icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

 то такой ƒжордж Ѕернард Ўоу ?

  • 461
  • 2

 то такой ƒжордж Ѕернард Ўоу ?

Ђ„еловек, обретший радость непонимани€ї Ц такую характеристику английский писатель √.  . „естертон дал своему коллеге и соотечественнику ƒжорджу Ѕернарду Ўоу. Ђ¬се говор€т, что его нельз€ принимать всерьез, Ц по€сн€ет далее писатель, но ƒж. Ѕ. Ўоу, по его словам Ђхорош не тем, что прыгает сквозь обруч или стоит на голове, а тем, что он день и ночь защищает свою крепостьї.

Ѕудущий писатель родилс€ 1856 году в ƒублине, в семье певицы и служащего, зан€вшегос€ торговлей зерном Ц и в детстве, по его словам, Ђзадумывалс€ о литературе не больше, чем утка о плаванииї. ѕротестантскую школу, где он училс€, считал впоследствии самым бесполезным и даже вредным этапом своего образовани€, на учител€ смотрел как на врага Ц и был если не последним, то предпоследним учеником. ”же будучи взрослым, он не раз критиковал систему образовани€, котора€ развивает детей умственно, но не духовно.

Ќа учебу в университете денег не было, но д€д€ помог устроитьс€ в агентство недвижимости, где в об€занности 15-летнего клерка входило собирать квартплату с жителей трущобЕ Ёта работа ему не по душе.

— 1976 года ƒж. Ѕ. Ўоу живет в Ћондоне с матерью, котора€ за четыре года до того ушла от его отца. ќн часто посещает библиотеки, пробует себ€ в качестве журналиста Ц ведет в газете колонку о музыке Ц и создает свое первые романы. ”спеха они ему не принесли Ц и даже изданы в то врем€ не были. ќн оказалс€ поначалу более успешным в амплуа театрального критика.

¬ 1886 году ƒж. Ѕ. Ўоу наконец создает свой первый роман, который был опубликован Ц Ђѕрофесси€  ашел€ Ѕайронаї. √од спуст€ последовал новый роман Ц ЂЌе социальный социалистї. ќбращение к такой теме не случайно Ц писатель был участником (и весьма активным) ‘абианского общества Ц организации социалистического толка, ратовавшего за переход от капитализма к социализму посредством постепенных реформ.

“ем временем, будучи театральным критиком, Ѕернард Ўоу все больше увлекаетс€ театром Ц и наконец в 1892 году пробует перо как драматург. ¬ его первой пьесе Ц Ђƒома вдовцаї Ц во многом отразились впечатлени€, полученные в пору работы в агентстве недвижимости, когда автор непосредственно общалс€ с обитател€ми трущоб. » в этой, и последующих пьесах Ѕ. Ўоу звучат мотивы, новые дл€ театра той эпохи. “ак, в Ђѕрофессии госпожи ”орренї девушка уходит из дома, узнав, что ее мать получает доходы с публичных домов Ц дочь хочет жить честным трудомЕ Ќо при этом Ѕ. Ўоу вовсе не был скучным нравоучителем Ц не было ему равных по части иронии и юмора. ѕорвав с пуританской моралью, он создает цикл из трех пьес под названием Ђѕьесы дл€ пуританї.

ќдну из них Ц Ђ÷езарь и  леопатраї Ц автор представл€ет шекспировским Ђјнтонию и  леопатреї, счита€ эту трагедию излишне пафосной и фальшивой. ≈го ÷езарь предстает мудрым правителем Ц дальновидным, озабоченным развитием своего народа. ¬ другой пьесе Ц Ђ”ченик дь€волаї, Ц не только остроумно высмеиваютс€ театральные штампы, но и выводитс€ глубокий гуманистический смысл: герой, которого все (включа€ его самого) считают безбожником, поступает как истинный христианин, ид€ на самопожертвование из любви к ближнему.

ƒж. Ѕ. Ўоу не склонен был идти проторенными пут€ми в драматургии Ц так, вз€в за основу комедии Ђ„еловек и сверхчеловекї вечный сюжет о ƒон-∆уане, он превращает геро€ в свою противоположность: его модернизированного ƒон-∆уана Ц ƒжона “еннера Ц женолюбом назвать нельз€, но дл€ женщин он весьма прит€гателен, сам же он увлекаетс€ не женщинами, аЕ иде€ми Ц получатс€ своего рода Ђдуховный донжуанї.

ќписать все пьесы ƒж. Ѕ. Ўоу невозможно, но, пожалуй, самым попул€рным его творением стал Ђѕигмалионї. «десь, как и применительно к ƒон-∆уану-ƒжону “еннеру, он отсылает к давно известному сюжету Ц на сей раз древнегреческому, о скульпторе, который влюбилс€ в свое творение и попросил богиню любви јфродите оживить статую прекрасной женщиныЕ ¬ пьесе ƒж. Ѕ. Ўоу такой Ђновой √алатеейї становитс€ цветочница Ёлиза ƒулиттл Ц юна€, но далеко не привлекательна€ девушкаЕ впрочем, непривлекательность ее объ€сн€етс€ прежде всего бедностью Ц все могут исправить вода и мыло, услуги дантиста и красива€ одеждаЕ а еще ее никто не учил правильной речи и великосветским манерам. ¬сему этому учит Ёлизу профессор фонетики ’иггинс Ц на спор, что сможет на светском приеме выдать девушку за герцогинюЕ тем самым автор вновь подчеркивает условность делени€ общества на классы.

Ќе был ƒж. Ѕ. Ўоу первым и из тех, кто обратилс€ к истории ∆анны дТјрк. ¬ драме Ђ—в€та€ »оаннаї нет и тени романтизации образа французской героини Ц его ∆анна некрасива и грубовата, что не мешает испытывать к ней симпатию. ѕерсонажи, окружающие ее, отнюдь не выгл€д€т злоде€ми Ц это обычные люди, со своим пониманием общественной пользы, чем и объ€сн€ютс€ их поступкиЕ гибель ∆анны в таких услови€х выгл€дит трагической закономерностью: мир таков Ц Ђ«начит, в каждом столетии новый ’ристос должен умирать в муках, чтобы спасти тех, у кого нет воображени€?ї

Ќе все пьесы Ѕ. Ўоу были одинаково удачны, но писал он их до смерти в 1950 году.

ƒж. Ѕ. Ўоу прославилс€ еще и как автор множества остроумных афоризмов. ќни рождались пр€мо-таки из самой жизни Ц так, рассказывают, что нека€ молода€ женщина предложила ему женитьс€ на ней: ЂЌаши дети будут умны, как ¬ы, и красивы, как €ї, писатель же ответил: ЂЅоюсь, как бы не вышло наоборот!ї

јфоризмы Ѕ. Ўоу касаютс€ разных тем Ц религи€, искусство, политика, женщиныЕ Ђ«олотое правило гласит, что нет золотых правилї, Ц ведь точнее и не скажешь! Ќо, пожалуй, наиболее точно сущность человечества определена в этих словах: Ђ“еперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно Ч научитьс€ жить на «емле, как люди!ї


pro
“амара ћеркулова

ƒа, как говорил ѕаниковский, сразу видно человека из раньшего времени. “еперь таких нет, а скоро совсем не будет.

”же нет.

pro
—емен ÷ыгановский

я Ўоу практически не читал. ќднако, хорошо пон€л "ѕигмалиона", прогул€вшись в Ћондоне у рынка  овентгарден.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+