Родился Карл Павлович в 1799 году. Отец его был академиком орнаментальной скульптуры. Все семеро его детей обладали талантами художников. Правда Карл оказался самым талантливым и знаменитым. Его успехи были замечены самыми высокопоставленными особами России того времени. Такая слава являлась, скорее всего, наградой за детские мучения. Ведь Карл рос слабым и больным ребенком. Почти семь лет он не вставал с постели, золотуха настолько его истощила, что родители просто с отвращением терпели его присутствие в доме.
Зато за все эти года мальчик так «сроднился» с карандашом, что казалось он, растет из его руки. Рисование было единственной отдушиной в его нелегком детстве. И уже в десять лет Карл поступает в Петербургскую академию художеств, где и провел последующие двенадцать лет отрочества и юности.
Итогом учебы в академии художеств стали множественные награды Брюллова. Среди них были и золотые, и серебряные медали. Отказавшись от продолжения учебы в академии, Карл находит прибежище в мастерской старшего брата Александра, который на тот момент работал помощником великого архитектора Монферрана. Вместе они разрабатывали проект Исаакиевского собора. Здесь Карл начал брать заказы на портреты.
После картин, заказанных покровителями из Общества поощрения художников, «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона», Карл Брюллов награждается пенсионерской поездкой в Италию, причем ему разрешили взять с собой и брата.
Интересный факт: первоначальная фамилия Брюлловых не содержала в себе двух последних букв «въ», и звучала как Брюлло. Перед отъездом в Италию братья решили изменить фамилию своих предков, добавив к ней эти буквы.
В путешествие Карл отправлялся с легкой душой, совершенно не предвидя свое позднее возвращение (через двенадцать лет) на родину, где его не встретят ни родители, ни младшие братья.
В 1827 году, на одном из светских балов, Карл встречает свою единственную и неповторимую любовь, художественный идеал, близкого друга – графиню Юлию Павловну Самойлову. Красоту этой женщины Брюллов сравнивал с добротой ее сердца, ее портреты он писал с упоением и наслаждением.
Именно она повезла Карла на развалины Помпеи, где он получил, словно дар небес, великое вдохновение, и впоследствии написал картину, которая и сегодня считается вершиной его творческого мастерства. Брюллов, вновь и вновь возвращаясь на развалины античного города, «видел» своим мысленным взором картину, где слепая и беспощадная сила стихии не просто отнимает жизни людей, но обнажает их души.
Все эти чувства художник сумел передать, вложить в полотно, которое так и назвал «последний день Помпеи».
Картины Брюллова сегодня являются достоянием многих музеев и художественных галерей мира. Этот художник сумел завоевать не только славу у своих современников, но и продолжает покорять сердца потомков.