icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Дом и семья

Кто такая мачеха?

  • 3410
  • 1

Кто такая мачеха?

М
Мачехой принято называть неродную мать. Такая ситуация возникает, если вдовец или разведённый мужчина, имеющий детей от предыдущего брака, женится вторично – эта новая жена становится по отношению к его детям мачехой. Если у неё самой есть дети, то муж будет им отчимом, а дети будут друг другу сводными братьями и сёстрами. Дети супруга по отношению к мачехе – пасынки и падчерицы, и родительскими правами и обязанностями в отношении их она не обладает, пока не усыновит.

Первое, что приходит на ум при слове «мачеха» – это многочисленные сказки, памятные с детства: «Золушка», «Гензель и Гретель», «Морозко», андерсеновские «Дикие лебеди» и множество других подобных сюжетов… впрочем, сюжет всегда один: у девушки (вариант – у сестры и брата, у нескольких братьев) умирает мать, отец женится на другой, эта другая в некоторых вариантах имеет собственную дочь или двух дочерей (обычно злых, уродливых и ленивых). Своих дочерей мачеха очень любит, в то время как бедную падчерицу ненавидит, взваливает на неё всю чёрную работу, заставляет ходить в обносках, запрещает показываться потенциальным женихам («не берёт на бал»), а в некоторых случаях и вообще заставляет мужа отвести её в лес и бросить там (и что удивительно – муж ей не возражает, без колебаний расправляется с родной дочерью).

Как видим, в фольклоре образ мачехи предстаёт весьма негативным. Сказкам вторят пословицы и поговорки: «В лесу медведь, в дому мачеха», «Лихорадка пуще мачехи оттреплет», «Чужая сторона мачеха». Такой стереотип может сыграть с женщиной, на долю которой выпало быть мачехой, злую шутку: пытаясь «злой мачехой» не стать, она ударяется в противоположную крайность – боится лишний раз ребёнка одёрнуть, что-то ему запретить… Совсем беда, если такое положение вещей создают новые родственники: муж, свекровь, а то и мать покойной жены (не откажешь же бабушке в общении с внуком). Доводилось читать откровения такой несчастной: стоило ей попросить пасынка сделать что-то по хозяйству или сделать замечание, когда он ей хамил (а он делал это постоянно) – как мальчишка тут же со слезами бежал к отцу или к бабушке, и следовал скандал: «Ты так с ним обращаешься, потому что он не твой!» На старости лет женщина (уже вдова) осталась один на один с окончательно распоясавшимся пасынком и всерьёз опасалась за свою жизнь…

Чтобы с появлением мачехи заново выстроить семью, потребуются усилия обоих супругов. Жена, если решила, что хочет стать пасынку или падчерице «второй матерью», должна помнить, что задача матери – всё-таки воспитание, а оно неизбежно включает не только ласку, но и строгость. И важно, чтобы муж подходил к этой строгости мачехи без предубеждения («потому что он не твой»). Единство стратегии воспитания вообще необходимо в семье, а в такой непростой ситуации – тем более. И конечно, должно быть установлено полное «табу» на сравнение нынешней жены (в том числе и в её материнском «амплуа») с умершей (бывшей), в особенности – в присутствии ребёнка. Это правило должно быть установлено для всех – для бабушки в том числе.

Вернёмся к сказочной «злой мачехе». Откуда пришёл этот образ? Возможно, определённую роль играла борьба за наследство, получить которое дети мачехи не имели шансов – отсюда могла вырастать ненависть к пасынку… Но не только!

Один из истоков образа – древний обычай выдавать дочерей замуж в порядке старшинства. Соблюдался он неукоснительно потому, что если одна из дочерей выходила замуж «вне очереди», то её старшие сёстры считались непоправимо опозоренными и фактически теряли шансы на замужество – разумеется, никто не хотел такой судьбы дочерям… чтобы в корне пресечь такую возможность, младшую дочь предпочитали особо не показывать женихам, пока не выданы старшие, и даже наряжаться и прихорашиваться ей запрещали… так что изначально сказочные Золушка, Настенька и прочие несчастные «стариковы дочки» изначально не падчерицы, а просто младшие дочери.

Другой источник – обряд посвящения, который не только мальчики, но и девочки проходили по достижении определённого возраста (для девочек он обычно приурочивался к первой менструации, после этого девушку разрешалось сватать). Как и любое соприкосновение с потусторонним миром, обряд этот совершался в отдалении от человеческого жилья… вот для чего детей отводили в лес – а вовсе не затем, чтоб от них избавиться!

Когда же оба обычая изжили себя, истинные причины таких действий забылись – тогда и появилась в сказках «злая мачеха» в качестве удобного объяснения. Впрочем, есть тут и ещё один аспект: у сказочной мачехи нередко есть дети… наличие собственных детей – одно из требований, традиционно предъявлявшихся к повитухе, а поскольку инициация – второе рождение, сходные требования могли предъявлять и к жрице обрада посвящения… возможно, сказочная мачеха выступает отчасти и в таком качестве.

И не стоит объявлять настоящих мачех «злыми по определению», исходя из сказок! Как видим, сказки совсем про другое.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+