icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Ћюди, биографии

 то такой ћакс ѕенсон?

  • 1307
  • 15

 то такой ћакс ѕенсон?

ѕ
ѕри слове Ђлетописецї воображение услужливо выдает картинку Ц темна€ кель€, в ней старец. ѕри свете лучины он пишет летопись. ≈го работа важна: он записывает все, чему €вл€етс€ свидетелем. ѕишет так, как понимает, как запоминает. ѕишет дл€ потомков и потому слегка лукавит: подправл€ет или, если быть абсолютно точной, украшает и поступки людей, и событи€, о которых повествует.

¬рем€ вносит свои коррективы и в эту важнейшую миссию. — по€влением фотоаппаратов быть летописцем стало и легче, и труднее. Ћегче, потому что не нужно годами корпеть над бумагой. ј труднее, потому что ничего нельз€ подкорректировать. ‘отографи€ безжалостна и беспристрастна. ќна показывает то, что есть. ј если кому-то не нравитс€, то фотографа ждет наказание Ц сначала невозможность работать, а потом и забвение.

“ак было и с ћаксом ѕенсоном Ц одним из лучших фотографов 20-30 годов 20 века. ќн родилс€ в –оссийской империи, в небогатой еврейской семье. “ворческа€ натура искала выхода, и он посто€нно училс€. ѕрекрасно рисовал Ц закончил художественно-керамическую школу в ћиргороде. ѕосле очередного погрома семь€ оказалась на задворках империи Цв —редней јзии, в  оканде.

ћаленький город с первого взгл€да поражал своей необычностью. ¬ нем вс€ жизнь на виду. «десь не спр€тать ни ужасающую нищету бедных кварталов Ц махалли, ни вызывающую роскошь местных баев, ни жестокие законы, присущие јзии. » вместе с тем, там, в  оканде, в этом Ѕогом забытом городишке, жили люди, Ђотзывчивее которых не доводилось видетьї.

Ќадо было на что-то жить, и ћакс сменил несколько профессий. —вое призвание нашел в педагогике. ≈му нравились дети, привлекали и открытость местных жителей, и их т€га к знани€м, и философское отношение к жизни. ¬ 1923 году он переезжает в “ашкент, а в 1925 году по€вл€ютс€ его первые фотографии. Ќасто€щие шедевры! ѕо тем временам р€дом с ѕенсоном сто€ть вровень по мастерству могли только несколько фотографов.

—корее всего, если бы он уехал из —редней јзии, его жизнь сложилась бы иначе. ¬полне веро€тно, его мастерство было бы оценено высоко, и перед ним могла открытьс€ карьера в кинематографе, который в то врем€ только набирал силу. Ќо ћакс ѕенсон выбрал свой путь. ќн стал первым летописцем нового ”збекистана. ѕоказывал в своих работах, как трудно люд€м расставатьс€ со старым, как вековые традиции насмерть сражаютс€ со всем новым.

¬от на фото женщины, юные, почти девочки, сбросившие паранджу. ¬ глазах Ц решимость. Ђѕозорї! - кричали им вслед, плевали и грозили смертью. ”часть этих женщин страшна. ќтец, муж или брать€ могли по приказу муллы забить их камн€ми. » им хорошо известно, сколько их сестер было убито или изувечено озверевшими фанатиками. » такие люди тоже есть на фотографи€х ћакса ѕенсона. ¬доль глинобитной стены сто€т двое пожилых людей. ќдин молча смотрит, сверлит фотографа ненавид€щим взгл€дом, а другой что-то кричит и угрожающе замахиваетс€ палкой.

Ќо чаще всего работы ѕенсона Ц это гимн новому времени, хвалебна€ песнь обычному человеку. ѕростые и, наверное, не очень красивые лица, радостные улыбки, раздавленные работой руки, ласкова€ улыбка юной матери, корм€щей ребенкаЕ  стати, именно за фотографию, названную ѕенсоном Ђ”збекска€ мадоннаї, мастер получил золотую медаль на ¬семирной выставке в ѕариже. Ѕыло это в 1937 году.

— особой любовью он снимал стариков и детей. ѕоражают фотографии, сделанные во врем€ строительства Ѕольшого ‘ерганского канала. “ут особа€ истори€. ќгромный канал Ц искусственна€ река Ц был прорыт в рекордно короткие сроки. »з техники Ц только лопаты, кирки, ослики и тачки дл€ вывоза грунта из русла.  опали вручную день и ночь, смен€€ друг друга.

Ќасто€щий праздник Ц вода пришла в засушливые земли! ћузыка Ц карнаи и сурнаи, а играют лучшие музыканты республики. »мпровизированный концерт тут же, на берегу. “анцует сама “амара-ханум Ц лучша€ из лучших танцовщиц. ¬се это запечатлел мастер, самым неверо€тным образом уловив и показав зрителю ликование простых работ€г, их радость от хорошо проделанного труда.  аждый снимок Ц событие, кажда€ фотографи€ Ц шедевр. ¬ них Ц сочетание авангарда и традиций, и это сочетание сразу поднимало работы мастера на недос€гаемую высоту.

¬ 1944 году прошла персональна€ выставка ћакса ѕенсона Ц выдающегос€ фотографа. ќна называлась Ђ20 лет в ”збекистанеї. »тог работы. »тог жизни. ј в 1949 году на волне антисемитской истерии ѕенсона увольн€ют с работы, найд€ ничтожный повод. ј дальше Ц забвение.  ак будто не было мастера, как будто никогда не рукоплескали его работам, не хвалили и не гордились тем, что усто ѕенсон снимает именно ”збекистан.

ћакс ѕенсон умер в 1959 году. ћогил на старом еврейском кладбище почти в центре “ашкента всегда утопает в цветах. јрхив чуть не погиб. ≈го чудом сумела сохранить дочь - ƒина ћаксовна. ќна и ее муж, известный документалист ‘айзулла ’оджаев, во врем€ землетр€сени€ 1966 года спасали не пожитки, а работы мастера.

«абвение кончилось в 90-е. — тех пор выставки проход€т не только в городах ”збекистана, но и в –оссии, в —Ўј, в ≈вропе. –авнодушных не бывает. –аботы ћакса ѕенсона живут и сегодн€ так же, как много лет назад, вызывают восхищение. ќни неотъемлема€ часть истории страны, которой уже нет, но пам€ть о которой живет в песн€х, художественных произведени€х и фотографи€х ћакса ѕенсона.


top
Halida Rojkova

Ёто самые известные фотоработы усто (мастера) ѕенсона. “реть€ фотографи€ - это и есть ”збекска€ мадонна. “акое фото во времена паранджи могло стоить жизни и женщине и фотографу!

spe
ёли€ ƒворникова

’алида, душа мо€, € раньше ни чего не знала о ћарке ѕенсоне, кроме его "”збекской ћадонны". “очнее, € даже не знала им€ автора, знала лишь саму фотографию. ѕросто удивительные вещи, пока не могу даже подобрать правильные слова! ¬от скажите на милость, какое отношение к красоте могут иметь национальности? –азве вол€, свобода, красота имеют национальность? ѕодлость, правда, тоже национальности не имеет. „то и подчЄркивает единство всех народов на земле. √рустно. ++++

top
Halida Rojkova

‘ашизм в любой части света безобразен! Ќенависть к люд€м, разделение на" наших и не наших", на евреев, черных и белых - сама€ больша€ гадость, придуманна€ людьми.

mas
≈вгений Ѕагдерин

’ороша€ стать€. —пасибо .   своему стыду ничего не знал об этом фотографе.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+