам ѕушкин был при€тно удивлен портретом и сразу же откликнулс€ стихами: Ђ—еб€ как в зеркале € вижу, но это зеркало мне льститї Ц написал он в стихотворении ЂЋюбимец моды легкокрылойЕї, посв€щенном художнику. “ак каким же был этот пушкинский Ђволшебник милыйї, который мог с непостижимой простотой и правдивостью запечатлеть на холсте Ђдуши изменчивой приметыї?

Ќе все €сно и пон€тно в судьбе этого замечательного художника, лучшего портретиста первой трети 19 века. Ќачина€ с рождени€, вс€ его жизнь Ц тугой узел из правды и вымысла, романтических историй и клеветы, который исследователи не могут распутать до сих пор. ƒаже на автопортретах, а их насчитываетс€ около дес€тка, мы видим разные, почти взаимоисключающие образы художника. » дело тут не только в возрастных изменени€х. Ёти автопортреты представл€ют собой череду сложных душевных, духовных и житейских перипетий  ипренского-человека и стремительные превращени€ и искани€  ипренского-художника. —удьба творца зачастую трудна и изменчива, и жизненный путь  ипренского подтверждает это в полной мере.

ќрест јдамович  ипренский родилс€ 13 марта 1782 года в деревушке Ќежново  опорского уезда ѕетербургской губернии недалеко от ќраниенбаума. ќн был внебрачным сыном небогатого помещика, отставного армейского бригадира ј.—. ƒь€конова и дворовой крепостной јнны √авриловой. ќбразованный отец нарек дит€ любви ќрестом в честь одного из героев греческих мифов, а поскольку мальчик был крещен в местечке  опорье, то получил фамилию  опорский, котора€ уже во врем€ учебы в јкадемии художеств была изменена на  ипренский, как напоминание о  иприде Ц богине любви и красоты. „ерез год с небольшим после рождени€ сына, ƒь€конов выдает мать ќреста замуж за своего крепостного јдама  арловича Ўвальбе. “аким образом, Ўвальбе усыновил незаконнорожденного двор€нского отпрыска и по казенным бумагам считалс€ его отцом. ¬ 1800 году, после смерти ј.—. ƒь€конова, ј. . Ўвальбе получил вольную.

јдам Ўвальбе был неплохим человеком, любил мальчика, у них с  ипренским навсегда остались хорошие, теплые отношени€. ¬ 1804 году двадцатидвухлетний художник напишет портрет своего приемного отца јдама Ўвальбе, ставший его дебютом как портретиста. ¬ыполненный в стиле старых мастеров портрет кажетс€ наве€нным чтением Ўекспира. ќбраз сильного и волевого старика поражает своей глубиной и искренностью. Ќеобычайно выразительно лицо человека, готового, несмотр€ на преклонные годы, вступить в единоборство с судьбой. Ќо хот€  ипренский и дорожил портретом отца, он больше на работал в такой манере. Ётот портрет считаетс€ одной из лучших работ  ипренского, а сам художник никогда не расставалс€ с ним, брал его с собой в путешестви€. » очень гордилс€, что на выставке в »талии эксперты, рассматрива€ портрет, отказались признать его авторство, утвержда€, что он принадлежит кому-то из старых мастеров. ќдни прин€ли его за работу –убенса, другие приписывали кисти ¬ан ƒейка и даже –ембрандта. ѕосле того, как художник доказал свое авторство, италь€нцы окрестили  ипренского Ђрусским ¬ан ƒейкомї. ќн стал первым русским художником, признанным в »талии. √алере€ ”ффици во ‘лоренции даже поместила у себ€ автопортрет художника, написанный в 1820 году в –име. ќрест  ипренский был первым русским художником, удостоенным чести написать свой портрет дл€ знаменитой галереи автопортретов известных европейских мастеров.

Ќо это все в будущем, славу и признание еще нужно заслужить. ј пока маленький ќрест живет в семье крепостного, он предоставлен сам себе. Ћетом он частенько убегает из дома в ќраниенбаум, где любуетс€ садами и каналами, пр€чась от сторожей и садовников, и мечтает... »ногда ему удавалось проскользнуть на террасу дворца и там, через стекл€нные двери, он смотрел на старинные портреты королей и императоров, развешанные на стенах залов. ≈сли удавалось раздобыть бумагу, маленький ќрест рисовал эти портреты по пам€ти. ƒобродушный јдам Ўвальбе как-то показал эти рисунки барину. ƒь€конов, решив, что у мальчика есть способности к рисованию, дает  ипренскому вольную и определ€ет шестилетнего мальчика на учебу в ѕетербургскую јкадемию художеств. —начала он училс€ в ¬оспитательном училище, а затем поступил в класс исторической живописи, куда допускались только самые одаренные ученики.

