icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Анатолий Пастухов
Интересные факты

Кто придумал детскую железную дорогу?

  • 610
  • 5

Кто придумал детскую железную дорогу?

В
Вопрос очень интересный. Но он из разряда малоизученных. Именно по этой причине во многих изданиях масса подробнейших сведений об обычных железных дорогах и совершенно ничего не сообщается о детских.

Но прежде, чем «копаться» в поисках ответа на поставленный названием статьи вопрос, следует определиться с тем, что считается специалистами детской железной дорогой. Сделать такое уточнение необходимо исходя из того, что ошибочно к детским железным дорогам (ДЖД) причисляют трамвайчики, на которых катают детишек на разных игровых и развлекательных аттракционах. В железнодорожной энциклопедии говорится, что к ДЖД надо относить только те дороги, на которых используются уменьшенные копии тепловозов и пассажирских вагонов; где сами дети (подростки) познают на специальных занятиях премудрости железнодорожного дела; выполняют потом на ДЖД всю специфичную работу. И, конечно же, где ДЖД действуют в соответствии с нормативными и прочими требованиями к обычным железным дорогам (билетная касса, платформы станций, стрелочное и поворотное хозяйство, проводники и машинисты, подвижной состав из тепловоза и вагончиков).

Ошибочно считается, что первая ДЖД появилась в Тифлисе (Тбилиси) летом 1935 года. Открыли ее по инициативе грузинских школьников при активном содействии наркома путей сообщения Л. Кагановича. На самом же деле первая ДЖД была построена гораздо раньше (в 1932-м году) комсомольцами Москвы. Просто во времена И. Сталина предпочитали исторически (в документах) помнить лишь о ДЖД в Грузии. После распада СССР историки России отыскали в архивах сохранившиеся номера старых газет. В частности, в номере «Вечерней Москвы» за 9 января 1933 года дана заметка о построенной и действующей в Центральном Парке Культуры и Отдыха имени Горького детской железной дороге. И в том же номере имеется фотоснимок трех небольших её пассажирских вагончиков. Кстати, это была первая в мире ДЖД с электрической тягой (состав тянул электровоз).

Конечно, очень интересно узнать, кто тогда придумал уникальную ДЖД. Идею ведь кто-то сформулировал, а уж только потом появились соответствующие ей чертежи и расчеты. К сожалению, «докопаться» до фамилии изобретателя не получается. Видимо, тогда проще было в финансовом плане «пробить» к исполнению коллективный проект, а не одиночный, отдающий идеологически неким «кустарничеством». В таком случае коллективным автором первой в СССР ДЖД надо считать комсомольскую организацию железнодорожников Москвы.

ДЖД, появившиеся в других странах, были построены существенно позже. Например, в ГДР, Болгарии, Чехословакии и в других государствах социалистического содружества –только после Великой Отечественной войны. В капиталистических странах строительством ДЖД длительное время вообще не занимались – затраты на их строительство и обслуживание не могли покрыться в короткие летние периоды эксплуатации. Некое подобие ДЖД на Западе появилось лишь во второй половине XX века, но чисто развлекательного толка – обучением подростков азам железнодорожного дела никто не занимался. Без дотаций со стороны государства (существуя лишь за счет выручки от продажи билетов) ДЖД на Западе представляют сильно упрощенное развлечение. Не более того. Практической пользы от них нет никакой.

В СССР было свыше 50 ДЖД. На территории России сейчас действуют около 20 детских железных дорог. Крупнейшей в мире по протяженности является ДЖД в городе Свободный (Амурская область) – одиннадцать с половиной километров! Все прочие ДЖД гораздо скромнее. Средняя их длина – около двух километров. И почти все ДЖД изначально строились в виде кольца, что не позволяло обучать подростков маневровым операциям с подвижным составом, не требовало от детей знаний работы семафорного хозяйства. Почти все кольцевые ДЖД со временем стали обслуживаться полностью только взрослыми пожилыми (пенсионеры) бывшими железнодорожниками и таким образом превратились в летние коммерческие аттракционы. Ситуацию с их работой держит на плаву сейчас лишь то, что ДЖД курируют Российские железные дороги (РЖД), «прописав» эту обязанность в своих ведомственных документах.

