icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
Ћюди, биографии

 то такой ј.—альери?

  • 3437
  • 1

 то такой ј.—альери?

—альериЕ какие ассоциации вызывает у большинства из нас это им€? Ќу конечно же Ц ћоцарт! ј.—альери Ц это тот самый Ђмелкий завистникї, который отравил ¬.ј.ћоцарта, так рано отн€в у человечества одного из величайших гениев всех времЄн и народов. ƒа, на эту легенду поработали многие Ц включа€ наших великих соотечественников - ј.—. ѕушкина и Ќ.ј.–имского- орсакова, неудивительно, что она прижилась.

ј кто такой был јнтонио —альери на самом деле?

ѕрежде всего, это композитор Ц уроженец »талии, но с 16-летнего возраста жил и творил в ¬ене, так что его скорее можно считать австрийским композитором, чем италь€нским. јвтор 41 оперы Ц да, их почему-то не жалует отечественный оперный театр, но вот на «ападе по сей день пользуютс€ попул€рностью Ђƒанаидыї, Ђ“арарї, Ђ—емирамидаї, а в Ћа —кала до сих пор не сходит со сцены Ђѕризнанна€ ≈вропаї, написанна€ ј.—альери специально к открытию этого театраЕ ¬прочем, оперы Ц это далеко не всЄ: камерна€ музыка, оркестрова€Е есть у —альери и духовные сочинени€ Ц в том числе Ђ–еквиемї, впервые исполненный на похоронах композитора - не правда ли, в чЄм-то перекликаетс€ с историей Ђ–еквиемаї ћоцарта? ѕравда, Ђ–еквиемї —альери написан задолго до смерти автора - но композитор уже тогда задумывалс€ о смерти (возможно, сейчас это назвали бы депрессией).

ј.—альери был не только композитором, но и педагогом. Ќасколько хорош он был на этом поприще, можно судить по результатам его педагогической де€тельности: среди его учеников Ц Ћ.Ѕетховен, ‘.Ўуберт, ‘.Ћист,  .„ерни, ƒж.ћейерберЕ кстати, сын ¬.ј.ћоцарта Ц  савьер ¬ольфганг ћоцарт Ц тоже училс€ у ј.—альери (и наверное, нет вины педагога в том, что он не стал таким же знаменитым, как его отец Ц нелегко равн€тьс€ с гениальным отцом). ј.—альери любил своих учеников Ц и ученики отвечали ему тем же: Ћ.Ѕетховен посв€тил ему три первые сонаты дл€ скрипки и фортепиано, а ‘.Ўуберт Ц юбилейную кантату.

—овременники описывают —альери как человека при€тного в общении, остроумного, доброго, всегда готового прийти на помощь (так, после смерти  .¬.√люка именно —альери позаботилс€ о его дет€х)

«анималс€ ј.—альери и благотворительностью: организовывал специальные концерты, доходы от которых шли на материальную помощь жЄнам и дет€м умерших музыкантов (тоже не в€жетс€ с образом хладнокровного убийцы Ц не так ли?)

Ѕыли ли у —альери причины завидовать ћоцарту? ѕредставьте себе Ц нет. ћногие из его опер пользовались большим успехом, их ставили во ‘лоренции и в ѕраге, в ƒрездене,  опенгагене и ѕетербурге (правда, современна€ публика оценивает их уже не так высоко Ц но ведь тогда это невозможно было предвидеть).  .¬.√люк Ц великий реформатор оперы Ц считал его лучшим из своих последователей (без сомнени€, словам этого музыканта можно довер€ть). ќн был придворным капельмейстером Ц в то врем€ предел мечтаний дл€ музыканта в ¬ене, а ј.—альери занимал этот высокий пост при трЄх императорах Ц словом, можно с уверенностью сказать, что это был весьма успешный музыкант, даже более успешный, чем ¬.ј.ћоцарт (а какова будет Ђпосмертна€ судьбаї обоих Ц как можно было это знать и тем более Ц как это могло стать причиной зависти?). Ќенависти к ¬.ј.ћоцарту —альери не про€вл€л никогда, скорее наоборот Ц восторженно отзывалс€ о его произведени€х (в частности, о Ђ¬олшебной флейтеї), а зан€в пост капельмейстера придворной оперы, первым делом вернул на сцену Ђ—вадьбу ‘игарої.

ј что же ¬.ј.ћоцарт? ƒа, он несколько раз довольно резко высказалс€ о —альери Ц но он вообще был склонен Ђрубить с плечаї, когда дело касалось собратьев по перу. Ќо определЄнно Ц восторженные отзывы о его произведени€х много значили дл€ ћоцартаЕ —ловом, никакой особой вражды между двум€ композиторам не было Ц они даже написали в соавторстве кантату ЂЌа выздоровление ќфелииї по случаю возвращени€ на сцену попул€рной в то врем€ певицы ј.—торас (первой исполнительницы партии —юзанны в Ђ—вадьбе ‘игарої).

ЂЌо откуда же вз€лась легенда о —альери-убийце? Ц спросите вы. Ц ¬едь дыма без огн€, как известно, не бываетї. ƒа, Ђогоньї был. » повод к возникновению такой легенды далЕ сам ¬.ј.ћоцарт Ц точнее, его слова Ђ—альери мен€ отравл€етї. –азумеетс€, он и не думал обвин€ть —альери в каких-то криминальных намерени€х и тем более Ц действи€х, это было сказано в значении Ђотравл€ет мне жизньї и по совершенно конкретному поводу: —альери (как мы уже говорили) занимал почЄтную и высокооплачиваемую должность придворного капельмейстера Ц которую ¬.ј.ћоцарту хотелось бы зан€ть самому. Ќе будем судить его строго Ц у него ведь была семь€, которую надо было содержать...

¬от так и родилась легенда, оказавша€с€ настолько живучей, что пришлось вмешатьс€ правосудию: в мае 1997 года во ƒворце ёстиции в ћилане состо€лс€ судебный процесс, призванный расставить все точки над i. —уд вынес оправдательный приговор Ц и теперь уже с полным правом можно говорить: ј.—альери невиновен.


pro
Ћеонид ƒев€тых

” нас подобных легенд - множество. » не переубедишь людей, что все на самом деле было вовсе не так...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+