icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ладислав „ерных
Ћюди, биографии

 то такой  артье-Ѕрессон ?

  • 415
  • 7

 то такой  артье-Ѕрессон ?

∆анр фоторепортажа знаком всем нам с детства. ¬ докомпьютерную эпоху мы разгл€дывали репортажные снимки в газетах, сейчас всЄ больше знакомимс€ с ними в цифровом виде, но все подобные фотографии объедин€ет одно Ц на них изображены непостановочные, выхваченные из событийного потока кусочки жизни. ј ведь когда-то такого не было Ц в начале прошлого века газеты и журналы пестрели снимками, на которых событи€ были тщательно отпрепарированы и собраны дл€ постановочной съемки. ƒаже репортажи о войне чаще всего иллюстрировались группами позирующих бравых военных на фоне пушек-гаубиц. „то уже говорить о жанровой съемке Ц еЄ в привычном ныне виде просто не было.

ќтчасти такому положению вещей способствовало несовершенство громоздкой старинной фотоаппаратуры, требовавшей проделать много манипул€ций перед съЄмкой, отчасти Ц привычка к манере работы живописцев, порой трат€щих на свои шедевры немало времени. Ќо в 20-е годы прошлого века всЄ стало мен€тьс€. ѕо€вились легкие, компактные фотоаппараты, которыми можно было снимать навскидку, вырос темп жизни людей и насыщенность еЄ событи€ми, в обществе стала расти жажда получени€ быстрой и достоверной информации. ‘отографы начали осваивать непривычный ранее жанр репортажа. » одним из основоположников его стал французский фотомастер јнри  артье-Ѕрессон.

√ерой нашего рассказа родилс€ во ‘ранции в 1908 году в семье богатых буржуа. ”же в возрасте п€ти лет его д€д€ Ћуи решил приобщить мальчика к искусству. ƒ€д€ был художником, у него была сво€ студи€. ¬последствии  артье-Ѕрессон считал, что именно это определило его судьбу на всю жизнь. ¬ 19 лет молодой јнри приходит учитьс€ к художнику и скульптору јндре Ћоту, который, по словам  артье-Ѕрессона, научил его Ђснимать без фотоаппаратаї и чувствовать Ђгеометрию снимкаї. ”влекшись модным тогда сюрреализмом, начинающий художник пыталс€ самореализоватьс€ в этом направлении, но получил весьма нелестные отзывы парижской богемы.

–азочаровавшись в современном искусстве и европейской цивилизации вообще, јнри решил покинуть шумный ѕариж. Ќе име€ финансовых затруднений, он уезжает в јфрику, основыва€сь на тогдашнем Ѕерегу —лоновой  ости, занимаетс€ охотой, порой фотографирует. ‘отоделом  артье-Ѕрессон занималс€ с детства, но эпизодически, как хобби, снимки того времени до нас не дошли. ќчень скоро африканский климат наносит ему удар Ц отшельник заболевает лихорадкой и чуть не умирает. —охранилось даже письмо јнри к деду, в котором он давал тому инструкции на случай своих похорон.

ѕришлось возвращатьс€ в ≈вропу и серьЄзно лечитьс€. ¬о врем€ вынужденного бездель€ молодой человек впервые стал задумыватьс€ о фотожурналистике, как о профессии. ѕоследней каплей в размышлени€х, своеобразным триггером стал увиденный им в 1932 году снимок Ђ“ри мальчика на берегу “анганьикиї венгерского фотографа ћартина ћункачи. „ерез много лет мастер вспоминал, что именно в тот момент пришло осознание Ц фотографи€ способна поймать бесконечность в одном мгновении. » тогда он вз€л камеру и вышел на марсельскую улицу.

Ќачина€ с 1932 года  артье-Ѕрессон много и увлеченно снимает, путешеству€ в поисках сюжетов по разным странам. “ут вы€вл€етс€ полна€ его нерасположенность к постановочной фотографии Ц журнал ЂHarper's Bazaarї отказалс€ от заказанных ему снимков модных коллекций.   этому же времени относ€тс€ и неудачные попытки попробовать себ€ в кинематографии. «ато в жанре фоторепортажа  артье-Ѕрессон начинает делать некоторые успехи, хот€ многими отмечаетс€ своеобразность его стил€. “ак, например, репортаж с коронации корол€ √еорга VI не включал в себ€ ни одного снимка виновника торжества!

Ќачалась ¬тора€ ћирова€ война, и јнри отправл€етс€ на фронт. —лужба была недолгой, во врем€ германского наступлени€ он попадает в плен и три года проводит в лагере военнопленных. ¬ заключении ему сильно досаждает монотонность гр€зного и неквалифицированного труда, хот€ в целом лагерный режим дл€ французов был не слишком суровым. јнри удалось благополучно бежать аж с третьей попытки и вступить в р€ды —опротивлени€. ¬ основном  артье-Ѕрессон занимаетс€ тем же, что и до войны Ц запечатлевает событи€ оккупации, ведет фотохронику действий —опротивлени€ и освобождени€ ‘ранции. ¬ 1945 он снимает фильм ЂLe Retourї о возвращении солдат из плена.

ѕосле войны репортер продолжает заниматьс€ фотожурналистикой, а в 1947 году вместе с другими мастерами репортажа основывает первое независимое фотоагентство Ђћагнумї. Ќа первых порах оно испытывало немалые трудности, директору –оберту  апе приходилось даже играть на бегах, чтобы выдать зарплату персоналу. ¬прочем, настойчивость основателей сделала свое дело, агентство выжило, и сейчас Ђћагнум ‘отої - одно из престижнейших объединений профессиональных фоторепортЄров.

