И всё-таки при слове «бабушка» в первую очередь представляется старушка – настолько, что мы нередко любую старушку называем «бабушкой», даже там, где ни о каком родстве речи нет. И не просто старушка – а непременно ласковая, заботливая, а главное – умудрённая опытом, знающая много песен, прибауток, игр для малышей типа «Сорока-ворона», сказок… не случайно существует выражение «бабушкины сказки» (и никому не придёт в голову назвать сказки «дедушкиными»). Правда, существует и другое устойчивое выражение – «к чёртовой бабушке…» Тоже загадочно: откуда взялась бабушка у чёрта?
Примечательно, что само слово «бабушка» образовано с помощью ласкательного суффикса, что говорит особом отношении к этому члену семьи… но от чего оно образовано? Попробуем восстановить исходное слово. Есть ещё более официальное – «бабка», но тут опять суффикс (только на сей раз – с оттенком пренебрежения). Убираем суффикс – получается «баба». У нас это слово уже давно утвердилось как пренебрежительное и оскорбительное именование женщины – но никто не видит в нём ничего оскорбительного в устах маленького ребёнка. Не кажется удивительным, что это слово обозначает одну из самых близких родственниц, ведь «ба-ба» – это одно из самых первых звукосочетаний, которые начинает выговаривать малыш… Что же до грубости слова «баба» в речи взрослых, то оно связано прежде всего с принадлежностью его «низшему» классу, крестьянству… но ведь именно крестьянство дольше всего сохраняло древние традиции! Может, и за словами-понятиями «баба», «бабушка» кроется какая-то древняя тайна?
Вернёмся к «бабушкиным сказкам». Почему именно бабушка традиционно рассказывает сказки? Потому, что родители заняты более тяжёлой работой (например, в поле) – а старушке остаётся только сидеть дома и присматривать за детьми? И по этой причине тоже, но не только – в конце концов, дедушка в таком же «возрастном» положении, а сказки оказываются прерогативой именно бабушки… Мы поймём это, если вспомним, что сказка – «дитя мифа». Оказывается, старушка не просто развлекает детей – она передаёт им сакральные знания рода! Так вот кто такая «баба» – мудрая женщина, которой ведомы тайны, дающие власть над природой, так, которая ведает – «ведьма»! В эпоху матриархата такая женщина была «первым лицом» в роду.
«Бабушке-ведьме» пришлось потесниться с приходом матриархата: теперь во главу угла становится мужская активная сила, а женская мудрость начинает вызывать ревнивое подозрение – не от нечистой ли она происходит? Так что «чёртова бабушка», к которой «посылают», бранясь – это попросту ведьма, а вовсе не «кровная родственница» чёрта… впрочем, и само слово «ведьма» стало бранным.
Но традиция «бабушкиных сказок» продолжала жить и в эпоху патриархата. И сегодня именно с образом бабушки ассоциируется образ мудрой старости, передающей «эстафету поколений».