¬ 1803 году ќрест  ипренский с отличием заканчивает јкадемию художеств, однако не получает золотой медали, дающей право на пенсионерскую поездку в ≈вропу. Ќа следующий год руководство јкадемии дает ему возможность еще раз поучаствовать в конкурсе, и художник создает историческое полотно Ђƒмитрий ƒонской на  уликовом полеї, за которое получает большую золотую медаль. ќднако поездка откладываетс€, т.к. из-за наполеоновских войн граница была на замке, и  ипренский был оставлен пенсионером при јкадемии художеств.

¬се детство и юность  ипренский провел в јкадемии: поступив туда шестилетним ребенком, он вышел из нее двадцатилетним юношей. ѕ€тнадцать лет полуказарменного существовани€, беспощадна€ муштра и ежедневна€ рутина не подавили самосто€тельности, пылкости воображени€, искренности, непосредственности и жажды творчества будущего художника-романтика.  расивый, одухотворенный и восторженный юноша не знает меры ни в увлечени€х, ни в работе. ƒрузь€ называли  ипренского не иначе как Ђсумасбродный ќрестї и Ђпылкий ќрестї. ¬ыйд€ из јкадемии,  ипренский Ц щеголь и красавец, подобно молодому ѕушкину, вел жизнь петербургского повесы. Ќо даже среди балов, бессонных ночей и бесчисленных увлечений, он не забывал о работе. ќн никогда не расставалс€ со своими альбомами, спеша запечатлеть набережную Ќевы, пашущего кресть€нина, лица знакомых, а р€дом с цитатой из —енеки изображение пороков и страстей: себ€люби€, распутства, пренебрежени€ к труду.

Ќесмотр€ на успех своей исторической картины,  ипренского больше привлекает человеческое лицо. ’удожник испытывает особое вдохновение, пыта€сь проникнуть в тайну чужой жизни. ѕортреты ј. Ўвальбе, ј. “омилова, мальчика „елищева, ≈. ƒавыдова, —. ”варова, четы ’востовых и –остопчиных, графические портреты героев войны 1812 года, несколько автопортретов Ц во всех этих работах нет напыщенности, художник стараетс€ запечатлеть человека в привычной дл€ него позе, передать естественное повседневное выражение его лица. » эта кажуща€с€ простота оценивалась современниками как про€вление высшего артистизма.

ќсобого упоминани€ достойны женские портреты  ипренского Ц ƒ.Ќ. ’востова, ≈.—. јвдулина, —.—. ўербатова, —.ј. √оленищева- утузова, Ќ.¬.  очубей, ≈.ѕ. –остопчина, ј.ј. ќленина. √л€д€ на них, возникает ощущение своего, особого мира. «десь художник предстает перед нами как мастер интимного жанра, способный к постижению сокровенного в человеке.

¬ 1812 году ќ. ј.  ипренский получает звание академика, а в 1815 Ц звание советника јкадемии художеств. Ёто было врем€ наибольшего расцвета и признани€ его творчества.   нему благоволили, давали заказы, он пр€мо-таки купалс€ в лучах славы. ќн сближаетс€ с выдающимис€ де€тел€ми литературы и искусства: ».  рыловым, Ќ. √недичем,  . Ѕатюшковым, ».  озловым, ¬. ∆уковским, ѕ. ¬€земским, пишет их портреты. —писок работ  ипренского огромен и разнообразен Ц дети, литераторы, художники, музыканты, военные, государственные мужи, аристократы, актеры, мор€ки, купцы, кресть€не, чудесна€ галере€ женских портретов.

¬ 1816 году у  ипренского наконец-то по€вилась возможность уехать в »талию, где он изучает античное искусство и искусство –афаэл€, которого он ставит выше других художников. »таль€нскому периоду его творчества принадлежат картины Ђјнакреонова гробницаї, Ђјполлон, поражающий ѕифонаї, Ђћолодой садовникї, Ђƒевочка в маковом венкеї. ƒл€ заработка он пишет портреты италь€нских помещиков и равнодушной знати. «аказы сыпались сотн€ми, художник не испытывал недостатка в золоте и хруст€щих ассигнаци€х, но покоренный искусством –афаэл€, он хочет написать что-нибудь эпохальное, не осознава€, что его призвание Ц портрет.

ѕотом произошло событие, легшее черной тенью на всю последующую жизнь  ипренского. ¬ мастерской художника при загадочных обсто€тельствах была убита его натурщица, а через несколько дней скоропостижно умер и его слуга-италь€нец. ѕолици€ оправдала художника, но среди местных жителей поползли слухи, что  ипренский и есть убийца. ѕричем, эти слухи поддерживал и кое-кто из художников. –им отвернулс€ от гени€, он был подвержен насто€щей травле.  ипренский уезжает в ѕариж. Ќакануне отъезда, он помещает маленькую дочь погибшей натурщицы в сиротский приют и оставл€ет деньги на ее воспитание.

