icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Сюзанна Элпи
Люди, биографии

Кто такой Кози Пауэлл?

  • 939
  • 3

Кто такой Кози Пауэлл?

Т
Так исторически сложилось, что, говоря о рок-группах, обыватель, не связанный с музыкой на уровне большем, чем "исполнитель - слушатель", в качестве "идолов" выбирает ведущие звенья коллектива - гитаристов или вокалистов. Что касается басистов и барабанщиков, проще говоря, ритм-секции - их ценят и почитают либо их коллеги, либо преданные фанаты. А ведь ритм-секция - это драйв, это мощь, это сердце и мотор. То, без чего невозможна рок-музыка. Поэтому басисты и барабанщики заслуживают не меньшего внимания, чем "передовая линия фронта". Особенно если на их ритмах держится целый пласт рок-культуры определенной страны или даже мира. Кози Пауэлл - один из таких музыкантов. Какой уважающий себя рокер не слышал о Rainbow Ритчи Блэкмора или Whitesnake Дэвида Ковердейла? Какой знаток гитарного искусства не знаком с творчеством таких мастеров, как Брайан Мэй или Ингви Мальмстин? Любитель музыки 70-х наверняка вспомнит Донована или Сюзи Кватро, а крестных отцов хеви-металла Black Sabbath и представлять не нужно. Со всеми этими, а также многими другими музыкантами сотрудничал Кози Пауэлл. Его послужной список настолько огромен, что для его перечисления и описания понадобится не одна статья. Поэтому порекомендуем желающим ближе ознакомиться с творчеством Кози обратиться к поисковым системам и продолжим рассказ о самом барабанщике.

Колин Тревор Флукс (имя по метрике) родился 29 декабря 1947 года в Сиренчестере (графство Глостершир, Англия). О биологических родителях будущей рок-звезды известно только то, что они погибли в авиакатастрофе (по другим сводкам - в автокатастрофе), когда Колин был совсем маленьким, и предположительно были выходцами из Восточной Европы. Именно по причине незнания о своем происхождении Кози не любил говорить о своем детстве. По словам его близкого друга, эту огромную боль он пронес через всю жизнь, неизменно скрывая ее за чувством юмора и очаровательной улыбкой. Однако же, о самом ярком воспоминании - увлечении игрой на барабанах - Пауэлл рассказывал с удовольствием. Ему было десять лет, когда он загорелся выучиться барабанному искусству. Его приемная семья не могла нанять ему преподавателя, поэтому Колин учился сам - что-то слышал на радио, что-то доставал на кассетах, что-то подсматривал на репетициях школьного ансамбля. Отработки ударов дома на коленях и других ударных поверхностях было недостаточно, в итоге юный барабанщик прогуливал уроки, занимаясь в учебное время на школьной установке. Уже к тринадцати годам он был принят в оркестр при школе, а в скором времени вместе с ребятами постарше играл за символические гонорары на танцплощадках. Тогда же за ним прочно закрепилось прозвище "Кози", заимствованное у темнокожего джазового барабанщика Кози Коула. Дневные репетиции и ночная работа совсем не оставляли времени для школы: домашние задания новоявленный Кози не выполнял, а на уроках спал или вообще на них не являлся. К тому же, юный барабанщик обожал безобразничать, чем каждый раз создавал проблемы учителям, срывая уроки. Нетрудно догадаться, что его, 15-летнего, исключили из школы "за неуспеваемость и неудовлетворительное поведение". На этом закончилось его образование и началась взрослая жизнь. Устроившись в офис и проработав там некоторое время, он купил ударную установку, первую в своей жизни. Он называет себя Кози Пауэлл. Девичья фамилия приемной матери становится не только частью сценического имени, но и частью паспортных данных.

...Как и многие другие группы того времени, The Sorcerers отправлялись на заработки в Германию. Для полного комплекта им не хватало только барабанщика. Кози всего шестнадцать, по немецким законам он не имел права жить и работать в этой стране, но ребята пренебрегают этим и берут его с собой. Границу он пересекает нелегально, забившись в самый дальний угол фургона и прикрывшись тряпьем, а в самой Германии не показывается на улицу, за исключением перебежек на выступление и обратно. Целыми днями он занимается, совершенствуя свое мастерство. Вернувшись в Англию, поселился в Бирмингеме у клавишника Питера Болла в огромном особняке, где, помимо самого Питера, жили его родители и двое младших братьев - басист Денни и гитарист Дейв, впоследствии засветившийся в культовой группе Procol Harum. Днем Кози много репетировал, записывая свои эксперименты на пленку, а вечерами ходил в клуб слушать коллег, с которыми затем знакомился и приглашал "к себе" на пинту-другую пива. Среди новых знакомых были Тони Йомми, Гизер Батлер, Роберт Плант, Джон Бонем... С последним Кози сдружился особенно и перенял немало технических приемов. Бонзо стал для Пауэлла и учителем, и наставником, и другом, и собутыльником. Когда его не стало, коллеги по Led Zeppelin даже предлагали Кози занять его место на правах ученика и последователя барабанных традиций, но тот отказался: для него согласие было равносильно предательству памяти друга.

