icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

 то такой »горь ‘едорович —травинский ?

  • 439
  • 1

 то такой »горь ‘едорович —травинский ?

’’ век стал одной из самых бурных эпох в истории человечества: мен€лись границы, мен€лась картина мира Ц и в этом Ђкип€щем котлеї человеческие судьбы иной раз принимали самый причудливый оборот, отражавшийс€ в извечном зеркале судеб Ц искусстве. Ѕлест€щий тому пример Ц жизнь и творчество »гор€ —травинского.

».—травинский Ц композитор-загадка, композитор-парадокс. ≈ще несколько дес€тилетий назад учебники истории музыки причисл€ли его к американским композиторам, но сейчас его творчество изучают в курсе русской музыкальной литературы. –одилс€ он в –оссии, впоследствии жил и творил в —Ўј Ц но такой же была судьба —.¬.–ахманинова, тем не менее, его к американским композиторам не причисл€лиЕ в чем же загадка ».—травинского?

»горь ‘едорович —травинский родилс€ в ќраниенбауме в 1882 году. —емь€ была музыкальной: отец Ц оперный певец-бас, мать Ц пианистка, нередко выступала на концертах супруга в качестве аккомпаниатора. »гре на фортепиано будущий композитор училс€ с четырехлетнего возраста, но после окончани€ гимназии родители все же уговорили его учитьс€ на юриста. ¬прочем, это не помешало ему дважды неделю частным образом брать уроки композиции у Ќ.ј.–имского- орсакова. ѕод руководством своего великого учител€ молодой композитор написал свои первые произведени€. ќдно из них Ц сюита Ђ‘авн и пастушкаї Ц привлекло внимание —.ƒ€гилева. Ќесколько позже знаменитый антрепренер предложил ».—травинскому сотрудничество.

ƒл€ Ђ–усских сезоновї, организованных —.ƒ€гилевым в ѕариже, композитор написал три балета, о которых вспоминают в первую очередь, когда заходит речь об »горе —травинском. —южеты всех трех балетов основаны на русском фольклоре, но были ли они русскими по своей музыкальной сути?

¬ 1910 году поставлен балет Ђ∆ар-птицаї. ¬ качестве хореографа выступил ћ.‘окин, над декораци€ми работал ј.Ѕенуа. ¬ этом балете мы встречаемс€ с хорошо знакомыми персонажами русских народных сказок Ц »ваном-царевичем, царевной Ќенагл€дной красой, страшным  ащеем Ѕессмертным и волшебной ∆ар-птицей Ц воплощающей недостижимый идеал, который становитс€ одновременно и наградой и прокл€тием. ћы не найдем здесь непрерывной линии действи€, присущей глубоко Ђсимфонизированнымї балетам ѕ.».„айковского Ц это скорее можно сравнить с балетными сценами в операх композиторов-кучкистов: ѕоловецские пл€ски в Ђ н€зе »гореї, пл€ска персидок в Ђ’ованщинеї, —южетные ходы станов€тс€ своего рода поводом дл€ волшебных картин в попытке Ђостановить мгновениеї. «десь есть мелодии подлинных русских народных песен, но р€дом с ними Ц совсем другой мир, мир Ђползущихї полутоновых движений, таинственных сопоставлений Ђчужихї аккордов, €рких звуковых п€тенЕ это уже ’’ век, в котором „еловек с его душой и страст€ми далеко не всегда оказывалс€ на первом плане!

√одом позже по€вл€етс€ второй Ђрусский балетї Ц Ђѕетрушкаї. ¬ нем во многом отразились впечатлени€ детских лет Ц картина масленичного гул€ни€ на площади настолько красочна, что можно даже не смотреть на сцену: два кларнета изображают сломанную шарманку, колокольчики Ц музыкальный €щик, в причудливом калейдоскопе мелодий и контрапунктов мелькают уличные песенки, выкрики балаганного дедаЕ кульминацией картины становитс€ по€вление таинственного ‘окусника, показывающего танец оживших кукол. » вот, именно эти живые куклы станов€тс€ главными геро€ми балета. » хот€ ѕетрушка Ц традиционно комедийный персонаж, перед нами отнюдь не комеди€, это сама€ насто€ща€ драма с отчетливым протестом против социальной несправедливости. Ђѕетрушка Ц олицетворение всего, что есть в человеке одухотворЄнного и страдающегої, Ц говорил ј.Ѕенуа. ¬ этом образе можно, пожалуй, найти нечто общее с геро€ми „арли „аплина: некрасивый, одинокий, неудачливый Ц но с исключительно люб€щим сердцем.  олкие диссонансы отча€ни€ и протеста, хрупкие мелодии лирических грез Ц все это кажетс€ предельно человеческим на фоне нарочито банальной, примитивной, карикатурной музыки, живописующей двух других кукол Ц Ѕалерину и јрапа. ¬ последней картине два плана действи€ сливаютс€ воедино: на фоне бешеного пл€са, из которого Ђвыплываетї то Ђјх вы, сениї, то Ђ¬доль по ѕитерскойї, куклы вырываютс€ из балагана и јрап убивает ѕетрушку. ѕравда, фокусник сразу же убеждает публику, что ничего страшного не произошло Ц это же всего лишь тр€пична€ кукла, которую можно утащить в балаган! Ц но на последних тактах балета ѕетрушка вновь по€вл€етс€ над ширмой балагана и грозит кулакомЕ кому? —воему диктатору-фокуснику Ц или всему этому несправедливому миру?