Очень интересна Южно-Сахалинская ДЖД. Ее длина – два километра 200 метров. Расположена вокруг красивого озера Верхнего. ДЖД кольцевая, но имеет локомотивное депо, тепловоз марки ТУ2-127, пять вагончиков, есть диспетчерская связь, автоблокировка, на дороге два моста через речку Рогатка. ДЖД была пост роена в 1953 году силами работников Южно-Сахалинской железной дороги. На момент открытия (октябрь 1953 года) обучаться в ней стали 520 школьников с пятого по девятый класс. Все это отражено в музее данной ДЖД.

По-своему интересна также Уфимская ДЖД. Она тоже кольцевая, но кольцо выполнено в виде оригинальной восьмерки. Работать эта ДЖД стала в мае 1953 года, действует и сейчас. На Уфимской ДЖД две станции – Юность и Приозерная. Сама ДЖД находится в парке имени Якутова (почти центр Уфы) и очень удобна для посещения – рядом с входом в парк линия трамвая.

К сожалению, ДЖД в бывших союзных республиках почти все (за единичным исключением на Украине) были разукомплектованы после распада СССР, варварски разграблены на металлолом и восстановлению не подлежат. Впрочем, этого и следовало ожидать, поскольку распалась и единая система контроля за работой ДЖД.

top
Halida Rojkova

В Ташкенте тоже была детская железная дорога, обслуживали ее дети лет 15, а все остальные им страшно завидовали. Потом, как точно указал Анатолий, она перестала функционировать, но рельсы не демонтировали. А в прошлом году вроде бы пустили, а потом все снова заглохло - нерентабельно, проще американские горки поставить и деньги с них качать.

spe
Юлия Дворникова

Я в детстве была очарована сказкой Родари "Путешествие Голубой Стрелы"и так меятала о своей собственной игрушечной железной дороге, что мне её всё-таки подарили! Вокруг этой круговой дороги я построила целый город из доступного мне материала! И строила я его не один месяц! Это было здорово. Ждала статью об игрушке, а получила целое развёрнутое эссе о более мощной "игруле". Тоже - здорово!

deb
Анатолий Пастухов

Юлия, тема действительно раздваивалась на два направления. Я выбрал более сложное, поскольку об игрушечной детской железной дороге написано очень много, а вот о действующей как настоящая (но лишь несколько в уменьшенном размере) - практически ничего не найти в литературе. Первыми додумались делать игрушечную детскую копию дороги немцы. Правда, из дерева. А потом пошло-поехало по всем странам. На этом деле даже диссертации защищены! К моему сожалению, я поздно сообразил, что попал в ловушку со сбором материала для статьи. Но из упрямства все же ее дописал, хотя так и не смог найти фамилию того, кто первым подал идею о строительстве ДЖД в Москве.

spe
Юлия Дворникова

Ой! Как мне это знакомо! Как правило большая половина собранного материала остаётся "за кадром"! Так бывает жалко, вот это бы ещё "развернуть", да вот это бы как-то "втиснуть"! Увы! Приходится отказываться!

spe
Лариса Попруга

Интересная тема и статья!
Я тоже думала, что первая ДЖД была открыта в Тбилиси, а оказывается - в Москве. А вторая в СССР и первая в Украине детская ЖД была открыта в 1936 году у нас, в Днепропетровске, в красивом парке им. Чкалова (сейчас им. Лазаря Глобы). И она успешно работает до сих пор, перерыв в работе ЖД был только во время оккупации в ВОВ! ЖД кольцевая с двумя тоннелями, настоящим перроном и станцией, ее протяженность 2 км - в общем настоящая Приднепровская ж/д в миниатюре! С 2013 года Малая Приднепровская имеет свой официальный сайт.
Также у нас успешно работают ДЖД в Киеве, Харькове, Запорожье, Львове, Луцке и Ровно.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+