icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ѕастухов
»нтересные факты

 то придумал детскую железную дорогу?

  • 936
  • 5

 то придумал детскую железную дорогу?

¬
¬опрос очень интересный. Ќо он из разр€да малоизученных. »менно по этой причине во многих издани€х масса подробнейших сведений об обычных железных дорогах и совершенно ничего не сообщаетс€ о детских.

Ќо прежде, чем Ђкопатьс€ї в поисках ответа на поставленный названием статьи вопрос, следует определитьс€ с тем, что считаетс€ специалистами детской железной дорогой. —делать такое уточнение необходимо исход€ из того, что ошибочно к детским железным дорогам (ƒ∆ƒ) причисл€ют трамвайчики, на которых катают детишек на разных игровых и развлекательных аттракционах. ¬ железнодорожной энциклопедии говоритс€, что к ƒ∆ƒ надо относить только те дороги, на которых используютс€ уменьшенные копии тепловозов и пассажирских вагонов; где сами дети (подростки) познают на специальных зан€ти€х премудрости железнодорожного дела; выполн€ют потом на ƒ∆ƒ всю специфичную работу. », конечно же, где ƒ∆ƒ действуют в соответствии с нормативными и прочими требовани€ми к обычным железным дорогам (билетна€ касса, платформы станций, стрелочное и поворотное хоз€йство, проводники и машинисты, подвижной состав из тепловоза и вагончиков).

ќшибочно считаетс€, что перва€ ƒ∆ƒ по€вилась в “ифлисе (“билиси) летом 1935 года. ќткрыли ее по инициативе грузинских школьников при активном содействии наркома путей сообщени€ Ћ.  агановича. Ќа самом же деле перва€ ƒ∆ƒ была построена гораздо раньше (в 1932-м году) комсомольцами ћосквы. ѕросто во времена ». —талина предпочитали исторически (в документах) помнить лишь о ƒ∆ƒ в √рузии. ѕосле распада ———– историки –оссии отыскали в архивах сохранившиес€ номера старых газет. ¬ частности, в номере Ђ¬ечерней ћосквыї за 9 €нвар€ 1933 года дана заметка о построенной и действующей в ÷ентральном ѕарке  ультуры и ќтдыха имени √орького детской железной дороге. » в том же номере имеетс€ фотоснимок трех небольших еЄ пассажирских вагончиков.  стати, это была перва€ в мире ƒ∆ƒ с электрической т€гой (состав т€нул электровоз).

 онечно, очень интересно узнать, кто тогда придумал уникальную ƒ∆ƒ. »дею ведь кто-то сформулировал, а уж только потом по€вились соответствующие ей чертежи и расчеты.   сожалению, Ђдокопатьс€ї до фамилии изобретател€ не получаетс€. ¬идимо, тогда проще было в финансовом плане Ђпробитьї к исполнению коллективный проект, а не одиночный, отдающий идеологически неким Ђкустарничествомї. ¬ таком случае коллективным автором первой в ———– ƒ∆ƒ надо считать комсомольскую организацию железнодорожников ћосквы.

ƒ∆ƒ, по€вившиес€ в других странах, были построены существенно позже. Ќапример, в √ƒ–, Ѕолгарии, „ехословакии и в других государствах социалистического содружества Цтолько после ¬еликой ќтечественной войны. ¬ капиталистических странах строительством ƒ∆ƒ длительное врем€ вообще не занимались Ц затраты на их строительство и обслуживание не могли покрытьс€ в короткие летние периоды эксплуатации. Ќекое подобие ƒ∆ƒ на «ападе по€вилось лишь во второй половине XX века, но чисто развлекательного толка Ц обучением подростков азам железнодорожного дела никто не занималс€. Ѕез дотаций со стороны государства (существу€ лишь за счет выручки от продажи билетов) ƒ∆ƒ на «ападе представл€ют сильно упрощенное развлечение. Ќе более того. ѕрактической пользы от них нет никакой.

¬ ———– было свыше 50 ƒ∆ƒ. Ќа территории –оссии сейчас действуют около 20 детских железных дорог.  рупнейшей в мире по прот€женности €вл€етс€ ƒ∆ƒ в городе —вободный (јмурска€ область) Ц одиннадцать с половиной километров! ¬се прочие ƒ∆ƒ гораздо скромнее. —редн€€ их длина Ц около двух километров. » почти все ƒ∆ƒ изначально строились в виде кольца, что не позвол€ло обучать подростков маневровым операци€м с подвижным составом, не требовало от детей знаний работы семафорного хоз€йства. ѕочти все кольцевые ƒ∆ƒ со временем стали обслуживатьс€ полностью только взрослыми пожилыми (пенсионеры) бывшими железнодорожниками и таким образом превратились в летние коммерческие аттракционы. —итуацию с их работой держит на плаву сейчас лишь то, что ƒ∆ƒ курируют –оссийские железные дороги (–∆ƒ), Ђпрописавї эту об€занность в своих ведомственных документах.

