icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Люди, биографии

Кто такой Лев Николаевич Гумилёв?

  • 1914
  • 15

Кто такой Лев Николаевич Гумилёв?

Г
Говорят, природа отдыхает на детях гениев. Однако бывают исключения.

1 октября 1912 года у поэтов Николая Гумилева и Анны Ахматовой родился сын Левочка. Лев Николаевич Гумилев (1912 – 1992) , который стал знаменитым ученым, историком и географом, автором теории этногенеза.

Похоже, что ни маме, ни папе сын не был нужен. С 1912 по 1929 год мальчик живет с бабушкой, Анной Ивановной Гумилевой, сначала в Царском Селе, потом в Тверской губернии, тоже в селе, но уже не царском, а в родовом имении Слепнево. Позже бабушка с внуком перебралась в город Бежецк. В 1929 году, по окончании девяти классов школы, Лев Гумилев приезжает в Ленинград и поселяется у матери в Фонтанном доме. В 1930 году он пытается поступить в Педагогический институт, но неудачно. Подвела биография – дворянский ребенок. Таких в высшие учебные заведения принимали только после трудовой «перековки».

Трудовая «перековка» продолжалась 3 года. Лев Гумилев работает в разных экспедициях: в геологической – в Прибайкалье, в медицинской – в Средней Азии, в археологической в Крыму. Все пошло на пользу. В Прибайкалье он увидел, что такое Центральная Азия, колыбель тюркского этноса. В Таджикистане – выучил таджикский язык (в общем, это персидский язык, который тоже ему потом пригодится). В Крыму познакомился с трудом археологов.

В 1934 году Лев Гумилев возвращается в Ленинград и, наконец, поступает в Ленинградский госуниверситет на исторический факультет. Казалось бы, невзгоды кончились. Нет, все гадости еще только начинались.

После убийства С.М.Кирова в декабре 1934 года в Ленинграде начались чистки и аресты «дворянского элемента». Л.Гумилева арестовывают в ноябре 1935 года, но 3 декабря освобождают.

Однако 10 марта 1938 года Л.Н.Гумилев арестован снова, и на этот раз всерьез. В сентябре его признают «врагом народа» и осуждают на 10 лет заключения. Приговор, сказать по правде, божеский. Следующая мера наказания по той статье, по которой Л.Гумилева осудили, был расстрел. Гумилева отправляют на Беломорканал.

Но в 1939 году приговор был пересмотрен – о, чудо! – в сторону смягчения наказания. Л.Н.Гумилев приговаривается к 5 годам лагерей (однако, с зачетом предыдущих лет заключения в тюрьме и в лагерях). Л.Н.Гумилева отправляют в Норилаг.

Норильск – одно из самых страшных мест на планете. Он находится за полярным кругом. Это означает – хмурые, едва развидняющиеся, сумерки зимой, не уходящее за горизонт солнце – летом. Дикий ветер, сбивающий с ног при пятидесяти градусах мороза. Даже местные жители, нганасаны, откочевывают зимой южнее. При таком ветре и пурге начинаешь одинаково сочувствовать и тем, кто сидит в бараках, и вертухаям, стоящим на вышках.

В 1943 году Л.Гумилев освобождается из заключения и остается в Норильске. До октября 1944 он работает техником в местной геофизической экспедиции, а потом добровольцем уходит на фронт. Он воевал в Восточной Пруссии и брал Берлин.

В 1946 году, после демобилизации, Лев Гумилев оканчивает университет и поступает в аспирантуру.

И снова в Ленинграде объявлена охота на ведьм. На этот раз на прицеле – Анна Ахматова. В августе 1946 года ее исключают из Союза писателей.

Огонь по матери, а достается сыну. В декабре 1947 года Л.Гумилева отчисляют из аспирантуры. Отчисляют с дивной формулировкой: «за несоответствие филологической подготовки избранной специальности». Несоответствие действительно имело место. Требовалось знать два языка, а Лев Гумилев знал пять, в том числе, персидский. Впрочем, диссертация уже была написана и через год, 28 декабря 1948 года Лев Гумилев защищает диссертацию на тему «Политическая история первого тюркского каганата. VI—VIII вв. н. э.».

Впрочем, советской власти кандидат исторических наук Лев Гумилев сильно мешает. 6 ноября 1949 года он арестован в четвертый раз. 10 лет исправительно-трудовых лагерей – это пустяк по тем временам.

Караганда, Кемерово, Омская область – этапы трудовой деятельности историка высшей квалификации. Такая вот история...

В 1956 году наступила, как говорилось в анекдотах, эра позднего реабилитанса. 11 мая Лев Гумилев признан невиновным во всех преступлениях ему раннее инкриминированных. Государство даже выдало ему какую-то копейку в знак возмещения несправедливо отобранных лет. С декабря 1956 года Л.Н.Гумилев начинает работать в Государственном Эрмитаже. А с 1960 года начинают выходить в свет его книги, посвященные истории кочевых народов Центральной Азии и – самое главное – разработанной им теории этногенеза.

