В самом общем плане можно сказать, что афроамериканцами называются представители негроидной расы, проживающие в США. Иногда в это понятие включаются все чернокожие американцы, иногда – лишь те, чьи предки жили в этой стране в течение нескольких поколений, прежде всего – потомки негров, ввезённых в Америку во времена плантационного рабства. Поскольку первыми поставщиками «живого товара» были испанцы и португальцы, в отношении чернокожих прижилось испано-португальское наименование “negro”, имеющее вполне нейтральное значение – «чёрный», и трансформировавшееся в английском языке в nigger.
Да, первыми представителями негроидной расы, ступившими на американский континент, были рабы. Рабство, казалось бы, прочно забытое западной цивилизацией, восстало здесь из небытия в начале XVII в. Справедливости ради стоит заметить, что поначалу рабами были не только негры, но и белые – скажем, отправленные в «ссылку» преступники, но негры по ряду качеств оказались лучше: они физически сильнее и выносливее, лучше переносят тяжёлую работу в условиях жары, а главное – негру труднее «затеряться» в случае побега, ведь белый ещё может выдать себя за свободного, а негр – определённо чей-то раб… словом, со временем рабами в Америке остались только чернокожие, а слово «nigger» стало синонимом слова «раб». Дольше всего рабство продержалось в Южных штатах.
Конечно, не всегда отношения между рабами и хозяевами были такими, как описывает их Г.Бичер-Стоу в «Хижине дяди Тома» (ведь и у нас не все помещики времён крепостного права походили на Салтычиху), но в целом, конечно, в рабстве ничего хорошего нет – это ясно любому здравомыслящему человеку. Тем не менее, отмена рабства в США, имевшая место в результате Гражданской войны 1865-1865 гг. (а именно – в 1863 г.) трактовалась отнюдь не гуманистическими соображениями: политические деятели победившего Севера наводили с южных штатах свои порядки, и им нужно было на кого-то опереться. Вчерашние рабы подходили для этого идеально! Как это происходило – блестяще описала М.Митчелл в романе «Унесённые ветром»: внуши неграм в церкви, что, согласно Библии, существуют только две партии – республиканцы и грешники – вот тебе и поддержка! Тем временем, представитель «старого Юга» мог нажить себе серьёзные проблемы, просто защитив сестру от негра, который пытался её изнасиловать… разумеется, такие меры по завоеванию дешёвой популярности не прибавляли любви к освобождённым неграм даже тем южанам, которые ещё недавно вполне хорошо относились к своим чернокожим рабам… так возник «Ку-клус-клан» и практика т.н. «судов Линча».
Возникшая таким образом расовая ненависть впоследствии принимает законодательную форму. Начиная с 1890 г. в южных штатах появляются законы, известные под неофициальным названием «законов Джима Кроу», ограничивающие права негров. Так, чтобы доказать своё право голосовать на выборах, чернокожий американец должен был прочитать наизусть Декларацию независимости и Конституцию США целиком; разумеется, большинство «тестируемых» с этой задачей не справлялись – и фактически лишались избирательного права (конечно, у белых в этом случае шансов вряд ли было бы больше – но белых таким испытаниям никто и не подвергал). Для чернокожих выделялись особые места в поездах и залах ожидания, даже на автобусных остановках, их принимали не во все больницы, обслуживали не во всех магазинах. Это не только унижало чернокожих американцев, но и приводило к трагедиям – так, замечательная американская певица, исполнительница блюза Бесси Смит в 1937 г., попав в автокатастрофу, умерла в приёмном покое больницы, где её оказались принять: она была чернокожей, а больница – для белых, и сделать исключение нельзя было даже для знаменитости! И конечно, в таких условиях не казалось странным продолжать употреблять в отношении негров слово nigger, которое, как мы помним, когда-то обозначало раба.
Такие законы действовали в США вплоть до середины 60-х гг. XX века, пока Верховный суд не признал из неконституицонными, и в 1964 г. был отменён последний закон такого рода. Почему это произошло? Отчасти это была уступка общественном мнению – ведь многие рядовые американцы понимали, что ничего хорошего в этом нет, протест против расовой дискриминации нарастал. Но политики ничего не делают просто «по воле народа»! Как некогда республиканцы стали для негров-рабов «партией освободителей», так теперь демократы решили стать «благодетелями» негров. И тут мало было отменить дискриминирующие законы – требовалось что-то ещё более впечатляющее!
Квинтэссенцией новой политики стали слова мэра Нью-Йорка: «Мы обязаны предоставить жертвам расизма возможность жить за счёт общества в качестве возмещения за наши прегрешения перед ними». И вот тут начинается «борьба с проклятым прошлым», по своему масштабу и абсурдности сопоставимая разве что с тем, что происходило в нашей стране в первые годы Советской власти. Возникает своего рода «расизм наоборот», набирающий обороты вплоть до нашего времени. Если раньше чернокожих американцев притесняли из-за расовой принадлежности – то теперь тот же самый признак становится поводом для получения привилегий: льгот, пособий, предпочтений при приёме в учебное заведение или на работу, практически полной невозможности уволить без опасности обвинения в расизме…
До какого абсурда доходит такое «искупление прегрешений» в наше время – хорошо известно. Так, несколько лет назад в одном американском колледже при вручении диплома наиболее бурных аплодисментов удостоился не какой-нибудь гений-отличник, а… наркоманка, которая не столько училась, сколько прогуливала, которую преподаватели «тянули», как могли, и дотянули-таки до диплома, а отчислить нерадивую студентку было нельзя – она же чернокожая, а навлечь на себя обвинение в расизме не хочется никому.
На волне такой «оголтелой толернтности» стало казаться недопустимым даже само слово nigger, исторически обозначавшее чернокожего раба (конечно, это нормальное явление в истории языка, когда слова в процессе его развития меняют и стилистический оттенок, и даже смысловое значение – но кто же об этом думает в запале борьбы с «проклятым прошлым»!), и даже более нейтральное negro. Эти слова начинают активно выводиться из оборота Но надо же, в конце концов, и эту категорию населения как-то обозначать, и раз уж «отправили на свалку истории» прежние слова – приходится придумывать новые… вот так и рождается термин «афроамериканцы».
А как живут сегодня американские негры… простите, афроамериканцы? Увы, не лучшим образом! Барак Обама, ставший первым в истории США чернокожим президентом – это даже не капаля в море, а молекула воды в океане, а в целом жизнь чернокожего населения «самого демократического государства в мире» благополучной не назовёшь: по-прежнему этим людям мало доступно качественное образование и, соответственно, высокооплачиваемая работа, в их среде высок уровень преступности, огромное количество наркоманов и ВИЧ-инфицированных… Зато известный всем роман Агаты Кристи «Десять негритят» издаётся в США под названием «И никого не стало» – ведь слово «негритята» оскорбительно для афроамериканцев!
Вот так идея – в общем-то, правильная изначально – особо ярыми её поборниками доводится до карикатурного вида, а благие намерения властей так и остаются декларациями, мало изменяющими к лучшему жизнь простых людей… Да и можно ли назвать такую страну или эпоху, где не было так?