icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
Ћюди, биографии

 то такой јльфред ’ичкок ?

  • 1168
  • 8

 то такой јльфред ’ичкок ?

≈сли вы когда-нибудь попадЄте в Ћондон - one of the greatest cities in the world Ц спуститесь в метро на станции Ћейстоун и обратите внимание на мозаику, выложенную по еЄ стенам. ¬сего мозаик 17, и это не просто бытовые сюжеты, это Ц фрагменты из фильмов величайшего британского и американского кинорежиссЄра Ц сэра јльфреда ƒжозефа ’ичкока.

ƒругой величайший художник Ц ѕабло ѕикассо с грустью констатировал, после смерти ’ичкока в 1980 году: ЂЌезаменимых людей нет, но есть неповторимые!ї Ѕезусловно, кинематографические картины јльфреда ’ичкока, разработавшего и виртуозно развившего жанр Ђтриллераї, углубив его Ђсаспенсомї (приЄм зат€гивани€ драматической паузы, вызывающий напр€жЄнное ожидание), были близки и пон€тны такому Ђмонстру кистиї, как ѕикассо.

’ичкок ввЄл в оборот этот термин самосто€тельно, опира€сь на английское слово Ђsuspenseї, что и означает Ђбеспокойство от неизвестностиї, т.к. сам мастер триллера любил повтор€ть две взаимосв€занные фразы: ЂЌичего нет в этом мире страшнее закрытой двери.ї и Ђ≈динственный способ избавитьс€ от собственных страхов Ц это сн€ть о них фильм.ї

ќ! ’ичкок хорошо знал, что такое страх! Ёто состо€ние неопределЄнности, взвинчивающее нервы, та€щее в себе угрозу, нависающую над тобой, таким жалким и беспомощным в лапах играющей тобой судьбы.

–одившись третьим ребЄнком в семье бакалейщика 13 августа 1899 года, будущий Ђэталон детектива в кинематографеї, Ђмастер интригиї и Ђкороль ужаса в кадреї, ещЄ ребЄнком начинает про€вл€ть некоторые психические и невротические отклонени€, такие, как овофоби€ (бо€знь овальных предметов) и маниакальна€ т€га к чистоте. ƒа-да, Ђкороль ужасаї до дрожи бо€лс€ €иц и воздушных шаров, отказывалс€ поднимать с пола упавшие предметы и здороватьс€ с кем-либо, подава€ руку. –одители мальчика, придерживающиес€ весьма строгих нравов, убеждЄнные католики, пытались сломить сопротивление ребЄнка различными способами. ¬ частности, однажды, за невыполнение требовани€ вычистить свои гр€зные башмаки, отец отвЄл 8-летнего јльфреда в полицейский участок, где договорилс€ с начальником продержать сына несколько часов в камере. “еперь, к страху перед шариками и микробами, у малыша ещЄ добавилс€ и страх перед полицией, который сохранитс€ на всю жизнь.

»скренне обеспокоенные поведением своего сына, родители помещают јльфреда ƒжозефа в иезуитский колледж св. »гнати€, наде€сь, что жЄстка€ дисциплина католического заведени€ пересилит Ђнадуманные фантазииї 11-летнего подростка. “ам и формируетс€ окончательное мировоззрение Ђвеличайшего из режиссЄров триллераї.

«а малейшую провинность мальчиков-воспитанников били палкой, ставили колен€ми на битый кирпич или лишали воды и пищи на несколько дней.  арцер был одним из самых распространЄнных видов наказани€. » всЄ это под монотонное чтение молитв! ћальчишки буквально тр€слись от страха изо дн€ в день, ожида€ неизбежного наказани€, ведь об€зательно должно было произойти что-то такое плохое, за чем последует неизбежное и жестокое наказание.

”чилс€ юный јльфред хорошо, закончив колледж в 1913 году, вышел оттуда через 3 года с похвальной грамотой Ђ«а ученическое усердиеї, со стойким отвращением к религии и весьма своеобразным чувством юмора.

Ђ—ейчас стало модным замуровывать вс€ческие капсулы с воззвани€ми к потомкам, чтобы дать им возможность иметь некоторые представлени€ о живущих ныне. я подготовил потомкам собственную. “ам несколько крупных кусков динамита, порох и нитроглицерин. я разрешу вскрыть еЄ в 3000-м году. ќна покажет потомкам, кто мы были на самом деле!ї - скажет он на одном из своих скудно-малочисленных интервью.

