icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Люди, биографии

Кто такие «комсомольские» поэты?

  • 495
  • 15

Кто такие «комсомольские» поэты?

Р
Революция 1917 года «подарила» русскому языку множество новых слов и понятий. На смену куртуазному серебряному веку и его изысканным поэтам пришло новое поколение юных и дерзких, уверенных в своем праве «весело кричать стихи». Они гордо именовали себя «комсомольскими» поэтами, в жарких дискуссиях отстаивали идеи марксизма-ленинизма. Юная поросль смело отметала все литературные достижения прошлого: оно было, с их точки зрения, не существенным, а значит не имело права на жизнь.

Комсомольских поэтов было много. Степень талантливости – от никакой до супер-гениальности. Главное в стихотворении – это наличие идейности, а для того чтобы стихи появились в печати поэт должен иметь «нужное» происхождение. Помните знаменитое - «из рабоче-крестьянской среды вырос». К тому же следовало подобрать «нужный», то есть актуально звучащий псевдоним. Равнялись на живого пролетарского классика – максима Горького. Так появились Демьян Бедный, Михаил Голодный, Артем Веселый, Безыменский, Скиталец, Иван Приблудный и другие. Не все они сразу стали «певцами комсомола», а вот стихи писали почти под копирку - резкие и часто зло-веселые, похожие на частушки и агитки одновременно, к тому же написаны они были на доступном для понимания широких масс трудящихся псевдонародном языке.

Темы, разумеется, выбирали не сами, старшие товарищи «твердой рукой партийца и преданного ленинца» направляли их поэтическое перо. Новые реалии жизни – тема номер один. Комсомолия – это новая страна на карте будней, это та сила, которая способна, конечно, рука об руку с партией построить единую общность счастливых людей. А раз так, то долой сомнения и идеологические колебания! Партия сказала НАДО, комсомол ответил ЕСТЬ! Вздыбленная революцией и гражданской войной Россия должна была, как можно скорее, начать жить и думать по-новому. И ничего, что стихи порой страдают от неправильностей речи, от отсутствия рифмы или, наоборот, присутствия «дикой» рифмы. Главное, чтобы была выдержана идеологическая платформа. Об этом новом, сулящем коммунистический рай на земле, следовало говорить постоянно и всем «до единого человечка» разъяснить, что нужно немного потерпеть, а там…

А там ждали годы строительства колхозов, раскулачивания, потом страшных сталинских репрессий. И все труднее становилось писать о «пролетарских тяжких буднях», сквозь которые непременно нужно было пройти, чтобы попасть в светлое будущее, которое почему-то, несмотря на все усилия, так и не хотело наступать. И голоса комсомольских запевал или потихоньку умолкли совсем, или «стихли до шепота». Имена почти всех этих поэтов сегодня никто и не вспомнит – закономерный конец любого конъюнктурщика. А вот о некоторых можно сказать, что они забыты незаслуженно. К их числу, как мне кажется, относится Михаил Светлов.

Еврейский мальчик, пусть даже очень талантливый, но имеющий фамилию Шейнкман, вряд ли когда-нибудь прорвался бы в ряды комсомольских поэтов. Другое дело Михаил Светлов – и в духе времени, и звучит с намеком на светлое будущее, строительством которого занята вся страна. А стихи этот вихрастый мальчик с большими грустными глазами писал славные. Они были задорными и звали «в неведомые самому поэту дали», и при этом вовсе не были похожи на плакатные вирши Бедного и Безыменского. В них звучала настоящая романтика революции, и заподозрить автора «Гренады» и «Каховки» в конъюнктуре очень сложно. Он искренне ВЕРИЛ в то, о чем писал.

Гражданская война. Нет ничего страшнее! Брат - на брата, отец – на сына! Смерти, кровь, разруха… А украинский хлопец как будто и не видит всего этого, он мечтает о том времени, когда все люди на Земле будут счастливы. И даже в там, в далекой, неведомой ему Гренадской волости. Пусть всем будет хорошо! За это он готов умереть, за это сражаются и его товарищи. Они поют новые песни, которые придумала жизнь, и их не пугают трудности. Оптимистично, не правда ли? И без излишней плакатности, без надрыва – все просто и ясно. И очень лирично. Надо сказать, что позднее творчество Светлова, например, его стихи о любви, о женщине, о матери, о Великой Отечественной войне, - это зрелые размышления настоящего поэта, умного, искреннего, простого в выражении своих мыслей и слегка ироничного в изображении действительности.

