icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

 то такой  арл Ћинней ?

  • 769
  • 3

 то такой  арл Ћинней ?

Ђ—кворец обыкновенныйї, Ђгидра пресноводна€ї Ц подобные названи€ знакомы нам со школьной скамьи.  то-то просто зазубривает их, чтобы благополучно выдать на уроке биологии и забыть, более пытливый ученик задумываетс€ Ц почему название живого организма об€зательно включает два слова (хот€ бы Ђобыкновенныйї), почему таких разных животных, как лемур, мартышка и человек включают в один отр€д Ц приматы, и вообще Ц кто и когда придумал все эти семейства, отр€ды и классы с типами?  ак будто без этого учить недостаточноЕ

Ўкольник еще не знает, какое значение это имело когда-то дл€ науки. XVII век вошел в историю как врем€ одной из трех научных революций (перва€ была в античности, треть€ Ц в ’’ веке): законы Ќьютона, открыти€ √алиле€, опыты “орричелли, множество математических новшествЕ а вот биологи€ (хот€ и там были достижени€) отставала от других наук. Ќе потому, что у ученых было мало фактического материала Ц его-то как раз накопилось предостаточно, но чтобы разобратьс€ во всем этом великолепии, его над было Ђразложить по полочкамї, классифицироватьЕ   началу XVIII века потребность в такой классификации была особенно остра, и если о физике поэт сказал Ђявись, Ќьютон!ї, то применительно к биологии с полным правом можно было сказать Ђявись,  арл Ћинней!ї

Ѕудущий ученый родилс€ в 1707 году в Ўвеции, в семье сельского пастора Ќильса »нгерманнсона.  ак водитс€, старшему сыну уготована была дол€ отца, но в школе  арл изр€дно отставал как раз по тем предметам, которые нужны будущему св€щеннику Ц древним €зыкам и теологии, зато преуспел в математике и ботанике, причем не только теоретически: мальчик любил возитьс€ в саду возле отцовского дома, где отец выделил ему небольшой участок. ”же в восемь лет мальчик знал названи€ множества растений! ¬ конце концов, стало €сно, что св€щенником  арл не будет, и один из школьных преподавателей уговорил пастора позволить сыну учитьс€ медицине.

ѕоступа€ в Ћундский университет,  арл вз€л себе фамилию Ћинней Ц это было св€зано с липой, родовым символом его предков по отцовской линии. ёноша учитс€ медицине и естественной истории. ќн не только знакомитс€ с гербари€ми своих наставников, но и сам изучает растени€ той местности и составл€ет каталог. ѕозже он продолжает обучение в университете более высокого уровн€ Ц ”ппсальском. «десь его другом становитс€ ѕетер јртеди Ц впоследствии он станет известным ученым-ихтиологом, а пока молодые люди вместе начинают работать над пересмотром естественнонаучных классификаций. ¬ это же врем€  .Ћинней пишет свою первую научную работу Ц Ђ¬ведение в половую жизнь растенийї.

ѕо совету профессора ”.–удбека  .Ћинней отправл€етс€ в 1732 году в Ћапландию. ¬ этой экспедиции он поистине пытаетс€ объ€ть необъ€тное: растени€, животные, минералы и даже быт и обычаи саамов Ц все становитс€ объектом его изучени€. –езультатом стали не только бесценные этнографические данные, но и описание лапландской флоры, которую исследователь классифицировал по собственной системе Ц на основе строени€ тычинок и пестиков.

ѕосле окончани€ университета  .Ћинней ведет весьма насыщенную научную жизнь: изучение минералогии и написание учебника по этой дисципине, ботаническа€ экспедици€ в провинцию ƒаларна, а в 1735 году ученый получает степень доктора медицины защитив в голландском университете ’ардервейка диссертацию о причинах мал€рии. ¬ этом некоторым образом помогла предсто€ща€ женитьба: защита диссертации в этом университете хоть и обходилась не так дорого, как в Ћейденском, но все же требовала материальных затрат, и будущий тесть оказал материальную помощь.

Ќепосредственно после защиты диссертации ученый публикует один из главных своих трудов Ц Ђ—истема природыї Ц четырнадцать страниц форматом 54 на 41,6 смЕ но таблицы, напечатанные на этих страницах, охватывали все три царства, на которые раздел€ла природу наука того времени: животные (Ђрастут, живут и чувствуютї), растени€ (Ђживут и растут, но не чувствуютї) и минералы (Ђне живут инее чувствуют, но растутї) Ц и все это было подвергнуто принципу Ђраздел€й и нарекайї.

—ам  .Ћинней сравнивал свою классификацию с административным делением: царства природы подобны странам, классы Ц земл€м, пор€дки Ц уездам, роды Ц деревн€м, а виды Ц отдельным домам. –астени€ ученый разделил на 24 класса в соответствии со строением пестиков и тычинок, а животных, на шесть классов Ц четвероногие, гады, рыбы, птицы, черви и насекомые. ѕозднее он переименовал четвероногих в млекопитающих, именно к этому классу отнес€ человека. ќтр€д, к которому принадлежит наш вид, ученый гордо назвал Ђкн€зь€миї (по-латыни Ц Ђприматамиї), причем нар€ду с нашим видом включил туда еще несколько видов людей. —ейчас мы знаем, что этих видов не существовало в действительности Ц  .Ћинней Ђсоздалї их на основании разрозненных данных о крупных обезь€нах и о фантастических байках о Ђдикихї туземцахЕ да, сейчас мы Ц единственный человеческий вид на «емле, но когда-то были и другие Ц так ли уж неправ был  .Ћинней?