Но все это будет потом, а пока особняк на Ректори Стрит буквально ходит ходуном от ежевечерних тусовок. В конце концов, родители не выдержали и указали всем четверым на дверь, дав денег на дорогу в Лондон и пинка в придачу. Кози сразу понял: чтобы закрепиться в здешнем музыкальном сообществе, нужно иметь опыт и связи. Первое он приобретает, продолжая ежедневно заниматься, а за вторым бегает со студии на студию, предлагая свои услуги сессионного барабанщика. Не забывает он и следить за своей физической формой, считая ее необходимой для барабанных дел мастера: занимается боксом и тяжелой атлетикой. Неутомимость и постоянные поиски приводят его на звукозаписывающую компанию RAK известного продюсера Микки Моуста, одним из клиентов которого был Джефф Бэк. После сессионного участия в записи альбома Кози получил предложение войти в аккомпанирующий состав и отправиться на гастроли. Это был второй серьезный опыт большой сцены - после выступления с Тони Джо Уайтом на фестивале Isle Of Wight в конце августа 1970 года. Выступления с Джеффом Бэком очень много дали Пауэллу не только в плане опыта, но и в плане будущей работы: уже тогда его заметил Ритчи Блэкмор... Сложный характер Бэка не способствует стабильности в составе, поэтому ритм-секция остается за бортом. После нескольких неудачных попыток собрать свою группу Кози возвращается на RAK и выполняет до двадцати сессий в неделю, записывая то саундтрек к фильму, то сингл в стиле кантри, то джазовый альбом. На досуге он балуется, набрасывая и сводя свои барабанные ритмы. За этим занятием его и застукал владелец студии. Невзирая на сопротивления Пауэлла и категорический отказ записывать "эту ерунду", Микки Моуст добился того, что композиция "Танец с дьяволом" была доработана и выпущена на его лейбле. Чутье не подвело опытного продюсера - сингл моментально взлетел на вершины хит-парадов и стал "золотым". На волне успеха под вывеской Cozy Powell's Hammer было выпущено еще пару синглов, но... с большой сценой у Кози не ладится. Его попытки пробиться не имеют успеха. Спортивная диета сменяется алкогольной. Он решает уйти из музыки и посвящает себя своему давнему увлечению - гоночному спорту.

Он обожал скорость, для него риск жизнью был самым обычным делом. И если высот в барабанном искусстве он достиг своим упорством и трудолюбием, то в гонках он был по-настоящему талантлив! Мотогонки, раллийные гонки, соревнования знаменитостей, гонки с преследованиями, британская Формула-3 - Кози Пауэлл, придя фактически с улицы, редко уходил без награды. Он уже всерьез задумался о получении суперлицензии Формулы-1 и месте тест-пилота в любимой команде Ferrari с тем, чтобы потом добиться права выступать в боевом составе, но звонок Ритчи Блэкмора навсегда оставил мир королевских гонок без того, о ком поговаривали: "Если бы он остался в гонках, стал бы легендой, как Айртон Сенна".

Возвращение в мир музыки Кози Пауэлл отметил присоединением к составу Rainbow и выходом альбома Rising, ставшего классикой. Его барабанное вступление к Stargazer и по сей день входит в список лучших ударных партий мира. После почти пятилетки, проведенной в Rainbow, он стал настоящей звездой и одним из самых востребованных барабанщиков в мире. Он успевал сотрудничать с группами на постоянной основе и помогать другим сессионно, записывать сольные альбомы и сниматься в телепередачах, гастролировать и проводить семинары для молодых музыкантов... Без перерыва, без отдыха... Эйфория сменялась рутиной и пьянством, из которого его выдергивало только новое интересное предложение... Группы и исполнители, страны и города - все это менялось, как в калейдоскопе, но, казалось, Кози не знал усталости, записывая сингл за синглом, альбом за альбомом...

В 1991-м году он уходит на вынужденный перерыв - во время конной прогулки у лошади, на которой скакал Пауэлл, случился сердечный приступ. Несчастное животное сбросило наездника на припаркованный рядом автомобиль и грохнулось сверху. Из многочисленных травм самой тяжелой оказывается перелом бедра, который ставит под угрозу не только карьеру, но и дальнейшую полноценную жизнь. Кози впал в затяжную депрессию, глушил подавленное состояние неумеренным количеством алкоголя. Благодаря поддержке Брайана Мэя и собственной воле к жизни он все же встает на ноги, а через полгода отмечает полное выздоровление громогласным соло в композиции Мэя Resurrection. И снова он с головой погружается в работу, сделав короткий перерыв якобы по состоянию здоровья. На самом же деле, он потерял свою приемную мать и хотел пережить горе наедине с собой, без лишнего шума и огласки.