ƒобитьс€ интервью с ћастером было фактически невозможно, а после его циничного ответа одной не в меру кокетливой даме-журналистке, стало даже как-то бо€зно:

- јльфред! —кажите, если у ¬ас ангина, как ¬ы лечите горло?

- я знаю самый идеальный способ лечени€ больного горла Ц перерезать его!

ѕосле таких Ђинтервьюї журналисты надолго Ђзабывалиї ’ичкока, чему он бывал очень рад, так как не надо было попадать в скопище незнакомых людей, нервничать от кол-ва приносимых ими микробов, здороватьс€ за руку и отвечать на Ђопасныеї вопросы, св€занные с личной жизнью.

—реди журналистов и в бомонде јльфред ’ичкок слывЄт деспотом с извращЄнным чувством юмора, но его жена (по совместительству монтажЄр его фильмов) јльма –евилл так не считает. ќна не только относитс€ к нему с нежностью, но и сохран€ет многие его тайны, которые не должны быть озвучены во всеуслышание.

ќна знает, как т€жело переживал јльфред отказ от военной службы, когда ещЄ в ѕервую ћировую он пыталс€ уйти на фронт добровольцем. ќтказ по причине его полноты. ≈го полнота становитс€ ещЄ одной фобией. ѕортной шьЄт ’ичкоку костюмы, как две капли воды похожие на предыдущий: в нЄм когда-то јльфред выгл€дел стройнее и, хот€ вес уже Ђперевалилї за 150кг., јльфред требует только такой покрой пиджака!

јльма хорошо понимает, что рассчитанна€ на публику уверенность в себе и цинична€ бравада совершенно противоположны его подлинной натуре, - у€звимой, чувствительной, эмоциональной и глубоко переживающей. „еловек, умеющий запечатлеть на плЄнке чувство страха других, "король эпатажа" и "чЄрного юмора", сам необыкновенно раним и не менее пуглив. Ќа прот€жении всей своей карьеры ’ичкок испытывает острую потребность защитить себ€ от актЄров, продюсеров, технического персонала, от всех тех, с кем ему приходитс€ контактировать во врем€ съЄмок собственных фильмов.

≈го жена знает маленькую Ђфишечкуї своего гениального маэстро: он всегда норовит посмотреть свой же фильм изнутри, поучаствовать в событи€х, дл€ этого снимаетс€ в эпизодичных кадрах, изобража€, то прохожего, то посетител€ отел€, то зеваку в очереди. ≈му необходимо Ђчувствоватьї фильм!

—лишком часто повтор€ема€ им фраза о том, что ему плевать на правдоподобие сюжета, не имеет ничего общего с реальностью. ’ичкок не бывает неправдоподобен!

ѕостроив интригу на основе неверо€тных совпадений, он начинает постепенно Ђзав€зывать узлыї драмы всЄ крепче и крепче, добива€сь максимально Ђсильнойї ситуации перед быстрой и энергичной разв€зкой.

¬ жизни так всЄ и происходит!

ѕопробуйте вспомнить и пережить те ощущени€ острого страха из детства, когда ночью забыта€ на стуле или под столом игрушка превращаетс€ в нечто загадочное и очень страшное.

ј чудовище, живущее в шкафу?

ј мамино пальто, вывешенное на Ђплечикахї за окно дл€ проветривани€?

»менно дл€ того, чтобы максимально воздействовать на публику страхом, јльфред ’ичкок требует от себ€, как от сценариста: Ђ„тобы сделать хороший фильм, необходимо иметь три вещи Ц сценарий, сценарий и ещЄ раз сценарий!ї

»ли вот это: Ђѕо моему твЄрдому убеждению, атмосферу страха в фильме нужно создавать исключительно кинематографическими методами, без кровавых брызг и вывороченных кишков! я ненавижу насилие! ѕоэтому в моих фильмах стрельба и насилие присутствуют только там, где они действительно необходимы!ї

Ќа мой взгл€д Ц золотые слова.  ак жаль, что многие современные режиссеры не придерживаютс€ принципов ’ичкока, а Ђвар€тї кровавое Ђмылої на прот€жении всего фильма, пыта€сь запугать зрител€. ¬ таких фильмах, как правило, нет ни хорошего сценари€, ни содержательной формы. ѕорой бывает обидно, что многие современные потуги по созданию детективов и триллеров осуществл€ютс€ людьми, словно и не слышавшими никогда об јльфреде ’ичкоке.

