icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

 то такой Ёжен Ёманнуель ¬иолле-ле-ƒюк ?

  • 354
  • 5

 то такой Ёжен Ёманнуель ¬иолле-ле-ƒюк ?

¬
¬елика€ французска€ революци€, как и положено великой революции наломала дров Ц на целый век хватило и всей ≈вропе досталось. Ѕольшевистска€ революци€ в –оссии была и дальним ее эхом, и приблизительной копией. ¬ том числе, и в области разрушени€ старых пам€тников и возведени€ вместо них своих монументов-новоделов.

ќсобенно досталось монастыр€м и церкв€м. Ёто видно даже в наше врем€. ќт ѕарижа до Ћа-ћанша река —ена течет не пр€мо, а дела€ несколько больших петель. ƒо революции 1789 года на каждом таком извиве сто€ло по нескольку монастырей или аббатств. ƒолжность насто€телей в этих обител€х была замечательной синекурой: монастыри находились в благословенной Ќормандии и были богаты. ∆изнь здесь была тиха€, спокойна€ и совсем не нища€. ќп€ть же, не далеко было отсюда до больших городов.  эн и –уан Ц р€дом, а до ѕарижа Ц день-полтора дн€ пути.

—ледов этих тихих обителей в наше врем€ практически не осталось. –еволюционна€ власть конфисковала монастырское имущество, изгнала или поубивала монахов и клириков. ј окрестные кресть€не экспроприировали экспроприаторов до самого фундамента. ¬се здани€ были растащены по кирпичику и легли в стены окрестных кресть€нских домов, сараев или попросту стали заборами. “олько кое-где остались жалкие остатки прежней красоты.

Ќо революции заканчиваютс€. ѕриблизительно в 1830-х годах многие новые пам€тники развалились или перестали радовать глаз. “огда-то победители и вспомнили об утер€нной старине, так сказать, о Ђ‘ранции, которую они потер€лиї. »менно в эти годы впервые в мире во ‘ранции начались работы по научной реставрации старинных зданий. ќдним из выдающихс€ специалистов, прославившихс€ в этой области архитектурной де€тельности, был Ёжен Ёммануэль ¬иолле-ле-ƒюк (Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc; 1814 Ч 1879).

ќн родилс€ во вполне благополучной семье. ќтец был чиновник, мать тоже принадлежала к, выража€сь современными терминами, высшему слою среднего класса, не чуждому искусства. Ѕрат матери, Ётьен-∆ан ƒелеклюз (Étienne-Jean Delécluze) был известным художником, учеником знаменитого ƒавида и автором первой книги о нем. ¬ салонах, которые по п€тницам устраивала матушка, бывали —тендаль и —ент-ЅЄв.

ћолодость Ц врем€ мечтаний и радостных попыток переть на рожон. Ќе избежал этих веселых удовольствий и юный ¬иолле-ле-ƒюк. ¬о врем€ »юльской революции 1830 года он Ц на баррикадах. Ќа одной из таких баррикад погиб герой книги ¬.√юго Ђќтверженныеї √аврош. Ќо ¬иолле-ле-ƒюку повезло больше. ќн выжил и, выбира€ дальнейший путь (а видел он себ€ художником), отказалс€ идти по проторенному пути. Ёжен Ёммануэль не поступил в училище из€щных искусств, а стал учеником в архитектурной фирме, решив всему учитьс€ на практике.

Ќо деньги на поездку в »талию у юноши были. ¬ эту прекрасную ћекку художников ¬иолле-ле-ƒюк совершил свое паломничество в 1836Ч1837 годах. ј после возвращени€ из »талии судьба толкнула его в объ€ти€ будущей профессии.

«накомый семьи, известный писатель ѕроспер ћериме, который был в то врем€ государственным инспектором по пам€тникам истории, предложил молодому архитектору, имеющему уже некоторый практический опыт, руководить реставрацией аббатства ћарии ћагдалины в городке ¬езле (Vézelay), который находитс€ в —еверной Ѕургундии. Ёто бенедиктиновое аббатство известно с 9-го века. ѕо легенде, в крипте базилики хран€тс€ мощи ћарии ћагдалины. ”же в 12-м веке ¬езле стало известным в католическом мире местом паломничества. «десь в 1146 году на пасху Ѕернар  лервосский призвал паломников, среди которых был и король Ћюдовик VII, начать второй крестовый поход в ѕалестину. ќдним словом, место известное.

Ќо 12 декабр€ 1279 в ѕровансе, в местечке —ен-ћаксимин-ла-—ент-Ѕом были найдены нетленные останки, которые тоже стали приписывать ћарии ћагдалине. ѕоскольку местные монахи-доминиканцы произвели хорошую, как мы бы сейчас сказали, пиар-акцию и засвидетельствовали множество чудес, происходивших именно в —ен-ћаксимине, поток паломников отклонилс€ в ѕрованс. јббатство в ¬езле потер€ло свою славу. ¬о времена религиозных войн мощи ћарии ћагдалины исчезли. ¬ лихое врем€ ‘ранцузской революции базилика была с энтузиазмом ограблена. —троение могло обрушитьс€. ¬нимание к бедственному положению национального пам€тника привлек ѕроспер ћериме, и инициировал производство реставрационных работ. –еставраци€ продолжалась с 1840 по 1861 год.