Надо сказать, что история кочевых народов – особенно нелегкий труд для историка. Трудно отыскать следы материальной культуры племен, перемещавшихся по великим степным просторам за своими стадами. Редкими находками могли обрадовать только курганы-могильники. Да еще свидетельства очевидцев. Вот вдруг нагрянули неистовые кочевники, все, что было построено, захватили, сожгли, людей увели в рабство. Откуда, по какой причине те или иные племена вдруг собирались в орды и катились с востока на запад, уничтожая все на своем пути? Ни марксистская история, ни какая-либо другая не давали объяснения на вопрос о том, как появляются этносы – большие группы людей, объединённых некоторыми общими признаками, причем не всегда объективными.

По теории Л.Н.Гумилева этнос – не только социальная общность. Этносы привязаны к географии определенного региона, к его климату и его природе. В какой-то момент под влиянием природных, в том числе и космических, сил в рамках уже существующего этноса возникает группа пассионариев. Пассионарные личности, если не городить научных терминов, это личности, «сдвинутые» на том, чтобы изменить свою жизнь и жизнь окружающих, сменить окружающую обстановку, рваться куда-то на край земли за неуловимым счастьем. Если пассионариев появляется достаточно много, они собираются в группы и, объединенные какой-то общей целью, создают новый этнос. В некотором смысле это напоминает известный биологам феномен возникновения саранчи. Обычные безобидные зеленые кузнечики вдруг под влиянием природных условий (многие биологи считают, что и космических факторов тоже) объединяются и становятся стихийным бедствием, уничтожая все на своем пути.

С помощью своей теории этногенеза Л.Н.Гумилев пытался объяснить закономерности исторического процесса. Его взгляды часто противоречили уже распространенным взглядам в исторической науке. Например, по мнению Л.Н.Гумилева взаимоотношения монгольских кочевников и Руси были гораздо менее драматичными, чем это до сих пор принято считать. Фактически никакого монголо-татарского ига не было. Это понятие было придумано едва ли не в 18-м веке. Степные кочевники, согласно взглядам Л.Н.Гумилева, были совсем не дикарями, а весьма высокоорганизованными этносами. Не удивительно, что память русского историка чтут и в Казахстане, и в Татарстане. Он сам говорил о себе: «Я, русский человек, всю жизнь защищаю татар от клеветы…»

Теория этногенеза Гумилева и другие его теории вызывают разные оценки, от восторженных, до уничтожительных. В любом случае его книги заслуживают внимания и вдумчивого прочтения. Они написаны интересно и живо, так что чтение не будет скучным. В любом случае, это чтение будет полезным, потому что заставит по-новому взглянуть на, казалось бы, незыблемые истины в истории России. И понять, что незыблемых истин здесь нет.

mas
Марк Блау

И, уж коли выдался случай, хочу поделиться замечательными стихами Владимира Корнилова о Гумилеве-старшем, Николае Степановиче.

Царскосельскому Киплингу
Подфартило сберечь
Офицерскую выправку
И надменную речь.

...Ни болезни, ни старости,
Ни измены себе
Не изведал... и в августе,
В двадцать первом, к стене

Встал, холодной испарины
Не стирая с чела,
От позора избавленный
Петроградской ЧК.

spe
Лариса Попруга

Марк, спасибо! Замечательно написали! Я тоже бронировала эту тему, но теорию пассионарности я не смогла объяснить так доступно и просто, поэтому не стала писать статью. А фото для совей статьи я выбрала такое же!

spe
Лариса Попруга

Чтобы смягчить участь сына и муж Пунина арестованных в 1935 году Ахматова писала письмо Сталину. Когда сына опять арестовали, она даже написала хвалебные стихи Сталину , потом она завещала, чтобы их никогла не включали в ее сборники. Ниже отрывок из ее поэмы "Реквием", в которой описаны все, что людям пришлось пережить. Ее всем надо прочесть:

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой.
Кидалась в ноги палачу -
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пышные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
1939


VI
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
1939

mas
Марк Блау

Лариса, почитайте "Автонекролог" Л.Гумилева - он не очень любил матушку, особенно в конце жизни. А "Реквием" считал плохой поэмой с неправильным названием. Думаю, что под конец жизни они стали совсем чужими. Дикая жизнь не делает людей ни лучше, ни добрей.

Гумилеву приходилось раскланиваться перед марксизмом и клясться в любви к Родине. Трудно сказать, насколько это было искренне. В этом смысле прав В.Корнилов - старшему Гумилеву "пофартило" остаться рыцарем.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+