¬от как прекрасно выразилс€ о нЄм интеллектуальнейший критик нашего времени Ёрик –омер: ЂЕ ƒело в том, что јльфред ’ичкок не €вл€етс€ ни рассказчиком страшных историй, ни эстетом детективного рассказа. ќн Ц один из самых великих за всю историю кино изобретателей, изобретателей ‘ќ–ћџ! Ћишь ћурнау и Ёйзенштейн в состо€нии выдержать сравнение с ним в этом плане. ‘орма не должна приукрашивать содержание, она должна его создавать!ї

¬ фильмах ’ичкока всЄ происходит, как в реальной жизни: вроде бы всЄ идЄт своим чередом, но внезапно возникает, то чувство опасности, которое приводит в ужас безо вс€ких на то предупреждений. ќпределЄнно Ц гений кинематографа, великий гений мирового кино!

ќднако, јльфред ’ичкок Ђзнаменитї ещЄ и своими отвратительными выходками-розыгрышами.  огда он в 1920-м году трудилс€, зарабатыва€ себе на жизнь, художником в рекламном отделе фирмы, занимающейс€ производством электрокабелей, то на плакатах, рекламирующих технику безопасности, этот молодой человек умудрилс€ изобразить 12 способов убийства с помощью этого электрокабел€. ѕон€тное дело: молодого человека уволили, €звительно предложив попробовать свои силы в кинематографе. ќн попробовал. ѕолучилось.

—пуст€ 2 года после увольнени€, јльфред ’ичкок в качестве режиссера снимает фильм Ђ¬сегда говори своей женеї.

„ерез год Ц Ђ∆енщины женщинеї, в которой ’ичкок не только режиссер, но и художник-постановщик, а заодно и сценарист фильма.

¬ 1925 году выходит фильм, заставивший Ђговоритьї о ’ичкоке, как об обособленном режиссере. ‘ильм сн€тый в ћюнхене, станет классикой англо-немецкого кинематографического произведени€ Ц Ђ—ад наслаждени€ї. Ќо всЄ это пока Ђнемыеї фильмы.

ѕервый же его звуковой фильм - Ђ∆илецї станет культовым дл€ всех любителей фильма ужасов, а в историю кинематографа войдЄт, как первый триллер.

»так, первый триллер человечество увидело в 1926-м году.

¬последствии множество талантливых (и не очень) режиссЄров неоднократно попытаютс€ сделать Ђримейкї по его фильмам. ¬ пустую. Ќи один не сможет достичь вершин той попул€рности, которой свободно располагал ’ичкок в своЄ врем€.

я понимаю, что в его врем€ публика ещЄ не была столь искушена мультипликацией и видео-эффектами, но, согласитесь: тому чувству меры, стил€ и своеобразного юмора нельз€ обучитьс€, дл€ них должен быть уникальный врождЄнный талант, подражать которому, даже в век развитых технологий, весьма проблематично. ЂЋегко казатьс€, очень трудно Ц быть!ї ƒаже подражать ему необыкновенно сложно, он Ц профессионал своего дела!

Ќо кака€ при этом колоссальна€ требовательность к себе: Ђ” мен€ нет, и не может быть индивидуального стил€! »ндивидуальный стиль Ц это чистый плагиат к самому себе!ї

ќб актЄрах: ЂЋучшие актЄры работают, конечно, у ƒисне€. ѕлохого он просто сотрЄт!ї

¬торой звуковой фильм режиссера выходит в 1929 году. Ќазываетс€ он ЂЎантажї и так же становитс€ культовым.

ј после третьего Ц Ђ„еловек, который слишком много зналї, ’ичкок приобретает мировую известность. ≈му едва 35, а он уже всемирно известный режиссер и сценарист.

” него уже сложились определЄнные пристрасти€ к актЄрам.

ƒопустим, практически все центральные роли об€зательно достаютс€ блондинкам с холодной, отстранЄнной красотой, Ђфирменные блондинки ’ичкокаї - √рэйс  елли, ¬ера ћайлз,  им Ќовак, ƒжанет Ћи, “иппи ’едрен,  лод ∆ад.

