icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Алена Коршунова
Люди, биографии

Кто такая Анна Ахматова

  • 6593
  • 12

Кто такая Анна Ахматова

З
Заплаканная осень, как вдова,

В одеждах черных, все сердца туманит…

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.

И будет так, пока тишайший снег

Не сжалится над скорбной и усталой…

Забвенье боли и забвенье нег –

За это жизнь отдать не мало.

Об Анне Андреевне Ахматовой надо писать с оглядкой на то, какие слова она могла бы употребить в своей собственной прозе, а что бы она сочла писать невозможным или банальным, и что сама ценила в себе. В этом последнем не было тщеславия. Просто в ней была царственность - скромная и таинственная царственность.

Поэтесса не смешивалась со своим окружением. Не потому, что выделяла себя среди других, и не по своей воле. Не смешивается тот, кто невольно привлекает к себе внимание. А Анна Андреевна привлекала к себе вниманием – именно вниманием, а не любопытством. Мемуары о ней (А.А. Ахматова «Победа над Судьбой») не только отражают в себе частицы ее языка, но частицы ее личности.

Образ Ахматовой всюду один. Создавая этот образ, мемуаристы не разноречат друг другу, но и не повторяют друг друга. И здесь мы сталкиваемся с удивительным явлением: как же богата должна быть личность Анны Ахматовой, чтобы во всех ситуациях, в сознании всех о ней писавших, образ ее складывается в единый, целостный, почти скульптурный, и вполне графичный портрет!

Сама Ахматова прекрасно знала силу своей личности, ее образ скользил во всем, что она говорила и писала. Поэтесса не суесловила и не пачкала бумагу впустую, ее проза очень точна, выражая самую суть проблемы. Для всех она была еще живой. Все воспоминания ориентировались не столько на ее язык, сколько на ее образ.

Анна Ахматова, элегантна и застенчива, словно небрежная красавица, со своей прямой челкой, прикрывавшей лоб, и с редкой грацией полужестов и полудвижений, - читала она свои ранние стихи, как будто напевая их. Владела поэтесса умением и музыкальной тонкостью чтения. Чтение было полно затушеванной напевности и тихого прекрасного голоса.

Лицо Анны Андреевны выражало некую чарующую грусть, словно под покровом неги, даже когда улыбалось. Грусть была наиболее характерным выражением ее лица, делая его необыкновенно красивым. Когда окружающие слышали ее чтение или разговаривали с ней, не могли оторваться от ее лица: губы, глаза, стройность ее лица - были символом ее поэзии.

Заметно поменяла направление поэзия Ахматовой и тематически, и тоном, звуком, - во время Первой мировой войны, в годы суровых испытаний, тревог, лишений и смертей. Резко изменившийся внешний и внутренний облик поэтессы этих дней замечательно передан в известной картине Петрова-Водкина, и в гораздо менее известном, но по-своему примечательном, его карандашном портрете Анны Ахматовой.

Уже давно было подмечено, что своеобразие патриотических стихов Ахматовой первых послереволюционных лет заключается и в том, что поэтесса не «относится» к России, а как будто и есть сама Россия, как мама не «относится» к семье, а есть сама семья. Ее голос не «голос о России», а, как будто голос самой Родины.

Через ахматовские стихи часто проходит тема разлуки, тогда она волновала многих людей: не было такой семьи в России, в которой не ждали бы мужей, отцов и братьев с фронтов и морей. В стихах того времени много строк об ожидании, разлуке и о прощании навсегда. Перед читателем сборников «Подорожник» и «Anno Domini» проходят, кажется, все виды разлук: погибает «он», или погибает «она», или оба остаются жить, но уходит любовь…

О каких бы личных переживаниях и событиях истории не шла речь в стихах Анны Андреевны, во всех ее произведениях звучат интонации именно ее голоса, светятся свойства яркой, неповторимой, прекрасной творческой личности. И вполне понятен интерес поклонников ахматовской поэзии к внешнему облику поэтессы. В 1916 году ее портрет был помещен на почтовой открытке, выпущенной с благотворительной целью, ее фотография большим тиражом издана на другой открытке в середине 20-х годов. Широкую известность получит и портрет 1921 года, созданный одним из преданнейших ее поклонников – художником Юрием Анненковым.

Ахматова пишет, что Анненков рисовал ее в «доме Мурузи», где она последний раз всегда видела Гумилева. Думается, что она не случайно отметила это, казалось бы, внешнее обстоятельство: портрет передает суровый и высокий трагизм стихов Ахматовой 1921 года, отмеченного смертью Блока и расстрелом Гумилева. И, думается, она определенно хотела, чтобы будущие внимательные читатели ее книг, обратили особое внимание на стихи, которые помечены августом-сентябрем этого года.

Казалось бы, в бурных событиях, захлестнувших страну, среди звучания громких голосов таких ярких новых поэтов, как Владимир Маяковский и Сергей Есенин, на фоне: Демьяна Бедного, М. Герасимова, В. Кириллова, В. Казина, А. Гастева, И. Садофьева, - голос Ахматовой не мог быть услышан, а ее миниатюрные книжки должны бы быть вытеснены новыми, дерзкого вида изданиями, с вызывающими названиями: «Исповедь хулигана», «Песня о железе», «Рабочий май», «150 000 000», «Динамистихи»… Однако, этого не произошло. Ахматовские «Четки», «Белая стая», «Подорожник» и многие другие сборники - оказались притягательны не только для прежних, дореволюционных ее читателей, но и для новых, круг которых стремительно расширяется.

tra
Естер Боше

Самые женские стихи были созданы Анной Ахматовой. Вам мой плюс. +.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+