Он начал записывать свой сольный альбом, пятый по счету. В это же время участвует в записи диска Ингви Мальмстина, но тур в поддержку этого альбома закончился для него, так толком и не начавшись - неудачно упав с мотоцикла, Кози получил разрыв связок на ноге. Это не так критично, как перелом бедра, но достаточно для того, чтобы барабанщик вновь поник духом. Он пишет открытое письмо своим поклонникам, в котором просит прощения за то, что не оправдывает их надежд и не едет в тур: "Поймите меня, я просто физически не в состоянии играть... Нет на этом свете человека, который был бы расстроен больше, чем я сам". Не успев толком выздороветь, он уже пробует ногу, помогая Брайану Мэю записать новый альбом. "Мне все еще больно, - жалуется он по телефону своему другу-журналисту 4 апреля 1998 года, - я не знаю, что я буду делать, если не смогу играть". Через минуту он настроен совсем по-другому: "Допишу альбом с Брайаном, съезжу с ним в тур, потом допишу свой альбом и откатаю в его поддержку, а после этого уйду с большой сцены и вместе с приятелем займусь конным бизнесом". Всему этому не суждено было осуществиться...

5 апреля 1998 года он проснулся в хорошем настроении. Долго разговаривал по телефону с Джоном Уэстом - певцом, помогавшим ему в записи сольного альбома. "Я знал, - вспоминал Уэст, - что он склонен к авариям, что он часто за рулем, и мне так хотелось именно в тот день сказать ему, чтобы был осторожен! Но почему-то я этого не сказал". Как чувствовал... После ссоры со своей девушкой и последовавшей за этим огромной дозой алкоголя Пауэлл теряет голову. Садится в свой SAAB 9000 Turbo, забыв о сломанной коробке передач, и, не пристегнув ремень, летит в Бристоль по мокрой от дождя дороге. 150 км/час. Лопается колесо. Кози понимает, что надо уводить машину с трассы, и собирается маневрировать, но в это время звонит мобильный телефон. Его подруга... Он отвлекается, чтобы ответить и... "Я услышала какой-то лязг и грохот, - рассказывала в суде Шарон Рив - потом крик Кози "Oh sh*t! И тишина. Я пыталась несколько раз до него дозвониться, но не смогла, потом поняла, что что-то случилось, и позвонила в дорожную службу..." Возвращавшийся с дежурства полисмен Йан Картер видел, как машина, потеряв управление, на полном ходу врезалась в железобетонный разделительный отбойник. От удара водитель, не пристегнутый ремнем безопасности, вылетел со своего места и, пробив головой лобовое стекло, ударился о конструкцию. Автомобиль вынесло на встречную полосу, перевернуло несколько раз. Водителя выбросило на обочину и придавило сверху машиной, ставшей на крышу. Полисмен, вызвавший скорую, считает, что будь Пауэлл пристегнут, трагического исхода можно было бы избежать, а так - раскроенный череп, многочисленные ушибы и переломы... Были ли шансы на выживание? Возможно, и были, ведь Кози умер не сразу и даже не в карете скорой по пути в бристольскую больницу Frenchay, куда его доставили. Еще четыре часа он боролся за жизнь. Что мешало врачам помочь ему в этой борьбе? Возможно, пасхальное воскресенье, а, возможно, банальная растерянность - травмы были настолько многочисленны, что никто не понимал, с какой стороны подступить к пострадавшему и с чего начинать... Такие случаи, увы, не редки, когда речь идет об автокатастрофах. Кози Пауэлл продолжил цепь печальной статистики, не приходя в сознание.

Утром 6 апреля весь мир облетела новость о том, что великого барабанщика не стало.

Брайан Мэй дописал альбом с другим участником, а тур посвятил Кози. Кроме того, он выпустил ограниченным тиражом несведенные наброски, а средства, вырученные от продажи пластинки, передал в фонд Общества защиты животных: "Кози никогда не афишировал своих благотворительных дел, но он каждый месяц помогал Обществу. Пусть это будет последний взнос от него".

Судьбу последнего сольного альбома решили музыканты, участвовавшие в его создании. После долгих размышлений было принято решение: поскольку Кози так ждал выхода этой пластинки, его желание будет исполнено. Альбом был сведен, доработан и выпущен под названием Especially For You. Специально для него.

18 апреля в крематории городка Уилтшир состоялось прощание с кумиром. На скромной церемонии присутствовали только священник и близкие друзья. Отпели Кози Пауэлла, урожденного Колина Тревора Флукса песней любимых им The Beatles - Let It Be. Песней такой же светлой и доброй, каким был он сам.

За прожитые полвека Кози Пауэлл успел стать не только одним из самых ярких и востребованных барабанщиков ХХ столетия. Его запомнили как пример для подражания в плане честности, трудолюбия и невероятной воле к жизни, которая ощущается в каждом его ударе. Можно было бы осуждать его за те или иные проступки, но - никто не свят. Вместо слов лучше просто включить какой-то из альбомов с его участием и послушать его музыку.

И благодарные фаны так и поступают. И, конечно же, будут поступать так и дальше, покуда жива мировая рок-культура.

top
Halida Rojkova

Поздравляю с отличным дебютом! Хорошая статья! +++

mas
Евгений Багдерин

А мне по душе Phil Collins . Он к тому же вокалист удивительный и актер. С дебютом+

mas
Марк Блау

Интересная статья. Молодец, Сюзанна! Через тернии - к звездам :)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+