Ќо вот заманивающей ЂобнажЄнкиї с участием этих актрис в фильмах ’ичкока нет! ѕо его мнению, женщины, раздевающиес€ публично, сродни человеку, который в самом начале детектива сообщает всему залу разгадку интриги.   женскому телу он относитс€, как к Е телу.

Ђя сформировавшийс€ режиссер. ≈сли € надумаю сн€ть Ђ«олушкуї, то зритель сразу увидит в карете *тело*, а не раскрашенную потаскушку!ї

ƒа, у этого гениального, Ђсформировавшегос€ режиссЄраї был отвратительный характер! —воЄ дурное настроение и внутренние проблемы он частенько вымещал на своих подчинЄнных. Ќо, надо отдать ему должное, "остынув", глубоко раскаивалс€, делал дорогие подарки и выписывал сногсшибательные премии.

ј вот на себ€ тратитьс€ не любил. ≈динственное, против чего он не мог усто€ть, это Ц элитный алкоголь. ќн покупал коллекционные бутылки с коллекционным алкоголем парти€ми и Е складировал их в специально оборудованном дл€ этого подвале собственного дома. ќн не был алкоголиком, он вообще почти не пил. ƒл€ него было важно само обладание этими раритетами, которые после его смерти будут распроданы "с молотка" его дворецким и обеспечат на всю последующую жизнь и самого *домоуправител€*, и его многочисленную родню.

  тому времени он уже проживает в √олливуде, переехав туда по насто€нию своей супруги Ц јльмы в 1939 году, после того, как јнгли€ вступает во ¬торую ћировую войну.

ѕочти сразу же после переезда он снимает свой первый англо-американский фильм Ђ–ебеккаї и получает за него первую американскую награду Ц Ђќскарї за лучший фильм года.

¬ јмерике он снимает и свой самый знаменитый, странно-страшный, новаторский и не устаревающий до наших дней триллер Ђѕсихої (1960г.)

ѕо словам јльмы, јльфред стал одержим этим романом –оберта Ѕлоха сразу, как только закрыл книгу.

јнонимно, с судорожной скоростью, словно бо€сь потер€ть хот€ бы один день, он покупает права на этот роман за 9 000 $; так же судорожно скупает как можно большее кол-во экземпл€ров самой книги, чтобы как можно меньше людей знало концовку романа; так же судорожно-быстро начинает съЄмки фильма в декабре 1959 года.  инокомпани€ "Paramount" требует прекратить произвол на студии, но ’ичкок уже не может остановитьс€!

ќдин из самых востребованных актЄров √олливуда 50-х Ёнтони ѕеркинс, отказываетс€ сниматьс€ у ’ичкока за сумму меньшую, чем 40 000 $, прижимистый јльфред соглашаетс€, но, верный своему ЂчЄрномуї юмору, Ђвкладываетї в сумку ћэрион, которую она крадЄт, точно такую же сумму Ц цент в цент! ћистика состоит в том, что после этой, казалось бы, супер-роли, звезда Ёнтони ѕеркинса закатываетс€ так быстро, словно он продал свой талант.

ћузыку дл€ нового фильма пишет Ѕернард ’еррманн, и ’ичкок настолько впечатлЄн этим саундтреком, как сказали бы сейчас, что удваивает гонорар композитора до 34 500 $. ѕозднее он отметит, что 50% эффекта, достигнутого при просмотре этого фильма, принадлежит музыке ’еррманна.

—ъЄмки же самого фильма продлились Е 36 дней! ‘ильм, начатый в декабре, был закончен к середине €нвар€ 1960 года и имел столь оглушительный успех, что последующие бесчисленные попытки повторить его, так и не смогли перекрыть и части этого успеха вплоть до сегодн€шнего дн€.