¬ те времена реставраци€ древних построек была внове. ¬ широком объеме до 1840-го года нигде в ≈вропе ею не занимались. “олько текущий ремонт и достройки. ѕоэтому одним из первых возник вопрос о том, как следует производить реставрацию: просто консервировать дожившие до времени реставрации постройки или же пытатьс€ восстановить их первоначальный вид. ¬ этом случае было неизбежно некоторое сочинительство.

¬иолле-ле-ƒюк был сторонником второго взгл€да. ќн не без основани€ говорил, что все церковные постройки (а заниматьс€ ему пришлось именно реставрацией церквей) были сугубо функциональны и очень часто выдерживались в определенных строгих канонах. ѕоэтому при некотором опыте и историческом образовании можно было попытатьс€ восстановить церковь в первоначальном виде. „то ¬иолле-ле-ƒюк неоднократно делал.  онечно, под аккомпанемент недоброжелательной критики. —ледует заметить, что дл€ критики были серьезные резоны.

ƒруга€ важна€ реставрационна€ работа ¬иолле-ле-ƒюка Ц восстановление парижского собора Ќотр-ƒам, более известного, как —обор ѕарижской богоматери. ѕосле всех великих безобразий великой французской революции собор был разграблен и сто€л в запустении. —обор собирались снести, в крайнем случае, модернизировать. “алант ¬иктора √юго спас эту выдающуюс€ готическую постройку. ¬ 1831 году он написал свой знаменитый роман Ђ—обор ѕарижской богоматериї. —обор стал одним из героев книги. ј поскольку книга была написана увлекательно, с большим числом вставных глав, не имеющих отношени€ к сюжету, но содержащих интереснейшую общеобразовательную информацию, общественное мнение ‘ранции воспылало. » почему бы ему не воспылать? ‘ранцузы, чай! Ќачали собирать деньги на реконструкцию. —тали требовать от правительства предприн€ть меры.

ѕравительство меры предприн€ло. ¬ 1841 году реконструкцию собора поручили ¬иолле-ле-ƒюку и ∆ан-Ѕатисту Ћассу (Jean-Baptiste Lassus). ѕервична€ реставраци€ продолжалась в течение 5 лет. Ќо полное восстановление здани€, скульптур и сооружение знаменитого шпил€ собора продолжались еще 23 года. “ак что если кто побывает в ѕариже и будет любоватьс€ знаменитым собором, тихо вспомните архитектора по фамилии ¬иолле-ле-ƒюк.

 стати, знаменитые химеры на фасаде Ќотр-ƒам-де-ѕари установлены по насто€нию ¬иолле-ле-ƒюка, против чего возражали многие историки. ѕо их сведени€м, никаких химер в украшении собора не было. ¬ ходе реконструкции постройки, густо обступившие собор, были разрушены. “ак перед фасадом по€вилась больша€ площадь, котора€ позвол€ет визуально оценить великолепие —обора.

¬ 1853 году ¬иолле-ле-ƒюк стал генеральным инспектором церковных построек страны.

 огда в 1870Ч1871 годах разразилась франко-прусска€ война, ¬иолле-ле-ƒюк стал инженером-подполковником и принимал участие в военных действи€х. ѕосле войны, в которой ‘ранци€ потерпела сокрушительное поражение, он выпустил книгу Ђ»стори€ одной крепостиї.  нига была публицистическа€, в ней предлагалось создавать укрепленные районы, которые смогли бы задержать продвижение противника. Ёти взгл€ды серьезно повли€ли на военную доктрину ‘ранции. ≈е дальними последстви€ми были оборона ¬ердена во врем€ ѕервой мировой войны, подтвердивша€ взгл€ды ¬иолле-ле-ƒюка. ј вот сооружение линии ћажино, как оказалось, было ошибкой и, в конечном счете, привело к поражению ‘ранции в 1940 году. Ќо вр€д ли в 19-м веке французский инженер-подполковник мог предвидеть по€вление моторизованной пехоты и танков.


top
Halida Rojkova

»нтересный был человек. “верда€ уверенность в своей правоте и техническа€ грамотность позволили ему спасти немало прекрасных зданий.

pro
“амара ћеркулова

¬ списке тем даже не обратила на него внимани€. ƒумала, актер какой-нибудь французский или, того хуже, кутюрье. ј он, оказываетс€, интересной работой занималс€.

pro
—емен ÷ыгановский

Ќекоторые художники подписывают свои картины, а некоторые даже себ€ на них изображают. ѕримеров масса: ћикеланджело, Ѕрюлов, —уриков...

¬иолле-ле-ƒюк, реставриру€ Ќотр-ƒам тоже не ударжалс€ и изобразил себ€ там дважды. ќдин раз - в виде 8-го израильского цар€ на портале собора, а второй раз - в виде апостола ‘омы, который €вл€лс€ к тому же покровителем скульпторов и архитекторов.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+