«Это не человек, а сила природы», – так говорил французский историк Ж.Мишле об авторе этого и многих других захватывающих романов – Александре Дюма. Необычным было даже его происхождение: отец будущего писателя – мулат, внебрачный сын французского аристократа и рабыни негритянки, проданный отцом в рабство и выкупленный впоследствии, ставший военным вопреки воле отца – наводил такой ужас на немцев в Тироле в 1797 году, что заслужил прозвище «черный дьявол». Сын, видимо, пошел в отца: когда Дюма-старший умер, трехлетний Александр в гневе схватил ружье, намереваясь отправиться на небеса и «убить Боженьку». От отца А.Дюма унаследовал многое: высокий рост, физическую силу, смуглое лицо и курчавые волосы, которые так нравились женщинам.
Детство будущего писателя прошло в местечке Виллер-Котре, а в двадцать лет Александр отправляется в Париж – без образования, без денег, но с твердым намерением завоевать и Францию, и мир (совсем как д’Артаньян!). И все же у амбициозного юноши есть козырь, который мало значит сейчас – в комрьютерную эру, но открывал неплохие перспективы тогда – замечательный почерк. Это позволило устроиться в канцелярию при герцоге Орлеанском, но главной целью остается профессия драматурга.
Недостаток образования молодой человек компенсирует чтением и посещением театров. Вскоре дело доходит до дебюта в этом качестве: первая пьеса А.Дюма – водевиль «Охота и любовь» – принята к постановке. Вскоре А.Дюма попробовал свои силы и в жанре исторической драмы, основой произведения послужило одно из самых драматичных событий XVII века – убийство маркиза Дж.Мональдески в Фонтенбло, бросившее тень на имя шведской королевы Кристины. Далее последовала пьеса «Генрих III и его двор», а также «Антони». Последнее произведение примечательно тем, что на сцену выведены современники, но накал страстей в пьесе не уступает героям эпохи Возрождения. Для публики того времени, воспитанной на драматургии эпохи классицизма, это было необычно. Обе пьесы поставлены с большим успехом, А.Дюма пишет пьесу за пьесой, его соавторство становится для многих менее удачливых авторов гарантией успеха.
Личная жизнь писателя в это время отмечена связью с парижской гризеткой Катриной Лабе. Этот союз, не переросший в брак, был недолгим – слишком уж непохожи были эти люди, но внебрачный сын, нареченный, подобно отцу, Александром, был им официально признан – правда, с семилетним опозданием. Отец сделал все, чтобы дать сыну хорошее образование… Александру повезло: о других внебрачных детях (а их было не так уж мало) писатель не позаботился.
Отношения А.Дюма с женщинами никогда не были долгими – он быстро загорался и быстро остывал вплоть до полного равнодушия… впрочем, так было не только с прекрасным полом: так же быстро перегорела его страсть к драматургии. Теперь его влекут жанры рассказа и повести, а затем приходит увлечение историческим романом… Это произошло уже после Июльской революции, о которой писатель вспоминал с гордостью: «Я видел тех, которые совершали революцию 1830 года, и они видели меня в своих рядах» Он был среди тех, кто штурмовал дворец Тюильри.
Но вернемся к историческим романам… весьма распространена легенда, что львиную долю работы при их написании выполняли «литературные негры». Тут действует известный журналистский «рецепт» приготовления сенсации: возьми малую часть правды, раздуй ее до невероятных размеров и подай публике под соусом справедливого разоблачения – именно так действовал недоброжелатель А.Дюма, писатель Эжен де Мирекур в своем памфлете «Фабрика романов». В действительности же соавтор, оставшийся в тени, был один – Огюст Маке. С ним А.Дюма познакомился в бытность драматургом: О.Маке предложил театру не очень удачную пьесу, и Александра Дюма – как это часто бывало – попросили ее исправить. О.Маке, вдохновленный сотрудничеством, предложил продолжить его созданием исторического романа – вот кто привел А.Дюма к этому жанру! И не писатель виноват в том, что их совестный роман «Шевалье д’Арманталь» был опубликован только под его именем – издатель не захотел, чтобы имя никому не известного соавтора «сбивало цену» книге.
В соавторстве м О.Маке А.Дюма написал еще несколько романов, в том числе наших любимых «Трех мушкетеров», «Графа Монте-Кристо», «Королеву Марго». Переписка автором позволяет сделать вывод, что вклад О.Маке был не так уж мал, но он не претендовал на публичное признание соавторства, довольствуясь «доброй дружбой и честны словом». Увы, впоследствии «доброй дружбе» пришел конец – О.Маке трижды подавал в суд на А.Дюма, но не выиграл ни одного процесса.
В 1944 году А.Дюма женился на актрисе И.Ферьер (впрочем, она была известна в Париже – отнюдь не почетном – качестве), но брак этот продлился всего четыре года…. Впрочем, он не мешал связям с другими женщинами. Да, в этом отношении А.Дюма всегда предпочитал свободу, не брезгуя женщинами легкого поведения. Недалеко от отца ушел сын, самым известным романом которого стали отношения с Мари де Плюсси – «святой, которую случай мог бы сделать куртизанкой, и куртизанкой, которую случай мог бы сделать святой». Результатом этой трагической истории стал роман, а позже – драма «Дама с камелиями», обеспечившая литературную известность автору, которого с тех пор именовали А.Дюма-сыном. А.Дюма-отец иронизировал, что тем самым сын сделал его «стариком»… Дж.Верди, обессмертивший «Даму с камелиями» выводит в опере отца главного героя – застегнутого на все пуговицы добропорядочного буржуа, безжалостно разрушающего счастье сына во имя светских условностей – не стоит думать, что этот пренеприятнейший персонаж и есть А.Дюма-отец: в реальности он не заставлял сына расставаться с Мари, сын сам принял такое решение – слишком уж неподъемными для его кошелька оказались потребности Мари.
Но вернемся к нашему А.Дюма-отцу. После переоворота 1851 года он вынужден был бежать в Бельгию… нет, не от политических преследований, а от кредиторов! За всю жизнь он разорялся в общей сложности двадцать раз – что делать, пылкая натура требовала жизни на широкую ногу. В Брюсселе он пишет «Мемуары» – произведение не менее интересное, чем исторические романы А.Дюма (что неудивительно, учитывая, какой была его жизнь). Для нас же особенно интересной будет другая его книга воспоминаний – «Путевые впечатления», написанная после путешествия по России. Писатель посетил не только Санкт-Петербург и Москву, но и Карелию, Валаам, Углич, Астрахань, Царицын и Закавказье. После возвращения из России писатель несколько лет участвовал в борьбе за объединение Италии.
А.Дюма умер в 1867 году в Париже, в доме своего сына. В 2002 году останки писателя перенесены в парижский Пантеон.