Когда, как и почему это слово приобрело привычное нам значение – «супруг, женатый мужчина по отношению к своей жене»? Точно сказать трудно. Наверное, можно связать это с тем, что для взрослого, зрелого мужчины быть женатым представлялось делом абсолютно естественным. Более того, в старину для взрослого мужчины, который не обзавёлся собственной семьёй, существовало специальное название – «детина», родственное слову «дети» – т.е. предполагалось, что этот человек так до конца и не повзрослел (в этом свете весьма иронической выглядит характеристика старшего брата Ивана в сказке «Конёк-горбунок» – «Старший умный был детина»… сразу ясно, как оценивает автор этого «умного» персонажа в сравнении с «дураком»-братом).
В современном мире такая позиция изрядно пошатнулась – сейчас далеко не каждый представитель сильного пола считает статус мужа, супруга естественным для себя. Более того, некоторые даже воспринимают это чуть ли не как лишение свободы («окольцевать», «захомутать» – ещё далеко не самые радикальные выражения на этот счёт). Но так ли плох статус супруга?
Некоторое «лишение свободы» в этом, пожалуй, есть… но «любовь» и «свобода» – понятия вообще несовместимые, недаром любовь иначе именуют «привязанностью», нельзя любить и быть любимым, не отдавая себя… тем более – нельзя быть свободным, слившись в единое целое с другим человеком. С точки зрения Церкви, например, муж становится с женой «единой плотью» – до такой степени, что их родственники теперь являются родственниками между собой (вспомните, как радовалась княжна Марья Болконская, что Наташа Ростова в своё время отказала её брату – иначе Марья не имела бы права выходить замуж за Николая Ростова – они состояли бы в близком родстве).
Особая близость мужа и жены подчёркивается и светским законодательством: именно муж считается наиболее близким родственником женщины – наряду с родителями и детьми.
Впрочем, если даже не принимать во внимание ни каноны, ни законодательство… кого может женщина назвать самым близким человеком? Конечно, супруга – настолько близким, что она допускает его даже в своё тело. И без такой близости поистине нельзя раскрыть самоё себя – стать цельным человеческим существом.