icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒом и семь€

 то така€ мачеха?

  • 4391
  • 1

 то така€ мачеха?

ћ
ћачехой прин€то называть неродную мать. “ака€ ситуаци€ возникает, если вдовец или разведЄнный мужчина, имеющий детей от предыдущего брака, женитс€ вторично Ц эта нова€ жена становитс€ по отношению к его дет€м мачехой. ≈сли у неЄ самой есть дети, то муж будет им отчимом, а дети будут друг другу сводными брать€ми и сЄстрами. ƒети супруга по отношению к мачехе Ц пасынки и падчерицы, и родительскими правами и об€занност€ми в отношении их она не обладает, пока не усыновит.

ѕервое, что приходит на ум при слове Ђмачехаї Ц это многочисленные сказки, пам€тные с детства: Ђ«олушкаї, Ђ√ензель и √ретельї, Ђћорозкої, андерсеновские Ђƒикие лебедиї и множество других подобных сюжетовЕ впрочем, сюжет всегда один: у девушки (вариант Ц у сестры и брата, у нескольких братьев) умирает мать, отец женитс€ на другой, эта друга€ в некоторых вариантах имеет собственную дочь или двух дочерей (обычно злых, уродливых и ленивых). —воих дочерей мачеха очень любит, в то врем€ как бедную падчерицу ненавидит, взваливает на неЄ всю чЄрную работу, заставл€ет ходить в обносках, запрещает показыватьс€ потенциальным женихам (Ђне берЄт на балї), а в некоторых случа€х и вообще заставл€ет мужа отвести еЄ в лес и бросить там (и что удивительно Ц муж ей не возражает, без колебаний расправл€етс€ с родной дочерью).

 ак видим, в фольклоре образ мачехи предстаЄт весьма негативным. —казкам втор€т пословицы и поговорки: Ђ¬ лесу медведь, в дому мачехаї, ЂЋихорадка пуще мачехи оттреплетї, Ђ„ужа€ сторона мачехаї. “акой стереотип может сыграть с женщиной, на долю которой выпало быть мачехой, злую шутку: пыта€сь Ђзлой мачехойї не стать, она удар€етс€ в противоположную крайность Ц боитс€ лишний раз ребЄнка одЄрнуть, что-то ему запретитьЕ —овсем беда, если такое положение вещей создают новые родственники: муж, свекровь, а то и мать покойной жены (не откажешь же бабушке в общении с внуком). ƒоводилось читать откровени€ такой несчастной: стоило ей попросить пасынка сделать что-то по хоз€йству или сделать замечание, когда он ей хамил (а он делал это посто€нно) Ц как мальчишка тут же со слезами бежал к отцу или к бабушке, и следовал скандал: Ђ“ы так с ним обращаешьс€, потому что он не твой!ї Ќа старости лет женщина (уже вдова) осталась один на один с окончательно распо€савшимс€ пасынком и всерьЄз опасалась за свою жизньЕ

„тобы с по€влением мачехи заново выстроить семью, потребуютс€ усили€ обоих супругов. ∆ена, если решила, что хочет стать пасынку или падчерице Ђвторой матерьюї, должна помнить, что задача матери Ц всЄ-таки воспитание, а оно неизбежно включает не только ласку, но и строгость. » важно, чтобы муж подходил к этой строгости мачехи без предубеждени€ (Ђпотому что он не твойї). ≈динство стратегии воспитани€ вообще необходимо в семье, а в такой непростой ситуации Ц тем более. » конечно, должно быть установлено полное Ђтабуї на сравнение нынешней жены (в том числе и в еЄ материнском Ђамплуаї) с умершей (бывшей), в особенности Ц в присутствии ребЄнка. Ёто правило должно быть установлено дл€ всех Ц дл€ бабушки в том числе.

¬ернЄмс€ к сказочной Ђзлой мачехеї. ќткуда пришЄл этот образ? ¬озможно, определЄнную роль играла борьба за наследство, получить которое дети мачехи не имели шансов Ц отсюда могла вырастать ненависть к пасынкуЕ Ќо не только!

ќдин из истоков образа Ц древний обычай выдавать дочерей замуж в пор€дке старшинства. —облюдалс€ он неукоснительно потому, что если одна из дочерей выходила замуж Ђвне очередиї, то еЄ старшие сЄстры считались непоправимо опозоренными и фактически тер€ли шансы на замужество Ц разумеетс€, никто не хотел такой судьбы дочер€мЕ чтобы в корне пресечь такую возможность, младшую дочь предпочитали особо не показывать женихам, пока не выданы старшие, и даже нар€жатьс€ и прихорашиватьс€ ей запрещалиЕ так что изначально сказочные «олушка, Ќастенька и прочие несчастные Ђстариковы дочкиї изначально не падчерицы, а просто младшие дочери.

ƒругой источник Ц обр€д посв€щени€, который не только мальчики, но и девочки проходили по достижении определЄнного возраста (дл€ девочек он обычно приурочивалс€ к первой менструации, после этого девушку разрешалось сватать).  ак и любое соприкосновение с потусторонним миром, обр€д этот совершалс€ в отдалении от человеческого жиль€Е вот дл€ чего детей отводили в лес Ц а вовсе не затем, чтоб от них избавитьс€!

 огда же оба обыча€ изжили себ€, истинные причины таких действий забылись Ц тогда и по€вилась в сказках Ђзла€ мачехаї в качестве удобного объ€снени€. ¬прочем, есть тут и ещЄ один аспект: у сказочной мачехи нередко есть детиЕ наличие собственных детей Ц одно из требований, традиционно предъ€вл€вшихс€ к повитухе, а поскольку инициаци€ Ц второе рождение, сходные требовани€ могли предъ€вл€ть и к жрице обрада посв€щени€Е возможно, сказочна€ мачеха выступает отчасти и в таком качестве.

» не стоит объ€вл€ть насто€щих мачех Ђзлыми по определениюї, исход€ из сказок!  ак видим, сказки совсем про другое.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+