icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Ћюди, биографии

 то такие Ђкомсомольскиеї поэты?

  • 1654
  • 15

 то такие Ђкомсомольскиеї поэты?

–еволюци€ 1917 года Ђподарилаї русскому €зыку множество новых слов и пон€тий. Ќа смену куртуазному серебр€ному веку и его изысканным поэтам пришло новое поколение юных и дерзких, уверенных в своем праве Ђвесело кричать стихиї. ќни гордо именовали себ€ Ђкомсомольскимиї поэтами, в жарких дискусси€х отстаивали идеи марксизма-ленинизма. ёна€ поросль смело отметала все литературные достижени€ прошлого: оно было, с их точки зрени€, не существенным, а значит не имело права на жизнь.

 омсомольских поэтов было много. —тепень талантливости Ц от никакой до супер-гениальности. √лавное в стихотворении Ц это наличие идейности, а дл€ того чтобы стихи по€вились в печати поэт должен иметь Ђнужноеї происхождение. ѕомните знаменитое - Ђиз рабоче-кресть€нской среды выросї.   тому же следовало подобрать Ђнужныйї, то есть актуально звучащий псевдоним. –авн€лись на живого пролетарского классика Ц максима √орького. “ак по€вились ƒемь€н Ѕедный, ћихаил √олодный, јртем ¬еселый, Ѕезыменский, —киталец, »ван ѕриблудный и другие. Ќе все они сразу стали Ђпевцами комсомолаї, а вот стихи писали почти под копирку - резкие и часто зло-веселые, похожие на частушки и агитки одновременно, к тому же написаны они были на доступном дл€ понимани€ широких масс труд€щихс€ псевдонародном €зыке.

“емы, разумеетс€, выбирали не сами, старшие товарищи Ђтвердой рукой партийца и преданного ленинцаї направл€ли их поэтическое перо. Ќовые реалии жизни Ц тема номер один.  омсомоли€ Ц это нова€ страна на карте будней, это та сила, котора€ способна, конечно, рука об руку с партией построить единую общность счастливых людей. ј раз так, то долой сомнени€ и идеологические колебани€! ѕарти€ сказала Ќјƒќ, комсомол ответил ≈—“№! ¬здыбленна€ революцией и гражданской войной –осси€ должна была, как можно скорее, начать жить и думать по-новому. » ничего, что стихи порой страдают от неправильностей речи, от отсутстви€ рифмы или, наоборот, присутстви€ Ђдикойї рифмы. √лавное, чтобы была выдержана идеологическа€ платформа. ќб этом новом, сул€щем коммунистический рай на земле, следовало говорить посто€нно и всем Ђдо единого человечкаї разъ€снить, что нужно немного потерпеть, а тамЕ

ј там ждали годы строительства колхозов, раскулачивани€, потом страшных сталинских репрессий. » все труднее становилось писать о Ђпролетарских т€жких будн€хї, сквозь которые непременно нужно было пройти, чтобы попасть в светлое будущее, которое почему-то, несмотр€ на все усили€, так и не хотело наступать. » голоса комсомольских запевал или потихоньку умолкли совсем, или Ђстихли до шепотаї. »мена почти всех этих поэтов сегодн€ никто и не вспомнит Ц закономерный конец любого конъюнктурщика. ј вот о некоторых можно сказать, что они забыты незаслуженно.   их числу, как мне кажетс€, относитс€ ћихаил —ветлов.

≈врейский мальчик, пусть даже очень талантливый, но имеющий фамилию Ўейнкман, вр€д ли когда-нибудь прорвалс€ бы в р€ды комсомольских поэтов. ƒругое дело ћихаил —ветлов Ц и в духе времени, и звучит с намеком на светлое будущее, строительством которого зан€та вс€ страна. ј стихи этот вихрастый мальчик с большими грустными глазами писал славные. ќни были задорными и звали Ђв неведомые самому поэту далиї, и при этом вовсе не были похожи на плакатные вирши Ѕедного и Ѕезыменского. ¬ них звучала насто€ща€ романтика революции, и заподозрить автора Ђ√ренадыї и Ђ аховкиї в конъюнктуре очень сложно. ќн искренне ¬≈–»Ћ в то, о чем писал.

√ражданска€ война. Ќет ничего страшнее! Ѕрат - на брата, отец Ц на сына! —мерти, кровь, разрухаЕ ј украинский хлопец как будто и не видит всего этого, он мечтает о том времени, когда все люди на «емле будут счастливы. » даже в там, в далекой, неведомой ему √ренадской волости. ѕусть всем будет хорошо! «а это он готов умереть, за это сражаютс€ и его товарищи. ќни поют новые песни, которые придумала жизнь, и их не пугают трудности. ќптимистично, не правда ли? » без излишней плакатности, без надрыва Ц все просто и €сно. » очень лирично. Ќадо сказать, что позднее творчество —ветлова, например, его стихи о любви, о женщине, о матери, о ¬еликой ќтечественной войне, - это зрелые размышлени€ насто€щего поэта, умного, искреннего, простого в выражении своих мыслей и слегка ироничного в изображении действительности.