ћногие считают, что фильмы јльфреда ’ичкока вр€д ли заинтересуют современную молодЄжь, разве что отдельные личности. Ёто грустный факт, но вот мнение одного из молодых людей нашего времени:

Ђя совершенно не увидел разницы во времени, дл€ мен€ его будто не существовало. ’от€, на старые фильмы € вообще всегда смотрю "глазами современности"! ѕочему-то, как только включилась музыка, прошло пару минут привыкани€, и € словно окунулс€ в то врем€, в котором он был создан. —егодн€ фильму уже полвека, но мне было реально интересно! » жутко, но страх € люблю очень сильно, точнее процесс его преодолени€. Ќо вот что странно... не знаю, может у мен€ уже глюки, но когда мань€к убивал ћэрелин € почему-то (может от переполнени€ чувств) почувствовал пр€мо что кровь краснеет... причем так неожиданно, медленно, но € в тот момент был увлечен фильмом, и лишь когда досмотрел до конца, решил вернутьс€ на то место, чтобы гл€нуть снова - и ничего такого не обнаружил, картинка черно-бела€, как черно-бела€!ї ( омментарии добавлены в статью без редактировани€!)

Ёто как раз о Ђѕсихої.

‘ильмы ’ичкока Ђберут в оборотї и держат в напр€жении от начала до конца, и даже бурна€ разв€зка оставл€ет ощущение некой недосказанности, словно за финальными титрами всЄ ещЄ продолжаетс€ действие, а зритель этого уже не может видеть.

¬сЄ, как в картинах —альвадора ƒали, что не удивительно: —альвадор нередко помогал ’ичкоку в создании мистическо-мрачной атмосферы к его фильмам, а в фильме Ђ«авороженныйї вс€ сцена сна полностью была поставлена самим ƒали.

–ей Ѕрэдбери писал сценарии дл€ јльфреда ’ичкока.

—тивен  инг переработал дл€ него рассказ ƒафны ƒюмолье Ђѕтицыї, по мотивам которого ’ичкок сн€л свой фантастически- апокалипсический триллер, фильм-катастрофу, замешанный на мистике и мелодраме. Ђѕтицыї стали последним безоговорочным шедевром ’ичкока, были выдвинуты на Ђќскарї за визуальные эффекты и получили его!

¬ последний год своей жизни јльфред ƒжозеф ’ичкок получил почЄтную награду јмериканского института кино, а королева ≈лизавета II пожаловала ему звание рыцар€.

¬ыдающийс€ сценарист, кинорежиссЄр, мистик и Ђкороль эпатажаї умер 29 апрел€ 1880 года.

√овор€т, что одними из последних его слов были: ЂЌикто не знает, какой будет конец фильма или собственной жизни. „тобы знать, что происходит после смерти, нужно сначала умереть. ’от€Е ” католиков всЄ-таки есть на этот счЄт кое-какие надежды!ї

“ело Ђдемонического режиссЄраї было кремировано, прах, согласно завещанию, разве€н над “ихим океаном.

 азалось бы, множеству поклонников его мистического таланта некуда пойти, чтобы возложить цветы на его могилу. Ќо такое местечко всЄ-таки нашлось!

¬ 1993 году, недалеко от дома, где родилс€ ’ичкок, была установлена пам€тна€ табличка: Ђјльфред ƒжозеф ’ичкок. »звестный кинорежиссЄр. –одилс€ 13 августа 1899 года по адресу 517 ’ай –оад Ћейтонстоун. ”мер 24 апрел€ 1980 года.ї „то это?! ќшибка?! ¬сему миру известно, что Ётот человек умер 29 апрел€, а не 24! Ќо ошибку почему-то не исправл€ют уже более 20 лет. ћистика.

Ђ„еловек, который способен сме€тьс€, не может быть бедным!ї ј. ’ичкок.


spe
¬ладислав „ерных

¬от как интересно - Ёйзенштейн ч/б пленочку раскрашивал, а у ’ичкока и раскрашивать не пришлось, так увидели цвет )))

spe
ёли€ ƒворникова

Ёффект действительно потр€сающий! ¬ообще, после начала фильма перестаЄшь воспринимать его чЄрно-белым, словно он сн€т в цвете. –екомендую проверить на себе!

top
Halida Rojkova

 аждый гений - это множество комплексов и парочка фобий. ќтлична€ работа, ёли€!++++++++++++++

spe
ёли€ ƒворникова

—пасибо, Ћидочка! ѕохвала от ¬ас всегда, как маленька€ звЄздочка!

spe
Ћариса ѕопруга

я, кажетс€, ни одного его фильма не видела, не люблю этот жанр, но он нЄм самом наслышана плюс из статьи узнала много нового. ƒумаю, посмотреть что-ли

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+