icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Владислав Черных
Люди, биографии

Кто такой Картье-Брессон ?

  • 282
  • 7

Кто такой Картье-Брессон ?

Ж
Жанр фоторепортажа знаком всем нам с детства. В докомпьютерную эпоху мы разглядывали репортажные снимки в газетах, сейчас всё больше знакомимся с ними в цифровом виде, но все подобные фотографии объединяет одно – на них изображены непостановочные, выхваченные из событийного потока кусочки жизни. А ведь когда-то такого не было – в начале прошлого века газеты и журналы пестрели снимками, на которых события были тщательно отпрепарированы и собраны для постановочной съемки. Даже репортажи о войне чаще всего иллюстрировались группами позирующих бравых военных на фоне пушек-гаубиц. Что уже говорить о жанровой съемке – её в привычном ныне виде просто не было.

Отчасти такому положению вещей способствовало несовершенство громоздкой старинной фотоаппаратуры, требовавшей проделать много манипуляций перед съёмкой, отчасти – привычка к манере работы живописцев, порой тратящих на свои шедевры немало времени. Но в 20-е годы прошлого века всё стало меняться. Появились легкие, компактные фотоаппараты, которыми можно было снимать навскидку, вырос темп жизни людей и насыщенность её событиями, в обществе стала расти жажда получения быстрой и достоверной информации. Фотографы начали осваивать непривычный ранее жанр репортажа. И одним из основоположников его стал французский фотомастер Анри Картье-Брессон.

Герой нашего рассказа родился во Франции в 1908 году в семье богатых буржуа. Уже в возрасте пяти лет его дядя Луи решил приобщить мальчика к искусству. Дядя был художником, у него была своя студия. Впоследствии Картье-Брессон считал, что именно это определило его судьбу на всю жизнь. В 19 лет молодой Анри приходит учиться к художнику и скульптору Андре Лоту, который, по словам Картье-Брессона, научил его «снимать без фотоаппарата» и чувствовать «геометрию снимка». Увлекшись модным тогда сюрреализмом, начинающий художник пытался самореализоваться в этом направлении, но получил весьма нелестные отзывы парижской богемы.

Разочаровавшись в современном искусстве и европейской цивилизации вообще, Анри решил покинуть шумный Париж. Не имея финансовых затруднений, он уезжает в Африку, основываясь на тогдашнем Берегу Слоновой Кости, занимается охотой, порой фотографирует. Фотоделом Картье-Брессон занимался с детства, но эпизодически, как хобби, снимки того времени до нас не дошли. Очень скоро африканский климат наносит ему удар – отшельник заболевает лихорадкой и чуть не умирает. Сохранилось даже письмо Анри к деду, в котором он давал тому инструкции на случай своих похорон.

Пришлось возвращаться в Европу и серьёзно лечиться. Во время вынужденного безделья молодой человек впервые стал задумываться о фотожурналистике, как о профессии. Последней каплей в размышлениях, своеобразным триггером стал увиденный им в 1932 году снимок «Три мальчика на берегу Танганьики» венгерского фотографа Мартина Мункачи. Через много лет мастер вспоминал, что именно в тот момент пришло осознание – фотография способна поймать бесконечность в одном мгновении. И тогда он взял камеру и вышел на марсельскую улицу.

Начиная с 1932 года Картье-Брессон много и увлеченно снимает, путешествуя в поисках сюжетов по разным странам. Тут выявляется полная его нерасположенность к постановочной фотографии – журнал «Harper's Bazaar» отказался от заказанных ему снимков модных коллекций. К этому же времени относятся и неудачные попытки попробовать себя в кинематографии. Зато в жанре фоторепортажа Картье-Брессон начинает делать некоторые успехи, хотя многими отмечается своеобразность его стиля. Так, например, репортаж с коронации короля Георга VI не включал в себя ни одного снимка виновника торжества!

Началась Вторая Мировая война, и Анри отправляется на фронт. Служба была недолгой, во время германского наступления он попадает в плен и три года проводит в лагере военнопленных. В заключении ему сильно досаждает монотонность грязного и неквалифицированного труда, хотя в целом лагерный режим для французов был не слишком суровым. Анри удалось благополучно бежать аж с третьей попытки и вступить в ряды Сопротивления. В основном Картье-Брессон занимается тем же, что и до войны – запечатлевает события оккупации, ведет фотохронику действий Сопротивления и освобождения Франции. В 1945 он снимает фильм «Le Retour» о возвращении солдат из плена.

