icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлена  оршунова
Ћюди, биографии

 то така€ јнна јхматова

  • 5532
  • 12

 то така€ јнна јхматова

«
«аплаканна€ осень, как вдова,

¬ одеждах черных, все сердца туманитЕ

ѕеребира€ мужнины слова,

ќна рыдать не перестанет.

» будет так, пока тишайший снег

Ќе сжалитс€ над скорбной и усталойЕ

«абвенье боли и забвенье нег Ц

«а это жизнь отдать не мало.

ќб јнне јндреевне јхматовой надо писать с огл€дкой на то, какие слова она могла бы употребить в своей собственной прозе, а что бы она сочла писать невозможным или банальным, и что сама ценила в себе. ¬ этом последнем не было тщеслави€. ѕросто в ней была царственность - скромна€ и таинственна€ царственность.

ѕоэтесса не смешивалась со своим окружением. Ќе потому, что выдел€ла себ€ среди других, и не по своей воле. Ќе смешиваетс€ тот, кто невольно привлекает к себе внимание. ј јнна јндреевна привлекала к себе вниманием Ц именно вниманием, а не любопытством. ћемуары о ней (ј.ј. јхматова Ђѕобеда над —удьбойї) не только отражают в себе частицы ее €зыка, но частицы ее личности.

ќбраз јхматовой всюду один. —оздава€ этот образ, мемуаристы не разноречат друг другу, но и не повтор€ют друг друга. » здесь мы сталкиваемс€ с удивительным €влением: как же богата должна быть личность јнны јхматовой, чтобы во всех ситуаци€х, в сознании всех о ней писавших, образ ее складываетс€ в единый, целостный, почти скульптурный, и вполне графичный портрет!

—ама јхматова прекрасно знала силу своей личности, ее образ скользил во всем, что она говорила и писала. ѕоэтесса не суесловила и не пачкала бумагу впустую, ее проза очень точна, выража€ самую суть проблемы. ƒл€ всех она была еще живой. ¬се воспоминани€ ориентировались не столько на ее €зык, сколько на ее образ.

јнна јхматова, элегантна и застенчива, словно небрежна€ красавица, со своей пр€мой челкой, прикрывавшей лоб, и с редкой грацией полужестов и полудвижений, - читала она свои ранние стихи, как будто напева€ их. ¬ладела поэтесса умением и музыкальной тонкостью чтени€. „тение было полно затушеванной напевности и тихого прекрасного голоса.

Ћицо јнны јндреевны выражало некую чарующую грусть, словно под покровом неги, даже когда улыбалось. √русть была наиболее характерным выражением ее лица, дела€ его необыкновенно красивым.  огда окружающие слышали ее чтение или разговаривали с ней, не могли оторватьс€ от ее лица: губы, глаза, стройность ее лица - были символом ее поэзии.

«аметно помен€ла направление поэзи€ јхматовой и тематически, и тоном, звуком, - во врем€ ѕервой мировой войны, в годы суровых испытаний, тревог, лишений и смертей. –езко изменившийс€ внешний и внутренний облик поэтессы этих дней замечательно передан в известной картине ѕетрова-¬одкина, и в гораздо менее известном, но по-своему примечательном, его карандашном портрете јнны јхматовой.

”же давно было подмечено, что своеобразие патриотических стихов јхматовой первых послереволюционных лет заключаетс€ и в том, что поэтесса не Ђотноситс€ї к –оссии, а как будто и есть сама –осси€, как мама не Ђотноситс€ї к семье, а есть сама семь€. ≈е голос не Ђголос о –оссииї, а, как будто голос самой –одины.

„ерез ахматовские стихи часто проходит тема разлуки, тогда она волновала многих людей: не было такой семьи в –оссии, в которой не ждали бы мужей, отцов и братьев с фронтов и морей. ¬ стихах того времени много строк об ожидании, разлуке и о прощании навсегда. ѕеред читателем сборников Ђѕодорожникї и ЂAnno Dominiї проход€т, кажетс€, все виды разлук: погибает Ђонї, или погибает Ђонаї, или оба остаютс€ жить, но уходит любовьЕ

ќ каких бы личных переживани€х и событи€х истории не шла речь в стихах јнны јндреевны, во всех ее произведени€х звучат интонации именно ее голоса, свет€тс€ свойства €ркой, неповторимой, прекрасной творческой личности. » вполне пон€тен интерес поклонников ахматовской поэзии к внешнему облику поэтессы. ¬ 1916 году ее портрет был помещен на почтовой открытке, выпущенной с благотворительной целью, ее фотографи€ большим тиражом издана на другой открытке в середине 20-х годов. Ўирокую известность получит и портрет 1921 года, созданный одним из преданнейших ее поклонников Ц художником ёрием јнненковым.

јхматова пишет, что јнненков рисовал ее в Ђдоме ћурузиї, где она последний раз всегда видела √умилева. ƒумаетс€, что она не случайно отметила это, казалось бы, внешнее обсто€тельство: портрет передает суровый и высокий трагизм стихов јхматовой 1921 года, отмеченного смертью Ѕлока и расстрелом √умилева. », думаетс€, она определенно хотела, чтобы будущие внимательные читатели ее книг, обратили особое внимание на стихи, которые помечены августом-сент€брем этого года.

 азалось бы, в бурных событи€х, захлестнувших страну, среди звучани€ громких голосов таких €рких новых поэтов, как ¬ладимир ћа€ковский и —ергей ≈сенин, на фоне: ƒемь€на Ѕедного, ћ. √ерасимова, ¬.  ириллова, ¬.  азина, ј. √астева, ». —адофьева, - голос јхматовой не мог быть услышан, а ее миниатюрные книжки должны бы быть вытеснены новыми, дерзкого вида издани€ми, с вызывающими названи€ми: Ђ»споведь хулиганаї, Ђѕесн€ о железеї, Ђ–абочий майї, Ђ150 000 000ї, ЂƒинамистихиїЕ ќднако, этого не произошло. јхматовские Ђ„еткиї, ЂЅела€ ста€ї, Ђѕодорожникї и многие другие сборники - оказались прит€гательны не только дл€ прежних, дореволюционных ее читателей, но и дл€ новых, круг которых стремительно расшир€етс€.


tra
≈стер Ѕоше

—амые женские стихи были созданы јнной јхматовой. ¬ам мой плюс. +.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+