О комсомольских поэтах сегодня говорят только литературоведы и историки. Каждый выражает свою точку зрения, говорит и пишет о том времени, клеймя позором приспособленцев от литературы, «по косточкам» разбирая их стихи и обязательно указывая на неточности рифмы, поэтическую беспомощность и убогость выражения мыслей. Имеют право – работа у них такая. А что делает обычный читатель? Цитирует понравившиеся ему строчки и порой даже не задумывается о том, кто их автор.

spe
Лариса Попруга

У нас в Днепропетровске на ул. Комсомольской, 57 висит мемориальная доска с надписью "Известные комсомольские поэты Михаил Светлов, Александр Ясный, Михаил Голодный в 1921-1923 годах жили в этом доме" - этот жилой дом находится в престижном районе и отлично сохранился. А я каждое утро еду на работу мимо полуразрушенной екатерининки, в которой родился и жил Михаил Светлов. Вообще разрушающиеся дореволюционные постройки - боль горожан, но это уже к другой теме относится.
А поэзию Светлова очень люблю.

spe
Юлия Дворникова

И вспоминается "12 стульев"...

- А, Никифор Ляпис-Трубецкой, привет.
Я написал замечательные стихи.
- У нас сугубо медицинский журнал.
Давно пора в популярной форме излагать
идеи профилактики.
-"Баллада о гангрене".
Страдал Гаврила от гангрены
Гаврила от гангрены слег!

Ещё есть "Баллада об измене".
Гаврила был неверным мужем,
Гаврила женам изменял!
Ну, как начало?
- В общем хорошо. Но нехорошо.
Мы - молодежный журнал,
а Вы рассказываете о каких-то
неправдоподобных вещах.
Ну где Вы видели, чтобы мужья изменяли
женам? Я лично такого не помню.
И потом, это же наши мужья,
это же наши жены. Абсолютно нетипично.
- У меня есть другой вариант.
Гаврила был примерным мужем:
Гаврила женам верен был!
- Вот это гораздо лучше и, заметьте,
намного, намного острее!

Служил Гаврила бюрократом
Гаврила бюрократом был.

А если серьёзно, то стихи Светлова очень мною любимы, впрочем, как и его "Повзрослевшие сказки". Такая светлая печаль, словно умытый после дождя воздух! Спасибо за то, что напомнили, душа моя!++++++++++++++

mas
Марк Блау

Тема очень большая, для нескольких статей. В ней много интересного еще и потому, что мы смотрим на литературу иначе, чем смотрело тогдашнее юное поколение. Они считали, что новый мир совсем не будет похож на старый, что нужны и темы новые, и язык, и для новых (сделанных по другому лекалу) людей все это будет писаться. И что этим новым людям какие-то старцы Пушкин, Толстой, Чехов... Даже Маяковского они (включая влюбленного Асеева) считали человеком прошлого.

Это видение мира нам трудно понять, но оно было. И не удивительно, что все комсомольцы тогда были троцкистами, потому что троцкизм провозглашал вечную революцию. Многие за это расплатились жестоко (тот же Шаламов)

В общем, очевидно, что все в конце концов свелось к Светлову, пожалуй, самому талантливому из всей тогдашней молодой поросли, и наименее продавшемуся за награды и звания. Я вообще удивляюсь, как редактор газеты "Троцкист" выжил в последующей мясорубке, когда "троцкист" было равносильно смертному приговору и никакие доносы не спасали. Но Светлов и не доносил ни на кого, насколько известно.

Только очень грустным выпивохой стал он под конец жизни.

И еще - Демьян Бедный и Степан Гаврилович Скиталец к комсомольским поэтам никаким образом не относятся.

top
Halida Rojkova

Все верно. Демьяна Бедного и Скитальца упомянуло только в связи с псевдонимами - уж очень они отражали суть эпохи. А выпивохой Светлов не был, а слыл. И об этом есть своя история: вызвали его в органы и предложили стучать, поэт испугался, потому что отказать - значит вынести самому себе приговор, не отказать - значит стать "гадом". Он сказал следователю, что работать на органы он не может, потому что пьяница, как только выпьет, сразу же все секреты выбалтывает. Отпустили. Пошел и напился, с тех пор старательно и напоказ демонстрировал свою любовь к спиртному.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+