icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Люди, биографии

Кто такой Чарльз Фредерик Уорт ?

  • 352
  • 20

Кто такой Чарльз Фредерик Уорт ?

З
Зима 1895 года в Европе была холодна. Морозы свирепствовали. Метели свободно гуляли по улицам. Весна долго и трудно пробивала себе дорогу. День 10 марта ничем не отличался от 10 февраля – холодно, ветрено и промозгло. Обычно в такую погоду изнеженные парижане предпочитали сидеть дома, но в этот день они посчитали себя обязанными проводить в последний путь Чарльза Фредерика Уорта. Умер Великий Портной. Ремесленник, который сумел портняжное дело возвести в ранг искусства. Художник, открывший миру Высокую моду.

На похороны Уорта прибыли многие его заказчики. Мероприятие получилось пышное и величественное. Среди провожающих отдельной группой стояли представители всех (!) королевских дворов Европы. Рядом – президент Франции и мэр Парижа. И каждый говорил о невосполнимой потере, о том, что сыновьям Уорта, пожалуй, хватит умения и вкуса, чтобы сшить платье. Но для того чтобы создать роскошный дамский туалет, нужен сам Мастер. Но, увы, он ушел, и дамы промокали свои прелестные глазки батистовыми платочками, оплакивая не только портного, но и свои несостоявшиеся наряды.

Разумеется, вспомнили необычную биографию Уорта. Чарльз никогда не скрывал, что с раннего возраста вынужден был зарабатывать на жизнь. Его отец занимал неплохую должность в суде и вполне мог прокормить свою многочисленную семью. Пятеро детей, он, его жена и старенькая тетка, которая жила с ним, - вся эта орава требовала немало денег. Но он пил, а потому на месте не удержался. После увольнения решил вопрос самым доступным ему способом – сбежал. Матери и старшим детям пришлось идти работать.

Чарльзу Фредерику было всего одиннадцать (он родился в 1825 году), знаний и умений у него, по вполне понятным причинам, еще не было. Борн, расположенный в графстве Линкольншир, - город небольшой, а потому работать пришлось там, куда взяли. Мать смогла устроить его только в типографию. Грязь, шум, запах краски, грубые окрики и гроши, которые платили за многочасовой труд… Наверное, тогда Чарльз поклялся себе в том, что непременно станет богатым, жизнь его будет роскошной, а дети никогда и ни в чем не будут нуждаться. Еще одна клятва звучала так: он не умрет до тех пор, пока его дети, сколько бы Бог ему их не послал, «не получат в руки кусок хлеба», то есть профессию.

В 1838 году он приехал в Лондон и почти сразу нашел работу в галантерейном магазине. Работал он с удовольствием, охотно всему учился и очень быстро из подмастерья стал счетоводом. Чарльза интересовали не только практические знания, но и мир прекрасного. Свободное время он проводил в музеях. И не просто глазел, как все провинциалы, на картины, а зарисовывал заинтересовавшие его платья на старинных портретах. Шить он умел – в шесть лет его начала учить этому мать. Эти навыки ему очень пригодились: для того, чтобы иметь хорошую должность, нужно было выглядеть не только опрятно, но и идти в ногу с модой. Мужские сюртуки и рубашки, жабо и брюки – все это Чарльз шил для себя ночами. А днем в свободное время рисовал дамские силуэты в роскошных туалетах. Рисунки складывал в отдельную папочку: верил, что настанет время, и они пригодятся.

В 1845 году он принимает решение перебраться в Париж. Ему двадцать лет, он беден, но полон идей и энтузиазма. Это ничего, что нет денег, нет крыши над головой, и он ни слова не понимает по-французски. Чарльз верил в свою счастливую судьбу, а главное – был готов работать сутки напролет. Всего год, и Уорт уже свободно говорит и пишет по-французски. У него есть работа: модный магазин тканей - отныне его школа и дом. Шелк, струящийся, манящий загадочными переливами, скользил между пальцами и будил фантазию. А она создавала удивительной красоты платья, но шить их пока еще было некому.

Все изменилось после того, как Чарльз познакомился с Мари Верне. Юная и очень хорошенькая продавщица была бедна, ее скромный гардероб состоял всего из двух платьев. Уорт поразил ее. Назначил ей свидание, но вместо того, чтобы повести девушку на прогулку или в кафе, он предложил … сшить для нее платье. С тех пор Мари одевалась, как дама из высшего общества. Простые, но чрезвычайно элегантные платья идеально сидели на ее прелестной фигурке и просто не могли остаться незамеченными. В ответ на комплименты и похвалы Чарльз Уорт начал уговаривать хозяев магазина открыть ателье. Это было умно и дальновидно! Любая дама отныне смогла бы не только купить готовое платье, но и заказать для себя наряд по индивидуальному – только для нее придуманному! – эскизу. Причем Чарльз предложил не просто шить платье, а оформлять туалет полностью. Шляпка, украшения, шали, накидки, обувь и само платье – весь туалет полностью готовили мастера для своих заказчиц. Модели рождались в голове Уорта в таком количестве, что портные работали сверхурочно.