ќ комсомольских поэтах сегодн€ говор€т только литературоведы и историки.  аждый выражает свою точку зрени€, говорит и пишет о том времени, клейм€ позором приспособленцев от литературы, Ђпо косточкамї разбира€ их стихи и об€зательно указыва€ на неточности рифмы, поэтическую беспомощность и убогость выражени€ мыслей. »меют право Ц работа у них така€. ј что делает обычный читатель? ÷итирует понравившиес€ ему строчки и порой даже не задумываетс€ о том, кто их автор.


spe
Ћариса ѕопруга

” нас в ƒнепропетровске на ул.  омсомольской, 57 висит мемориальна€ доска с надписью "»звестные комсомольские поэты ћихаил —ветлов, јлександр ясный, ћихаил √олодный в 1921-1923 годах жили в этом доме" - этот жилой дом находитс€ в престижном районе и отлично сохранилс€. ј € каждое утро еду на работу мимо полуразрушенной екатерининки, в которой родилс€ и жил ћихаил —ветлов. ¬ообще разрушающиес€ дореволюционные постройки - боль горожан, но это уже к другой теме относитс€.
ј поэзию —ветлова очень люблю.

spe
ёли€ ƒворникова

» вспоминаетс€ "12 стульев"...

- ј, Ќикифор Ћ€пис-“рубецкой, привет.
я написал замечательные стихи.
- ” нас сугубо медицинский журнал.
ƒавно пора в попул€рной форме излагать
идеи профилактики.
-"Ѕаллада о гангрене".
—традал √аврила от гангрены
√аврила от гангрены слег!

≈щЄ есть "Ѕаллада об измене".
√аврила был неверным мужем,
√аврила женам измен€л!
Ќу, как начало?
- ¬ общем хорошо. Ќо нехорошо.
ћы - молодежный журнал,
а ¬ы рассказываете о каких-то
неправдоподобных вещах.
Ќу где ¬ы видели, чтобы мужь€ измен€ли
женам? я лично такого не помню.
» потом, это же наши мужь€,
это же наши жены. јбсолютно нетипично.
- ” мен€ есть другой вариант.
√аврила был примерным мужем:
√аврила женам верен был!
- ¬от это гораздо лучше и, заметьте,
намного, намного острее!

—лужил √аврила бюрократом
√аврила бюрократом был.

ј если серьЄзно, то стихи —ветлова очень мною любимы, впрочем, как и его "ѕовзрослевшие сказки". “ака€ светла€ печаль, словно умытый после дожд€ воздух! —пасибо за то, что напомнили, душа мо€!++++++++++++++

mas
ћарк Ѕлау

“ема очень больша€, дл€ нескольких статей. ¬ ней много интересного еще и потому, что мы смотрим на литературу иначе, чем смотрело тогдашнее юное поколение. ќни считали, что новый мир совсем не будет похож на старый, что нужны и темы новые, и €зык, и дл€ новых (сделанных по другому лекалу) людей все это будет писатьс€. » что этим новым люд€м какие-то старцы ѕушкин, “олстой, „ехов... ƒаже ћа€ковского они (включа€ влюбленного јсеева) считали человеком прошлого.

Ёто видение мира нам трудно пон€ть, но оно было. » не удивительно, что все комсомольцы тогда были троцкистами, потому что троцкизм провозглашал вечную революцию. ћногие за это расплатились жестоко (тот же Ўаламов)

¬ общем, очевидно, что все в конце концов свелось к —ветлову, пожалуй, самому талантливому из всей тогдашней молодой поросли, и наименее продавшемус€ за награды и звани€. я вообще удивл€юсь, как редактор газеты "“роцкист" выжил в последующей м€сорубке, когда "троцкист" было равносильно смертному приговору и никакие доносы не спасали. Ќо —ветлов и не доносил ни на кого, насколько известно.

“олько очень грустным выпивохой стал он под конец жизни.

» еще - ƒемь€н Ѕедный и —тепан √аврилович —киталец к комсомольским поэтам никаким образом не относ€тс€.

top
Halida Rojkova

¬се верно. ƒемь€на Ѕедного и —китальца упом€нуло только в св€зи с псевдонимами - уж очень они отражали суть эпохи. ј выпивохой —ветлов не был, а слыл. » об этом есть сво€ истори€: вызвали его в органы и предложили стучать, поэт испугалс€, потому что отказать - значит вынести самому себе приговор, не отказать - значит стать "гадом". ќн сказал следователю, что работать на органы он не может, потому что пь€ница, как только выпьет, сразу же все секреты выбалтывает. ќтпустили. ѕошел и напилс€, с тех пор старательно и напоказ демонстрировал свою любовь к спиртному.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+