ќчень интересна ёжно-—ахалинска€ ƒ∆ƒ. ≈е длина Ц два километра 200 метров. –асположена вокруг красивого озера ¬ерхнего. ƒ∆ƒ кольцева€, но имеет локомотивное депо, тепловоз марки “”2-127, п€ть вагончиков, есть диспетчерска€ св€зь, автоблокировка, на дороге два моста через речку –огатка. ƒ∆ƒ была пост роена в 1953 году силами работников ёжно-—ахалинской железной дороги. Ќа момент открыти€ (окт€брь 1953 года) обучатьс€ в ней стали 520 школьников с п€того по дев€тый класс. ¬се это отражено в музее данной ƒ∆ƒ.

ѕо-своему интересна также ”фимска€ ƒ∆ƒ. ќна тоже кольцева€, но кольцо выполнено в виде оригинальной восьмерки. –аботать эта ƒ∆ƒ стала в мае 1953 года, действует и сейчас. Ќа ”фимской ƒ∆ƒ две станции Ц ёность и ѕриозерна€. —ама ƒ∆ƒ находитс€ в парке имени якутова (почти центр ”фы) и очень удобна дл€ посещени€ Ц р€дом с входом в парк лини€ трамва€.

  сожалению, ƒ∆ƒ в бывших союзных республиках почти все (за единичным исключением на ”краине) были разукомплектованы после распада ———–, варварски разграблены на металлолом и восстановлению не подлежат. ¬прочем, этого и следовало ожидать, поскольку распалась и едина€ система контрол€ за работой ƒ∆ƒ.


top
Halida Rojkova

¬ “ашкенте тоже была детска€ железна€ дорога, обслуживали ее дети лет 15, а все остальные им страшно завидовали. ѕотом, как точно указал јнатолий, она перестала функционировать, но рельсы не демонтировали. ј в прошлом году вроде бы пустили, а потом все снова заглохло - нерентабельно, проще американские горки поставить и деньги с них качать.

spe
ёли€ ƒворникова

я в детстве была очарована сказкой –одари "ѕутешествие √олубой —трелы"и так ме€тала о своей собственной игрушечной железной дороге, что мне еЄ всЄ-таки подарили! ¬округ этой круговой дороги € построила целый город из доступного мне материала! » строила € его не один мес€ц! Ёто было здорово. ∆дала статью об игрушке, а получила целое развЄрнутое эссе о более мощной "игруле". “оже - здорово!

deb
јнатолий ѕастухов

ёли€, тема действительно раздваивалась на два направлени€. я выбрал более сложное, поскольку об игрушечной детской железной дороге написано очень много, а вот о действующей как насто€ща€ (но лишь несколько в уменьшенном размере) - практически ничего не найти в литературе. ѕервыми додумались делать игрушечную детскую копию дороги немцы. ѕравда, из дерева. ј потом пошло-поехало по всем странам. Ќа этом деле даже диссертации защищены!   моему сожалению, € поздно сообразил, что попал в ловушку со сбором материала дл€ статьи. Ќо из упр€мства все же ее дописал, хот€ так и не смог найти фамилию того, кто первым подал идею о строительстве ƒ∆ƒ в ћоскве.

spe
ёли€ ƒворникова

ќй!  ак мне это знакомо!  ак правило больша€ половина собранного материала остаЄтс€ "за кадром"! “ак бывает жалко, вот это бы ещЄ "развернуть", да вот это бы как-то "втиснуть"! ”вы! ѕриходитс€ отказыватьс€!

spe
Ћариса ѕопруга

»нтересна€ тема и стать€!
я тоже думала, что перва€ ƒ∆ƒ была открыта в “билиси, а оказываетс€ - в ћоскве. ј втора€ в ———– и перва€ в ”краине детска€ ∆ƒ была открыта в 1936 году у нас, в ƒнепропетровске, в красивом парке им. „калова (сейчас им. Ћазар€ √лобы). » она успешно работает до сих пор, перерыв в работе ∆ƒ был только во врем€ оккупации в ¬ќ¬! ∆ƒ кольцева€ с двум€ тоннел€ми, насто€щим перроном и станцией, ее прот€женность 2 км - в общем насто€ща€ ѕриднепровска€ ж/д в миниатюре! — 2013 года ћала€ ѕриднепровска€ имеет свой официальный сайт.
“акже у нас успешно работают ƒ∆ƒ в  иеве, ’арькове, «апорожье, Ћьвове, Ћуцке и –овно.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+