ќднако слух об убийстве долетел и до ѕарижа, поэтому тамошнее общество холодно прин€ло художника. –азочарованный и озлобленный, после шестилетнего отсутстви€, летом 1823 года  ипренский возвращаетс€ в –оссию. “олько родина, видевша€ его расцвет и славу, сможет залечить раны. Ќо за это врем€ на родине тоже многое изменилось, дружба угасла от долгой разлуки, а слух об истории с натурщицей уже достиг и русских ушей. ’удожник был холодно встречен в јкадемии, испытывал недостаток в заказах, отношени€ со старыми друзь€ми стали фальшивыми и нат€нутыми. ƒа и в душе творца что-то надломилось: не было уже той легкости и вдохновени€, с которой он раньше принималс€ за работу.

¬ этот нелегкий период большую помощь и участие в его судьбе оказал молодой граф ƒмитрий Ќиколаевич Ўереметев (сын графа и крепостной актрисы ѕрасковьи ∆емчуговой). ќн пригласил художника в свой дом, содействовал в получении заказов, а в 1824 году  ипренский пишет его великолепный портрет в форме кавалергарда. ј летом 1827 года именно в доме Ўереметева  ипренский написал знаменитый пушкинский портрет, с которого € начала свой рассказ. ¬ это же врем€ он создал нежное и трогательное полотно ЂЅедна€ Ћизаї, по одноименной повести Ќ.ћ.  арамзина. ћногие отмечали, что он в этой работе милосердием своим превзошел самого писател€. ¬озможно, работа€ над портретом, он вспоминал свою мать, жизнь которой также была исковеркана. ≈ще одним шедевром этого периода €вл€етс€ портрет дочери президента јкадемии художеств юной јнны ќлениной.

Ќесмотр€ на видимые удачи, слава и признание были позади. ј после восстани€ на —енатской площади, пора надежд сменилась отча€нием и безнадежностью, жизнь в николаевской –оссии становилась дл€ художника все более невыносимой. 22 июн€ 1828 года ќрест  ипренский оп€ть уезжает в »талию. Ќо это уже было бегство от самого себ€.

¬ последние годы жизни его творческие поиски станов€тс€ еще более противоречивыми и беспокойными. Ќар€ду с заказными портретами, он пишет отвлеченные полумистические аллегории, исторические сцены. Ќаиболее известными работами этого периода €вл€ютс€ Ђƒевочка с виноградомї, Ђћальчик лаццарониї, Ђƒевушка с колось€ми и корзиною в рукеї. ј групповой портрет Ђ„итатели газет в Ќеаполеї €вл€етс€ откликом художника на польское революционное движение.

¬ 1836 году за несколько мес€цев до своей смерти  ипренский женитс€ на дочери некогда погибшей натурщицы Ц ћариучче. ƒл€ этого он даже перешел в католичество. ƒевушка не любила художника, но была к нему прив€зана и благодарна за то, что в детстве он спас ее от голода и нищеты. ќни с женой очень нуждаютс€ в деньгах, но на все просьбы о помощи јкадеми€ художеств молчит. ”мер художник 5 окт€бр€ 1836 года в возрасте 54 лет от воспалени€ легких, похоронен в церкви —ант јнреа ƒелла ‘ратте в –име. Ќа средства русских художников на его могиле была установлена мраморна€ плита с надписью: " ¬ честь и пам€ть ќреста  ипренского, славнейшего среди российских художников, профессора ѕетербургской јкадемии ’удожеств и советника Ќеаполитанской академии".

ƒо конца своей жизни ќрест  ипренский работал, не пон€в и не осознав предначертаний своего таланта. Ќа родине от него все еще ждали большого исторического полотна, и он сам думал, что не в портретах его сила, поэтому посто€нно находилс€ в поисках, а из-под его кисти выходили все новые наброски сложных аллегорий. Ѕольшинство полотен ќреста јдамовича  ипренского наход€тс€ в “реть€ковской галерее в ћоскве и –усском музее —анкт-ѕетербурга.

"—тыд и срам, что забросили такого художника. ќн первый вынес им€ русское в известность в ≈вропе" - написал художник јлександр јндреевич »ванов, узнав о смерти ќ.ј. ипренского.


mas
ћарк Ѕлау

 артина "„итатели газеты в Ќеаполе" очень хорошо нарисована. “ут тебе и групповой портрет, и пейзаж, и даже заглавие газеты можно прочитать: "La Gazetta"

deb
Ќаталь€ –еутова

могу сказать, что Ћариса - это "художник в литературе", она создала замечательный портрет  ипренского! +++

spe
Ћариса ѕопруга

ћарк, спасибо! я пыталась добавить несколько изображений, но у мен€ не получилось почему-то.
Ќаташа)))))

spe
ћилана √ейко

Ћюблю  ипренского картины многие. —тать€ замечательна€. :):)) +++

deb
ёли€ ѕетрова

ƒействительно, необычна€ и интересна€ биографи€. ќтлична€ стать€. +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+