 артье-Ѕрессон во врем€ этих коллизий был зан€т съемками в јзии, в его объективе Ц событи€ и люди стран, недавно получивших независимость или борющихс€ за неЄ. ≈го начинают считать мастером мирового масштаба, но подлинна€ слава и всемирное признание приход€т к фотографу в 1954 году, когда в Ћувре открываетс€ персональна€ выставка работ  артье-Ѕрессона. Ёто была перва€ фотовыставка в стенах знаменитого музе€.

¬ том же году знаменитый француз получил приглашение приехать в —оветский —оюз, а с ним и разрешение фотографировать простых граждан на улицах городов, в том числе и в столице. ƒаже советским фотографам это было не всегда доступно. ÷икл фотографий Ђќ ћосквеї был опубликован в журнале ЂLifeї в следующем году. ¬торой визит в ———– состо€лс€ в 1972 году, результатом стал альбом Ђ–осси€ї. —ам  артье-Ѕрессон фотосессией был не очень доволен, он считал, что –осси€ ему так и не открылась. ¬ официальное портфолио автора фотографии из ———– не вошлиЕ

  концу 60-х годов знаменитый маэстро начинает испытывать творческий кризис. –ешив, что он сказал всЄ, что мог, и не жела€ топтатьс€ на месте,  артье-Ѕрессон покидает Ђћагнумї, оставл€ет верную ЂЋейкуї и возвращаетс€ к живописи. ¬прочем, его графические работы большого интереса у ценителей не вызвали, хот€ и экспонируютс€ в некоторых музе€х.   этому же периоду относитс€ и развод с первой женой, индонезийской танцовщицей –атной ћохини. ¬ 70-м его супругой становитс€ Ђфотографин€ї ћартина ‘ранк, коллега по Ђћагнумуї, и через пару лет у них рождаетс€ дочь.

“алантливый мастер прожил долгую жизнь, он умер в 2004 году в возрасте 95 лет. Ќа его работах училось многочисленное плем€ фоторепортеров, в том числе и советских.  артье-Ѕрессон щедро делилс€ основными секретами мастерства, в 1952 году он написал книгу Ђ–ешающий моментї, в которой изложил свои основные приемы и принципы. —амо название подразумевало, что фотограф должен дождатьс€ и не пропустить кульминации сюжета, его эмоционального пика, подобно охотнику, не тер€ть бдительность с камерой в руках.

ƒругие советы касались умени€ строить кадр Ђна летуї, добива€сь композиционной законченности к моменту спуска затвора. ѕро  артье-Ѕрессона говорили, что он никогда не занималс€ кадрированием отпечатков, поскольку изначально мастерски выстраивал композицию снимка. ’от€ исследователи его творчества и не подтверждают эту легенду, тем не менее работы маэстро отличает безупречна€ гармони€ всех элементов в кадре. –азумеетс€, эти советы работали только дл€ того, кто денно и нощно совершенствовал свои навыки. »звестно высказывание мастера: ЂЌаверн€ка первые 10 тыс€ч ваших снимков будут плохимиї.

≈щЄ одним основополагающим принципом работы репортера  артье-Ѕрессон считал умение одновременно находитьс€ в гуще событий и быть незаметным дл€ фотографируемых. √лавным его инструментом была дальномерна€ ЂLeicaї с 50-мм объективом, оклеенна€ черной лентой дл€ маскировки блест€щих деталей. “ака€ оптика подразумевала, что к объекту съемки надо находитьс€ очень близко и при этом не заставл€ть его позировать, вести себ€ неестественно. ” ћастера это получалось.

“ехническа€ сторона фотографии знаменитого репортера интересовала мало. »звестно, что он почти никогда не про€вл€л пленки и не печатал снимки самосто€тельно, довер€€ это дело своим коллегам. ѕо этому поводу он как-то пошутил: Ђќхотник сам не готовит добычуї. Ќу что же, надо сказать, что из јнри  артье-Ѕрессона получилс€ охотник Ђот Ѕогаї. ќгромна€ галере€ его выдающихс€ трофеев, запечатлевших драматический ’’ век, ещЄ долго будет вдохновл€ть будущие поколени€ фотожурналистов в непростом деле охоты на фотофакты.

spe
≈вгени€ –адченко

¬от это интересно!  огда-то работала репортажным фотографом, но ничего не знала о создателе этого жанра.

top
Halida Rojkova

ќчень интересно и мастерски написано. —пасибо +++++++++++

pro
“амара ћеркулова

ѕохоже, в св€зи с по€влением мобильных телефонов и телекамер при них искусство фоторепортажа окончательно исчезло.

spe
¬ладислав „ерных

“амара, ну как сказать... ƒа, технически снимать стало проще, и кто угодно может отсн€ть подвернувшийс€ сюжет. Ќо без умени€ и таланта это будет тот "ужос", который мы зачастую видим в интернетах. ј профессиональные агентства никуда не делись и работа репортера пользуетс€ спросом. ѕлюсы от всеобщей камеризации только в том, что возросла оперативность подачи гор€чей информации и полнота освещени€ событий, но к снимкам такого рода —ћ» все равно обращаютс€ в самом крайнем случае.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+