«Википедии» тогда еще не было. Поэтому и про Гэсэра, и про Рёриха я узнавал постепенно. «Гэсэр-хан» – большой цикл мифов бурятского и монгольского народов. Мифы о Гэсэре есть также у тибетцев, калмыков и у уйгур. Хан Гэсэр – богорожденный герой, посланный на землю в образе человека для расправы с демонами и злыми чудовищами. Его лук никогда не знал промаха, а победам не было конца. Одна из битв Гэсэра с мировым злом и изображена на врезавшейся в мою память картине Н.К.Рёриха.
Сам же Николай Константинович Рёрих (1874 — 1947) оказался личностью незаурядной, выдающимся русским художником, писателем и путешественником. Он родился в Санкт-Петербурге, а умер на Тибете. Жизнь Рёриха интересна и красочна, как его картины, которых за свою долгую жизнь он написал около 7 тысяч штук.
Н.К.Рёрих – ученик знаменитого Архипа Ивановича Куинджи. А.И.Куинджи известен, как художник-волшебник. Его картины «Лунная ночь на Днепре» и «Березовая роща» наверняка известны всем.
Тогда же Н.К.Рёрих заинтересовался археологией и русскими древностями. В 1897 году он закончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Дипломная картина Н.К.Рёриха «Гонец» была посвящена истории дохристианской Руси. Картину приобрел для своей галереи знаменитый собиратель П.М.Третьяков. Первые картины Н.К.Рёриха из цикла «Начало Руси. Славяне», завораживают и сюжетом, и игрой красок, смело использовать которые художник научился у А.И.Куинджи. Пожалуй, самая замечательная картина этого цикла – «Заморские гости», написанная в 1901 году.
В самом начале двадцатого века Н.К.Рерих создает множество картин. По его эскизам делаются мозаики, он – художник-постановщик ряда оперных спектаклей. Тогда же художник заинтересовался историей и философией Востока, а также теософским учением Е. П. Блаватской. Его умом все больше начала завладевать идея о Тибете и Индии, как родине индоевропейской цивилизации. После октябрьской революции 1917 года Н.К.Рёрих оказался на территории Финляндии. В 1919 году он совершает поездку по странам северной Европы, а в 1920 году – по США.
В 1922 году в США Н.К.Рерих познакомился с финансистом Луисом Хоршем (Louis L. Horch). Благодаря содействию и финансовой помощи Луиса Хорша в Чикаго был построен небоскреб Мастер-Билдинг (The Master Building), в котором размещались Музей Рёриха (The Roerich Museum), а кроме него еще также Институт объединённых искусств Мастера (The Master Institute of United Arts). Дом Мастера торжественно открыли в ноябре 1929 года. Здесь были размещены более тысячи картин Рериха, произведения тибетского искусства и библиотека тибетских манускриптов.
В 1924 году состоялось не то чтобы примирение Н.К.Рёриха с советской властью, но некоторое сближение, на базе того, что Н.К.Рёрих решил, что идеи коммунизма и буддизма совпадают.
В 1924 – 1928 году Н.К.Рёрих организовал экспедицию в Гималаи. Экспедиция проложила свой маршрут через высокогорные районы Индии и Китая , Россию (Н.К.Рёрих ездил из Сибири в Москву), через Алтайские горы и степи Монголии в Тибет, а также по неизученным областям Гималаев. В столицу Тибета Лхасу экспедицию не допустили.
Во время экспедиции проводились археологические и этнографические исследования. Н.К.Рёрих написал книги «Алтай — Гималаи» и «Сердце Азии», а также создал около пятисот картин. Н.К.Рёрих пытался также организовать на территории Алтая концессии по разработке месторождений полезных ископаемых. Существует много версий о реальных целях этой экспедиции, в числе которых – версия о поиске Ша́мбалы — мифической страны в Тибете, где сосредоточена ведическая мудрость.
С 1928 года Н.К.Рёрих со своей семьей поселился в долине Куллу, в северном индийском высокогорном штате Химачал-Прадеш. Здесь он прожил до конца своей жизни и создал еще множество картин, большая часть из которых по завещанию художника должны были быть переданы СССР.
Жизнь и творчество Н.К.Рёриха оценивают по-разному, но в любом случае все признают, что он – сильный художник. А многие – просто без ума от его картин.