¬ 1913 году написана Ђ¬есна св€щенна€ї. «десь прицнип демонстрации красочных картин, сближающий ».—травинского не только с Ќ.–имским- орасковым, но и в большей степени с ј. Ћ€довым, встает во весь рост. ¬ балете даже нет сюжета в привычном понимании Ц перед нами действо, воплощающее древний €зыческий обр€д, идущий к своей кульминации Ц принесению девушки в жертву. «десь нет пр€мых фольклорных цитат, но мелодии стро€тс€ на Ђформулахї, характерных дл€ весн€нок, кол€док, весенних закличек. “акой принцип Ц заимствовать не народные мелодии, а их Ђ€зыкї Ц лежит в русле русской композиторской школы, начина€ с ћ.√линки, но в каком освещении предстают эти мелодии? ¬се эти политональные наложени€, хроматизмы, острые созвучи€, порожденные ’’ веком, воспринимаютс€ здесь не как Ђсовременностьї, а как Ђдревностьї Ц не Ђкогда уже нет тональностиї, а когда ее Ђеще нетї. ».—травинский не входит в €зыческую древность, как Ќ.–имский- орсаков, он наблюдает ее со стороны. Ётот балет заставл€ет вспомнить слова  .—.Ћююиса: Ђ¬ек, вырванный из своей эпохи, и станов€щийс€ от этого во сто крат ужаснееї Ц но именно этот древний ужас и завораживает.

¬ 1914 году ».—траивнский уезжает в Ўвейцарию с семьей. ќн уже восемь лет был женат на своей кузине ≈катерине Ќосенко, у них было двое детей, которые впоследствии тоже про€вили себ€ в искусстве: старший стал художником, младший Ц пианистомЕ »з-за начавшейс€ ѕервой мировой войны композитор не смог вернутьс€ в –оссию, а после ее завершени€ прин€л решение не возвращатьс€. ќн живет сначала в Ўвейцарии, потом во ‘ранции (даже €вл€лс€ гражданином этой страны), а с началом ¬торой мировой войны переезжает в —Ўј, где уже не раз бывал с гастрол€ми. ¬ 1945 году он принимает американское гражданство, и остаетс€ в —Ўј до смерти в 1971 году (впрочем, похоронен композитор не в јмерике, а в »талии Ц в ¬енеции, недалеко от могилы —.ƒ€гилева).

 акие же произведени€ создал композитор за эти годы? ќни разнообразны Ц и весьма неожиданны. Ќапример, если в послушаете оперу Ђѕохождени€ повесыї, не зна€, кто ее автор, вы решите, что это современник ¬.ј.ћоцарта Ц такое направление называетс€ неоклассицизмом. ¬ том же русле находитс€ опера-оратори€ Ђ÷арь Ёдипї: законченные сольные номера, короткие реплики хора, четкие ритмические формулы, в чем-то музыкальный €зык перекликаетс€ с ».—.Ѕахом и √.‘.√енделемЕ совсем не похож на эту архаику концерт дл€ кларнета и джаз-оркестра.

¬прочем, описать все произведени€ »гор€ —травинского невозможно Ц и еще труднее пон€ть, кем же он был: русским композитором, французским, американским, а может быть, Ђгражданином мираї? Ќаверное, правильнее всего будет сказать, что творчество этого композитора отразило в полной мере лицо ’’ века, который стремилс€ к разрушению границ Ц и обостр€л их, который перебирал наследие предшествующих эпох, стрем€сь построить на их руинах что-то новое.


pro
—емен ÷ыгановский

 ажетс€, он был действительно космополитом в самом лучшем смысле этого слова.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+