После войны репортер продолжает заниматься фотожурналистикой, а в 1947 году вместе с другими мастерами репортажа основывает первое независимое фотоагентство «Магнум». На первых порах оно испытывало немалые трудности, директору Роберту Капе приходилось даже играть на бегах, чтобы выдать зарплату персоналу. Впрочем, настойчивость основателей сделала свое дело, агентство выжило, и сейчас «Магнум Фото» - одно из престижнейших объединений профессиональных фоторепортёров.

Картье-Брессон во время этих коллизий был занят съемками в Азии, в его объективе – события и люди стран, недавно получивших независимость или борющихся за неё. Его начинают считать мастером мирового масштаба, но подлинная слава и всемирное признание приходят к фотографу в 1954 году, когда в Лувре открывается персональная выставка работ Картье-Брессона. Это была первая фотовыставка в стенах знаменитого музея.

В том же году знаменитый француз получил приглашение приехать в Советский Союз, а с ним и разрешение фотографировать простых граждан на улицах городов, в том числе и в столице. Даже советским фотографам это было не всегда доступно. Цикл фотографий «О Москве» был опубликован в журнале «Life» в следующем году. Второй визит в СССР состоялся в 1972 году, результатом стал альбом «Россия». Сам Картье-Брессон фотосессией был не очень доволен, он считал, что Россия ему так и не открылась. В официальное портфолио автора фотографии из СССР не вошли…

К концу 60-х годов знаменитый маэстро начинает испытывать творческий кризис. Решив, что он сказал всё, что мог, и не желая топтаться на месте, Картье-Брессон покидает «Магнум», оставляет верную «Лейку» и возвращается к живописи. Впрочем, его графические работы большого интереса у ценителей не вызвали, хотя и экспонируются в некоторых музеях. К этому же периоду относится и развод с первой женой, индонезийской танцовщицей Ратной Мохини. В 70-м его супругой становится «фотографиня» Мартина Франк, коллега по «Магнуму», и через пару лет у них рождается дочь.

Талантливый мастер прожил долгую жизнь, он умер в 2004 году в возрасте 95 лет. На его работах училось многочисленное племя фоторепортеров, в том числе и советских. Картье-Брессон щедро делился основными секретами мастерства, в 1952 году он написал книгу «Решающий момент», в которой изложил свои основные приемы и принципы. Само название подразумевало, что фотограф должен дождаться и не пропустить кульминации сюжета, его эмоционального пика, подобно охотнику, не терять бдительность с камерой в руках.

Другие советы касались умения строить кадр «на лету», добиваясь композиционной законченности к моменту спуска затвора. Про Картье-Брессона говорили, что он никогда не занимался кадрированием отпечатков, поскольку изначально мастерски выстраивал композицию снимка. Хотя исследователи его творчества и не подтверждают эту легенду, тем не менее работы маэстро отличает безупречная гармония всех элементов в кадре. Разумеется, эти советы работали только для того, кто денно и нощно совершенствовал свои навыки. Известно высказывание мастера: «Наверняка первые 10 тысяч ваших снимков будут плохими».

Ещё одним основополагающим принципом работы репортера Картье-Брессон считал умение одновременно находиться в гуще событий и быть незаметным для фотографируемых. Главным его инструментом была дальномерная «Leica» с 50-мм объективом, оклеенная черной лентой для маскировки блестящих деталей. Такая оптика подразумевала, что к объекту съемки надо находиться очень близко и при этом не заставлять его позировать, вести себя неестественно. У Мастера это получалось.

Техническая сторона фотографии знаменитого репортера интересовала мало. Известно, что он почти никогда не проявлял пленки и не печатал снимки самостоятельно, доверяя это дело своим коллегам. По этому поводу он как-то пошутил: «Охотник сам не готовит добычу». Ну что же, надо сказать, что из Анри Картье-Брессона получился охотник «от Бога». Огромная галерея его выдающихся трофеев, запечатлевших драматический ХХ век, ещё долго будет вдохновлять будущие поколения фотожурналистов в непростом деле охоты на фотофакты.

spe
Евгения Радченко

Вот это интересно! Когда-то работала репортажным фотографом, но ничего не знала о создателе этого жанра.

top
Halida Rojkova

Очень интересно и мастерски написано. Спасибо +++++++++++

pro
Тамара Меркулова

Похоже, в связи с появлением мобильных телефонов и телекамер при них искусство фоторепортажа окончательно исчезло.

spe
Владислав Черных

Тамара, ну как сказать... Да, технически снимать стало проще, и кто угодно может отснять подвернувшийся сюжет. Но без умения и таланта это будет тот "ужос", который мы зачастую видим в интернетах. А профессиональные агентства никуда не делись и работа репортера пользуется спросом. Плюсы от всеобщей камеризации только в том, что возросла оперативность подачи горячей информации и полнота освещения событий, но к снимкам такого рода СМИ все равно обращаются в самом крайнем случае.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+