icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

 то такой Ћев Ќиколаевич √умилЄв?

  • 2226
  • 15

 то такой Ћев Ќиколаевич √умилЄв?

√овор€т, природа отдыхает на дет€х гениев. ќднако бывают исключени€.

1 окт€бр€ 1912 года у поэтов Ќикола€ √умилева и јнны јхматовой родилс€ сын Ћевочка. Ћев Ќиколаевич √умилев (1912 Ц 1992) , который стал знаменитым ученым, историком и географом, автором теории этногенеза.

ѕохоже, что ни маме, ни папе сын не был нужен. — 1912 по 1929 год мальчик живет с бабушкой, јнной »вановной √умилевой, сначала в ÷арском —еле, потом в “верской губернии, тоже в селе, но уже не царском, а в родовом имении —лепнево. ѕозже бабушка с внуком перебралась в город Ѕежецк. ¬ 1929 году, по окончании дев€ти классов школы, Ћев √умилев приезжает в Ћенинград и посел€етс€ у матери в ‘онтанном доме. ¬ 1930 году он пытаетс€ поступить в ѕедагогический институт, но неудачно. ѕодвела биографи€ Ц двор€нский ребенок. “аких в высшие учебные заведени€ принимали только после трудовой Ђперековкиї.

“рудова€ Ђперековкаї продолжалась 3 года. Ћев √умилев работает в разных экспедици€х: в геологической Ц в ѕрибайкалье, в медицинской Ц в —редней јзии, в археологической в  рыму. ¬се пошло на пользу. ¬ ѕрибайкалье он увидел, что такое ÷ентральна€ јзи€, колыбель тюркского этноса. ¬ “аджикистане Ц выучил таджикский €зык (в общем, это персидский €зык, который тоже ему потом пригодитс€). ¬  рыму познакомилс€ с трудом археологов.

¬ 1934 году Ћев √умилев возвращаетс€ в Ћенинград и, наконец, поступает в Ћенинградский госуниверситет на исторический факультет.  азалось бы, невзгоды кончились. Ќет, все гадости еще только начинались.

ѕосле убийства —.ћ. ирова в декабре 1934 года в Ћенинграде начались чистки и аресты Ђдвор€нского элементаї. Ћ.√умилева арестовывают в но€бре 1935 года, но 3 декабр€ освобождают.

ќднако 10 марта 1938 года Ћ.Ќ.√умилев арестован снова, и на этот раз всерьез. ¬ сент€бре его признают Ђврагом народаї и осуждают на 10 лет заключени€. ѕриговор, сказать по правде, божеский. —ледующа€ мера наказани€ по той статье, по которой Ћ.√умилева осудили, был расстрел. √умилева отправл€ют на Ѕеломорканал.

Ќо в 1939 году приговор был пересмотрен Ц о, чудо! Ц в сторону см€гчени€ наказани€. Ћ.Ќ.√умилев приговариваетс€ к 5 годам лагерей (однако, с зачетом предыдущих лет заключени€ в тюрьме и в лагер€х). Ћ.Ќ.√умилева отправл€ют в Ќорилаг.

Ќорильск Ц одно из самых страшных мест на планете. ќн находитс€ за пол€рным кругом. Ёто означает Ц хмурые, едва развидн€ющиес€, сумерки зимой, не уход€щее за горизонт солнце Ц летом. ƒикий ветер, сбивающий с ног при п€тидес€ти градусах мороза. ƒаже местные жители, нганасаны, откочевывают зимой южнее. ѕри таком ветре и пурге начинаешь одинаково сочувствовать и тем, кто сидит в бараках, и вертуха€м, сто€щим на вышках.

¬ 1943 году Ћ.√умилев освобождаетс€ из заключени€ и остаетс€ в Ќорильске. ƒо окт€бр€ 1944 он работает техником в местной геофизической экспедиции, а потом добровольцем уходит на фронт. ќн воевал в ¬осточной ѕруссии и брал Ѕерлин.

¬ 1946 году, после демобилизации, Ћев √умилев оканчивает университет и поступает в аспирантуру.

» снова в Ћенинграде объ€влена охота на ведьм. Ќа этот раз на прицеле Ц јнна јхматова. ¬ августе 1946 года ее исключают из —оюза писателей.

ќгонь по матери, а достаетс€ сыну. ¬ декабре 1947 года Ћ.√умилева отчисл€ют из аспирантуры. ќтчисл€ют с дивной формулировкой: Ђза несоответствие филологической подготовки избранной специальностиї. Ќесоответствие действительно имело место. “ребовалось знать два €зыка, а Ћев √умилев знал п€ть, в том числе, персидский. ¬прочем, диссертаци€ уже была написана и через год, 28 декабр€ 1948 года Ћев √умилев защищает диссертацию на тему Ђѕолитическа€ истори€ первого тюркского каганата. VIЧVIII вв. н. э.ї.

¬прочем, советской власти кандидат исторических наук Ћев √умилев сильно мешает. 6 но€бр€ 1949 года он арестован в четвертый раз. 10 лет исправительно-трудовых лагерей Ц это пуст€к по тем временам.

 араганда,  емерово, ќмска€ область Ц этапы трудовой де€тельности историка высшей квалификации. “ака€ вот истори€...

¬ 1956 году наступила, как говорилось в анекдотах, эра позднего реабилитанса. 11 ма€ Ћев √умилев признан невиновным во всех преступлени€х ему раннее инкриминированных. √осударство даже выдало ему какую-то копейку в знак возмещени€ несправедливо отобранных лет. — декабр€ 1956 года Ћ.Ќ.√умилев начинает работать в √осударственном Ёрмитаже. ј с 1960 года начинают выходить в свет его книги, посв€щенные истории кочевых народов ÷ентральной јзии и Ц самое главное Ц разработанной им теории этногенеза.

