icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Люди, биографии

Кто лучше всех играл нечисть в советском кино? Лучшая Баба Яга - актер Милляр

  • 591
  • 3

Кто лучше всех играл нечисть в советском кино? Лучшая Баба Яга - актер Милляр

В
«Вся нечистая сила нашего синематографа», – такое определение дал себе этот замечательный актер. В советскую эпоху его знали и дети, и взрослые, которые не забыли, что тоже были детьми – ведь без него невозможно представить все те классические сказочные фильмы, на которых выросли и мы, и наши родители.

Мало кто знал в те времена, что настоящая фамилия артиста была де Мильё. Отцом будущего актера был французский инженер, приехавший работать в Российскую империю и женившийся на дочери богатого золотопромышленника. Французские гувернантки, уроки иностранных языков и музыки – таким было детство Георгия де Милье. Семья продолжала жить с достатке даже после 1906 года, когда отец умер. Особую роль в судьбе мальчика сыграла тетя-актриса – именно благодаря ей он так полюбил театр. Мальчик не только с удовольствием смотрел спектакли, слушал Собинова, Нежданову и Шаляпина, но и сам мечтал играть на сцене. Свою первую роль он сыграл в семь лет – правда, «зрителями» были только родственниками, но выбор роли можно смело назвать судьбоносным – это был Мефистофель (вот только напугать юному актеру никому не удалось – все только улыбались… впрочем, и много лет спустя Черт у него был не столько страшным, сколько смешным).

В 1914 году семья переехала в Геленджик, и окончательно жизнь изменилась после 1917 года: московская квартира и дача были конфискованы, а квартира, в которой семья жила в Геленджике, превратилась в коммунальную. Именно тогда Георгию де Милье пришлось – из соображений безопасности – изменить фамилию: убрать частицу «де», а откровенно французский вариант Милье переделать в Милляра. По тем же причинам он не указывал в анкетах, что владеет немецким и французским.

После окончания школы Георгий начинает реализовывать свою мечту – устраивается работать в театр… пока что бутафором. Но вы же знаете все эти фильмы: талантливая, но поначалу не очень удачливая девушка работает в театре костюмершей или вообще уборщицей, тем временем старательно учит роли, и вот в один прекрасный день примадонна то ли перекапризничала, то ли заболела – тут-то и наступает звездный час театральной Золушки… так и случилось с Милляром: заболела актриса, игравшая главную роль – нет-нет, не актер, а именно актриса! – и получилось так, что заменить ее было некому, кроме молодого бутафора, который так старательно упражнялся в актерском искусстве, что учил даже женские роли. Такая вот «сказка про Золушку» на новый лад получилась – кстати, в тот вечер Милляр, спасая спектакль, сыграл именно Золушку (так что к женским ролям ему впоследствии было не привыкать).

После этого необычного дебюта Милляр играет во многих спектаклях. Далее последовала учеба в Школе юниоров при Театре революции (современный Театр им. Маяковского), которая шла отнюдь не легко и не просто: педагогов смущала необычная внешность и отнюдь не идеальная дикция ученика. Все же Милляру удается закончить обучение и продолжить работу в театре, снискав славу характерного актера. Критики отмечают его необыкновенную пластику и мимику, которые могли бы полностью раскрыться в кино, да и сам актер мечтает о кинематографической карьере.

Работа в кино началась с эпизодических ролей, в большинстве случаев Г.Милляр даже не был указан в титрах, но истинным кинематографическим дебютом Георгия Францевича стала киносказка «По щучьему веленью» – первая самостоятельная режиссерская работа Александра Роу (до этого он выступал лишь в качестве ассистента режиссера). Дарование характерного актера проявилось здесь с полной силой в образе вздорного и глупого царя Гороха.

Фильм оказался судьбоносным и для режиссера, и актера: А.Роу впоследствии прославился как «сказочник отечественного кино», а Г.Милляр играл в большинстве его картин – иной раз и не по одной роли, например, в фильме «Конек-горбунок» он играет сказителя, разбойника и спальника, в «Новых похождениях Кота в сапогах» – шута и колдунью… Но особое место среди их совместных работ занимает «Василиса Прекрасная».

