icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—андра Ѕойко
ќбучение

 то такой гражданин

  • 15252
  • 3

 то такой гражданин

 
 огда его спрашивали, откуда он, ƒиоген отвечал: Ђќтовсюду. я гражданин мираї.

 то же такой гражданин? „то скрывает это привычное, на первый взгл€д, слово? ¬ русской речи оно ведет свое происхождение от городского жител€, горожанина. ¬ —оюзе было прин€то, как одна из форм обращени€ - "√ражданин, постойте!", "√раждане, задумайтесь!".

ќбщеприн€тое определение этого термина - "Ћицо, принадлежащее к населению какого-либо государства, пользующеес€ правами, льготами и предоставл€емыми свободами, и выполн€ющее все об€занности данного государства, утвержденные законом". ¬ этом значении слово "гражданин" используетс€ довольно часто.  оронна€ фраза дикторов в теленовост€х: " ак сообщают —ћ», п€теро из них €вл€ютс€ гражданами –оссии", или "“олько 5% граждан ”краины довольны своим материальным положением)(неудивительно)" ћы привыкли к тому, что это слово употребл€ют с целью обозначить принадлежность человека к определенному государству. »з наших голов совершенно вылетел тот факт, что смысл термина куда более емкий.

"ѕоэтом можешь ты не быть, но гражданином быть об€зан. "ѕомните растасканную на цитаты строчку Ќекрасова?

√ражданин - это сознательный член общества. »ндивид, занимающий активную гражданскую позицию. ћного ли таких среди нас, готовых пожертвовать личной выгодой ради интересов общества? »нтуитивно сомневаюсь. Ќынче, видно не пользуютс€ особой попул€рностью самосознательные.

ћ-да, беда-беда, огорчение... ѕолистала странички в интернете, так там гражданскую сознательность называют утопией, а кое-где и вовсе стукачеством! ”лыбнула заметка про то, что »уда, мол, типичный пример, вот такого служени€ –одине и государству. ћожет быть, € старомодна и злоупотребл€ю пафосом, но, позвольте... ¬едь это же подмена пон€тий. ”вы, придетс€ признать, что активно нав€зываемые —ћ» нездоровые ценности все же глубоко проросли в умы нашей молодежи. » теперь слово "гражданин" имеет только одно, не слишком сложное значение - всего лишь политико-правова€ прив€занность некого физического лица. ѕопытаешьс€ напомнить о более широком понимании - поднимут на смех, назовут пропагандисткой.  то же из нас зашорен и мыслит стереотипами?

 акие-то ложные ценности, убеждени€. 90% пользователей интернета при ответе на вопрос: "√де граница между преданностью обществу и стукачеством?" выбирали вариант: "Ёто одно и то же". ѕриехали!

—талкивалась с каким-то ужасающим нежеланием понимать. ” мен€ при слове "гражданска€ позици€" возникают такие ассоциации: общественный долг, неравнодушие, причастность к жизни общества. ћы же все вкладываем в эти пон€ти€ почти одинаковый смысл? »ли € ошибаюсь? ј, может, путаю самосознательность с гражданской?

Ѕольше чем уверена, что родившись в социуме, мы уже с первых дней начинаем понимать, что такое хорошо, а что такое плохо. ƒругое дело, какие пон€тие мы приемлем дл€ себ€ позже. ћне могут парировать, что дл€ каждого в разных ситуаци€х... Ќо догмы то одни. ¬озьмем те же библейские, сами по себе, с точки зрени€ морали. ƒумаю, немногие возьмутс€ опровергать их. “ак вот и выходит, что учитывать интересы общества, быть альтруистом - это вроде бы как хорошо. Ќу, если не утрировать и не доводить до абсурда, конечно. ¬едь иде€ морали и добродетели, если ее примитивизировать, состоит в том, чтобы ¬—≈ћ было хорошо. ≈сли каждый будет думать Ќ≈ “ќЋ№ ќ о себе, то всем будет комфортно сосуществовать. » тебе “ќ∆≈. ƒаже с точки зрени€ прагматизма и логики оправдано) Ќу неизбежно нам приходитс€ сталкиватьс€ с интересами других.

»де€ гражданской самосознательности не слишком уж оригинальна. я не говорю о геройстве, о фанатичном, болезненном самопожертвовании, а всего-навсего о здоровом, уместном, адекватном и так нам необходимом Ќ≈–ј¬Ќќƒ”Ў»»,Ќ≈Ѕќя«Ќ» ответственности. ѕо сути, €вл€етс€ всего лишь проекцией вышеуказанной морали на государственную плоскость. ќтчего же мы так €ростно отрицаем ее, насмехаемс€ над ней, попинываем ногами? ¬едь она отвечает нашей философии: "—амое главное, чтобы мне было хорошо".

ћожет, попробуем, каково это - быть насто€щим √ражданином? „тобы не зачерствели ненароком наши души. √овор€т, что люди постепенно станов€тс€ теми, кем мы их считаем. ћожет, попробуем хот€ бы на миг поверить, что наши милиционеры воврем€ приедут на место происшестви€, не будем давать чиновникам вз€тки, а нашим дет€м расскажем, что иногда вещи не такие, какими кажутс€...


deb
Ќадежда ќрехова

—андра, умница! я в ¬ас не ошиблась с первой с первой прочитанной мной ¬ашей статьи! +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+