Идея принесла немало денег и золотую медаль Всемирной выставки 1851 года. Уорт нашел компаньона и открыл ателье на рю де ла Пэ. Это адрес знали все модницы Парижа. Теперь можно было купить большой уютный дом, обставить его, жениться на верной и преданной Мари, позволить себе иметь детей. Это радовало, но честолюбие Уорта не позволяло ему останавливаться. В своих мечтах он не раз одевал королевских особ и придворных дам. Мечты сами собой не сбываются. Чарльз об этом знал, а еще он был уверен, что достаточно будет одного платья, сшитого для императрицы Евгении, и самая высокородная красавица станет его постоянной заказчицей.

Чарльз не раз слышал о том, что княгиня Полина Меттерних - отчаянная мотовка. Она обожала наряды и украшения, тратила на них все свои деньги и постоянно посылала мужу, послу Австрии, огромные счета от портных и ювелиров. Уорт придумал комбинацию в три хода.

Первый – интрига. В роскошный особняк князя явилась красивая и очень нарядная дама. Ее наряд показался Полине совершенством. Все было новым и необычным – фасон, ткань, крой, отделка. А накидка, небрежно накинутая на белоснежные плечики, просто восхитительна. Это была жена Уорта.

Второй шаг – предложение, от которого невозможно отказаться. Мари предложила княгине посмотреть два эскиза. Эти платья ее муж, известный в Париже портной, придумал специально для мадам. Полина решила, что это предложение – неслыханная дерзость, но эскизы ее поразили. А предложение заплатить столько, сколько мадам сама захочет, заставило согласиться.

Шаг третий – проникновение во дворец. Через неделю был готов первый наряд, и княгиня произвела фурор на приеме в Тюильри. Два дня спустя был бал, и Полина поразила всех платьем, расшитым розами, драпированными складками, изящной шляпка, веером и вышитыми перчатками… Ах, ее сиятельство в этот вечер была вне конкуренции!

А теперь результат. Ее императорское величество соизволила пригласить к себе англичанина. Уорт был готов. Он показал с десяток эскизов и предложил выбрать понравившееся платье. Императрица заказала все. Придворные дамы не отставали, за ними потянулись дамы полусвета – богатые содержанки. Говорят, что порой количество заказов на месяц доходило до трех тысяч! Марку нужно было держать, репутация стоила дорого, и Уорт проявил чудеса изобретательности.

Некоторые детали платьев стали сшивать на машинке, ручная работа осталась только в отделке. Чарльз придумал платье-конструктор. В нем были съемные рукава и лиф, то есть можно было из одной юбки сделать несколько разных по стилю и назначению платьев. Уорт усовершенствовал кринолин, сделав его более легким. Он придумал турнюр. Небольшая подушечка крепилась к нижней юбке и создавала соблазнительные формы. Уорт убрал длину юбок всего на несколько сантиметров, но это позволило продлить жизнь платью – оно не волочилось по земле и в любую погоду имело опрятный вид. Ради одной из своих клиенток (у дамы была короткая талия) он убрал шов между юбкой и лифом. Получилось красиво, тело приобрело нужные пропорции, а талия - дополнительную стройность.

Словом, Чарльз Фредерик Уорт стал первым модельером, настоящим дизайнером моды. Он диктовал моду и решал, что будут носить дамы в этом сезоне. Высокая мода благодарна ему за столь блистательное начало.

top
Halida Rojkova

Несколько работ мастера высокой моды Чарльза Фредерика Уорта. На первой фотографии - императрица Евгения. Платья, которые шил Уорт для русской императрицы Марии Федоровны, можно увидеть в Эрмитаже.

mas
Марк Блау

Честь и слава неутомимому труженнику нитки и иголки! Очень интересная статья.

top
Halida Rojkova

Патриарх Высокой моды! Спасибо, Марк.

pro
Семен Цыгановский

Как говорится, парень шел к успеху, парень преуспел в том деле, которое ему нравилось. Всем бы так!

top
Halida Rojkova

Говорят, успех избирателен: любит мечтателей и тружеников.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+