В этой сказке, живописущей вечную борьбу Добра и Зла, весьма сложной задачей оказался выбор исполнительницы роли Бабы-Яги. На эту роль пробовались многие актрисы – даже такие знаменитости, как Фаина Раневская, но ни одна из них не удовлетворила режиссера: почему-то все актрисы считали, что они в этом образе должны быть неотразимы… а как быть неотразимой в образе страшной, древней старухи из дремучего леса? И тут на помощь пришел Г.Милляр: он предложил… себя. Такое неожиданное предложение было объяснено очень логично: «Какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю!»

А.Роу рискнул – и выиграл: образ Бабы-Яги, появившейся в «Василисе Прекрасной», надолго стал эталонным: растрепанные седые волосы, нос крючком, клыки… такую Бабу-Ягу актер в последствии играл и в других сказках А.Роу: «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Золотые рога». По словам самого актера, этот образ подсказали ему две женщины. Одной из них была престарелая сгорбленная гречанка с крючковатым носом и недобрым взглядом, которая пасла коз в окрестностях Ялты, другой – исключительно склочная соседка по коммунальной квартире.

Баба-Яга – не единственный образ «сказочной нечисти», созданный Г.Милляром. В 1941 году, когда началась Великая Отечественная война, был задуман сказочный фильм патриотической направленности – «Кащей Бессмертный». Этот страшный живой мертвец, обрекающий на смерть все живое, призван был олицетворять собой фашизм – и, конечно, эта роль была доверена Г.Милляру, прекрасно воплощавшему образы отрицательных героев. Перевоплотиться в «живой скелет» актеру было нетрудно: фильм снимался в эвакуации, продуктов питания постоянно не хватало, к тому же, Георгий Францевич перенес малярию. Фильм был завершен в 1944 году, а премьера состоялась уже после Победы. Желающих посмотреть его было столько, что пришлось вынести экран на площадь – и зрители прекрасно понимали иносказание… Второй раз Георгий Францевич сыграл Кащея Бессмертного в 1967 году в фильме «Огонь, вода и… медные трубы» – правда, там этот герой вызывает скорее смех, чем ужас (впрочем, смех всегда был надежным оружием против страха), и дважды озвучивал Кащея в мультфильмах – «Сказка сказывается» и «Краса Ненаглядная».

Не следует думать, что Г.Милляр снимался только в фантастических образах. Он сыграл и писаря в «Майской ночи», и пленного француза Мореля в «Войне и мире», и богатого папашу Эбенезера Дорсета в фильме «Деловые люди», поставленном по рассказам О’Генри – но для нас, зрителей он всегда будет оставаться «главной нечистой силой советского кино»: лягушонком Кваком – подручным злого водяного Водокрута в «Марье-искуснице», Чертом в «Ночи перед Рождеством», оборотнем Кастрюком в «Финисте-Ясном Соколе», царем Чудо-Юдо в фильме «Варвара-краса – длинная коса»… все эти подчеркнуто гротескные образы сказочного зла как бы кричат нам: «Не нужно бояться вступать в схватку со злом – оно само боится того, на чье стороне правда!»

И, конечно, Георгий Францевич Милляр навсегда останется непревзойденным исполнителем Бабы-Яги – женской роли, которую не могла сыграть ни одна женщина! Когда 65-летний актер на старости лет решил жениться на 60-летней соседке, та попыталась было отказаться под тем предлогом, что в ее возрасте мужчины уже не нужны. «Я не мужчина, я – Баба-Яга!» – ответил Георгий Францевич. Ну как можно было устоять перед таким оригинальным предложением руки и сердца! По свидетельству современников, отношения между супругами были очень трогательными: муж называл жену ласковыми словами, сам стирал и ходил в магазин за продуктами, а дома при жене никогда не ходил в бесформенных трико – всегда надевал рубашку и брюки.

Свою последнюю роль – адвоката в фильме «Ка-ка-ду» – артист сыграл в 1992 году, в возрасте 86 лет. Лишь за год до этого он получил звание Народного артиста РСФСР, которое, надо полагать, заслужил уже давно. В июне 1993 года Георгий Францевич Милляр скончался, похоронен актер на Троекуровском кладбище в Москве.

top
Halida Rojkova

Великолепный актер! Замечательная добрая статья!

mas
Марк Блау

И биография интересная. Как положено, запутанная советским временем до невозможности.

pro
Тамара Меркулова

Я впервые увидела его в фильме "Морозко". С тех пор Бабу-Ягу другой не представляю.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+