Ќадо сказать, что истори€ кочевых народов Ц особенно нелегкий труд дл€ историка. “рудно отыскать следы материальной культуры племен, перемещавшихс€ по великим степным просторам за своими стадами. –едкими находками могли обрадовать только курганы-могильники. ƒа еще свидетельства очевидцев. ¬от вдруг нагр€нули неистовые кочевники, все, что было построено, захватили, сожгли, людей увели в рабство. ќткуда, по какой причине те или иные племена вдруг собирались в орды и катились с востока на запад, уничтожа€ все на своем пути? Ќи марксистска€ истори€, ни кака€-либо друга€ не давали объ€снени€ на вопрос о том, как по€вл€ютс€ этносы Ц большие группы людей, объединЄнных некоторыми общими признаками, причем не всегда объективными.

ѕо теории Ћ.Ќ.√умилева этнос Ц не только социальна€ общность. Ётносы прив€заны к географии определенного региона, к его климату и его природе. ¬ какой-то момент под вли€нием природных, в том числе и космических, сил в рамках уже существующего этноса возникает группа пассионариев. ѕассионарные личности, если не городить научных терминов, это личности, Ђсдвинутыеї на том, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих, сменить окружающую обстановку, рватьс€ куда-то на край земли за неуловимым счастьем. ≈сли пассионариев по€вл€етс€ достаточно много, они собираютс€ в группы и, объединенные какой-то общей целью, создают новый этнос. ¬ некотором смысле это напоминает известный биологам феномен возникновени€ саранчи. ќбычные безобидные зеленые кузнечики вдруг под вли€нием природных условий (многие биологи считают, что и космических факторов тоже) объедин€ютс€ и станов€тс€ стихийным бедствием, уничтожа€ все на своем пути.

— помощью своей теории этногенеза Ћ.Ќ.√умилев пыталс€ объ€снить закономерности исторического процесса. ≈го взгл€ды часто противоречили уже распространенным взгл€дам в исторической науке. Ќапример, по мнению Ћ.Ќ.√умилева взаимоотношени€ монгольских кочевников и –уси были гораздо менее драматичными, чем это до сих пор прин€то считать. ‘актически никакого монголо-татарского ига не было. Ёто пон€тие было придумано едва ли не в 18-м веке. —тепные кочевники, согласно взгл€дам Ћ.Ќ.√умилева, были совсем не дикар€ми, а весьма высокоорганизованными этносами. Ќе удивительно, что пам€ть русского историка чтут и в  азахстане, и в “атарстане. ќн сам говорил о себе: Ђя, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветыЕї

“еори€ этногенеза √умилева и другие его теории вызывают разные оценки, от восторженных, до уничтожительных. ¬ любом случае его книги заслуживают внимани€ и вдумчивого прочтени€. ќни написаны интересно и живо, так что чтение не будет скучным. ¬ любом случае, это чтение будет полезным, потому что заставит по-новому взгл€нуть на, казалось бы, незыблемые истины в истории –оссии. » пон€ть, что незыблемых истин здесь нет.


mas
ћарк Ѕлау

», уж коли выдалс€ случай, хочу поделитьс€ замечательными стихами ¬ладимира  орнилова о √умилеве-старшем, Ќиколае —тепановиче.

÷арскосельскому  иплингу
ѕодфартило сберечь
ќфицерскую выправку
» надменную речь.

...Ќи болезни, ни старости,
Ќи измены себе
Ќе изведал... и в августе,
¬ двадцать первом, к стене

¬стал, холодной испарины
Ќе стира€ с чела,
ќт позора избавленный
ѕетроградской „ .

spe
Ћариса ѕопруга

ћарк, спасибо! «амечательно написали! я тоже бронировала эту тему, но теорию пассионарности € не смогла объ€снить так доступно и просто, поэтому не стала писать статью. ј фото дл€ совей статьи € выбрала такое же!

spe
Ћариса ѕопруга

„тобы см€гчить участь сына и муж ѕунина арестованных в 1935 году јхматова писала письмо —талину.  огда сына оп€ть арестовали, она даже написала хвалебные стихи —талину , потом она завещала, чтобы их никогла не включали в ее сборники. Ќиже отрывок из ее поэмы "–еквием", в которой описаны все, что люд€м пришлось пережить. ≈е всем надо прочесть:

—емнадцать мес€цев кричу,
«ову теб€ домой.
 идалась в ноги палачу -
“ы сын и ужас мой.
¬се перепуталось навек,
» мне не разобрать
“еперь, кто зверь, кто человек,
» долго ль казни ждать.
» только пышные цветы,
» звон кадильный, и следы
 уда-то в никуда.
» пр€мо мне в глаза гл€дит
» скорой гибелью грозит
ќгромна€ звезда.
1939


VI
Ћегкие лет€т недели,
„то случилось, не пойму.
 ак тебе, сынок, в тюрьму
Ќочи белые гл€дели,
 ак они оп€ть гл€д€т
ястребиным жарким оком,
ќ твоем кресте высоком
» о смерти говор€т.
1939

mas
ћарк Ѕлау

Ћариса, почитайте "јвтонекролог" Ћ.√умилева - он не очень любил матушку, особенно в конце жизни. ј "–еквием" считал плохой поэмой с неправильным названием. ƒумаю, что под конец жизни они стали совсем чужими. ƒика€ жизнь не делает людей ни лучше, ни добрей.

√умилеву приходилось раскланиватьс€ перед марксизмом и кл€стьс€ в любви к –одине. “рудно сказать, насколько это было искренне. ¬ этом смысле прав ¬. орнилов - старшему √умилеву "пофартило" остатьс€ рыцарем.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+