»менно в Ђ—истеме природыї была установлена биноминальна€ номенклатура. Ёто значит, что название каждого вида состоит из двух слов Ц родового и собственного видового названи€.

ѕосле издани€ Ђ—истему природыї ученый некоторое врем€ живет в √олландии. «а эти три года им написано множество книг Ц в основном по ботанике: Ђќсновани€ ботаникиї, Ђ–оды растенийї, Ђ ритика ботаникиї, Ђѕоловой методї, Ђ‘лора Ћапландииї и другие. ѕосле возвращени€ из √олландии он наконец женитс€ на своей невесте —аре Ћизе ћорее. ¬ ее честь ученый назвал южноафриканское растение из семейства ирисовых Ц Moraea. ” супругов было семеро детей Ц правда, двое умерли в младенчестве Ц а старший сын,  арл Ћинней-младший, тоже стал ученым-ботаником и впоследствии дополнил и отредактировал многие ботанические описани€, сделанные отцом.

Ќа родине  .Ћинней становитс€ практикующим врачом, вскоре Ц придворным (этому способствовало успешное лечение кашл€ у нескольких фрейлин). ¬ 1939 году при его участии основана Ўведска€ королевска€ академи€ наук, а в 1741 году он начинает преподавательскую де€тельность в ”ппсальском университете в должности профессора медицины. —реди его учеников были и наши соотечественники Ц натуралист и химик ј. арамышев и ботаник ћ.јфонин.

 ак мы помним,  .Ћинней начинал свою научную де€тельность с экспедиции в Ћапландию, а теперь он посылает в экспедиции своих учеников, которых впоследствии назовут Ђапостолами Ћинне€ї. »х было семнадцать, и географи€ их исследовательских путешествий весьма обширна:  итай, —редиземноморье, —еверна€ и ёжна€ јмерика, »нди€, Ўпицберген, ≈гипет, …емен, —енегал, »сланди€, јвстрали€, ќкеани€, јфрика, ява, ÷ейлон, япони€Е ќдин из Ђапостоловї Ц »оганн ѕетер ‘альк Ц отправилс€ в –оссию. —удьба его была очень печальна: он страдал депрессией и во врем€ очередного приступа покончил с собой, случилось это в  азани. “рагически закончилась экспедици€ и другого ученика  .Ћинне€ Ц  ристофера “эрнстрЄма, умершего от тропической лихорадки на территории современного ¬ьетнама. ¬дова исследовател€ упрекнула  .Ћинне€, что он оставил ее детей сиротами, и после этого профессор посылал в экспедиции исключительно холостых учеников.

”ченый и сам продолжает участвовать в экспедици€х Ц правда, на территории Ўвеции. ќн описывает растительных и животный мир родной страны, составл€ет каталог кормовых растений, пишет Ђ‘илософию ботаникиї Ц учебник, считавшийс€ образцовым вплоть до начала XIX века. Ќаучную работу прерывает инсульт, перенесенный ученым в 1774 году, в результате чего он был частично парализован. ≈ще более т€желыми оказались последстви€ второго удара, случившегос€ трем€ годами позже Ц нарушени€ пам€ти, письма. 10 €нвар€ 1778 года  арл Ћинней скончалс€. ”ченый похоронен в ”ппсальском кафедральном соборе Ц что знаменовало собой признание заслуг исследовател€.

¬клад  арла Ћинне€ в науку трудно переоценить. Ѕезусловно, систематика растений и животных с тех пор пересматривалась неоднократно на основании новых данных биологии, ботаники, а в последние дес€тилети€ Ц еще и генетики, включа€ эволюционную, и все же основа остаетс€ прежней, основыва€сь на иерархической структуре.  лассификаци€ позвол€ет не только Ђпривести в пор€докї имеющиес€ факты, но и определить направление исследовани€ Ц скажем, если строение зубов животного позвол€ет отнести его к отр€ду грызунов, из этого следует, что у него имеютс€ стопоход€щие конечности и слепа€ кишка Ц это очень важно, если в нашем распор€жении нет ничего, кроме зубов, что сплошь и р€дом бывает в палеобиологии. » даже „арльз ƒарвин признавал, что его иде€ происхождени€ видов друг от друга во многом была подсказана иерархической структурой царств животных и растений.


spe
¬ладислав „ерных

»сторический анекдот - однажды ƒжонатан —вифт спросил у Ћинне€:
Ч ѕростите, молодой человек, не могли бы вы мне подсказать, как по вашей классификации называетс€ зверь, у которого п€ть ног и шесть рог?
Ч ”важаемый мэтр, Ч отвечал прославленный натуралист, Ч во-первых, не рог, а рогов. ј во-вторыхЕ Ч тут создатель системы растительного и животного мира надолго задумалс€ и, наконец, честно призналс€: Ч Ќе знаю!
Ч  ак?! Ч изумилс€ —вифт. Ч Ёто же предельно просто. ќн называетс€ Ђгексацерас пентаподї, то есть Ђшестирогий п€тиногїЕ

pro
“амара ћеркулова

¬ладислав, это как в анекдоте про ¬асили€ »вановича: " вадратный трехчлен - мне даже предствить такое страшно"

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+