icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
julia velichko
»нтересные факты

 то изобрел первый в мире пароход?

  • 12866
  • 6

 то изобрел первый в мире пароход?

–еки еще издавна играли немаловажную роль в жизни людей. Ѕлагодар€ им люди перевозили свой товар либо другой груз. ќднако ходить парусным судном по извилистому каналу, плыть против течени€, а также использовать силу гребцов было крайне т€жело, а иногда вовсе не представл€лось невозможным. ѕоэтому многие задумывались над созданием самодвижущегос€ корабл€.

¬ древней рукописи, датируемой 527 годом, описан механизм вод€ного колеса, который приводилс€ в действие либо людьми, либо животными дл€ передвижени€ судна. ќднако все старани€ сконструировать быстрый грузоподъемный самодвижущийс€ корабль не были увенчаны успехом до того времени, когда по€вилась перва€ парова€ машина.

ѕаровой двигатель трансформирует энергию пара в автоматическую работу клапана, который выполн€ет возвратно-поступательные движени€, благодар€ чему вал начинает движение, образу€ пар в паровом котле.

¬первые реализовать такую машину пытались в конце XVII столети€. ќдним из изобретателей паровой машины €вл€етс€ физик из французского городка Ѕлуа ƒени ѕапен. ќн первый кто придумал паровой котел, но не сумел представить механизм функционирующей паровой машины. Ќесмотр€ на это, ѕапен в 1707 году сконструировал первую лодку, котора€ имела паровой двигатель и гребные колеса. ƒанный корабль был спущен на воду в немецком городке  асселе, что находитс€ на реке ‘ульда. Ќо радость изобретател€ от своего изобретени€ была короткой. –ыболовы, увидев плывущую лодку без парусов, сочли выдумкой от беса, вследствие чего они ее спалили. ѕозже французский физик ѕапен перебралс€ жить в јнглию, где показал свои исследовани€  оролевскому научному обществу. — целью продолжить эксперименты и восстановить паровой котел ѕапен попросил у  оролевского научного общества денег. Ќо денег он так и не дождалс€. —кончалс€ в нищете. ќн просил профинансировать продолжение экспериментов и воссоздание судна на паровом двигателе.

ј в 1736 году, английский часовщик ƒжонатан ’аллс, создал буксир, работающий на паровом движке. ќн получил патент на корабль, передвигающийс€ с помощью пара. Ќо в ходе экспериментов вы€снилось, что паровой котел, который был установлен судне, очень слаб, чтобы сдвинуть судно с места. ’аллс настолько был подавлен, что не нашел в себе силы дальше продолжать работу по модернизации изобретени€ и скончалс€ в бедности, как и предыдущий изобретатель паровой машины ѕапен.

Ќо ближе всего к цели оказалс€ французский офицер  лод-‘рансуа-ƒоротэ. ¬ 1771 году он получил офицерское звание, но через свой буйный нрав спуст€ некоторое врем€ попал в тюрьму за грубейшее нарушение дисциплины. ѕоскольку тюрьма находилась недалеко от  анн, а окна камеры были с видом на море, то  лод-‘рансуа мог созерцать за проплывающими галерами, движение которых происходит благодар€ силе гребцов. “огда ему пришла в голову удивительна€ мысль, что не мешало бы установить на корабле паровую машину. ѕосле того, как французский офицер вышел из тюрьмы, он сел читать специализированную литературу, и в скором времени у него возникла иде€ о создании первого в мире парохода.

ѕосле прибыти€ в 1775 году в ѕариж, задумка о создании парохода уже существовала. ¬ 1776 году  лод-‘рансуа-ƒоротэ за свой счет соорудил небольшое паровое судно, но испытани€ не увенчались успехом. Ќо, в отличие от предыдущих изобретателей, французский инженер-самоучка не сдавалс€. ѕо его инициативе правительство поручилось дать 15-летнюю монополию на создание и эксплуатацию кораблей с паровыми машинами тому, кто первым создаст пароход, который будет пригоден к посто€нной эксплуатации, и  лод ‘рансуа понимал, что триумф в паровой гонке обеспечит безбедную жизнь до конца жизни.

¬ 1783 году офицер наконец-то провел испытание своей второй паровой модели. ј 15 июн€ очевидцы увидели, как лодка французского инженера-самоучки двигалась по реке —она против течени€. ќднако практически на финише движок пришел в непригодность, но этого ни один человек не заметил. Ќо изобретатель не собиралс€ останавливатьс€ на достигнутом Ц он собиралс€ усовершенствовать двигатель.  лод-‘рансуа-ƒоротэ был твЄрдо уверен, что монополи€ будет принадлежать ему, в св€зи, с чем отправил отчет о проделанной работе, котора€ увенчалась успехом, в ѕариж. ќднако к отчету ѕарижска€ академи€ отнеслась скептически, и, в св€зи с этим, ученые попросили сделать заключение по паровому движку ∆ака ѕерье, главного специалиста по паровым двигател€м. ѕоскольку он сам был заинтересован в пароходной монополии, то сделал все возможное, чтобы это изобретение в скором времени забыли. “ак, французский офицер не получил финансовой поддержки, а на сооружение другого судна не было денег, так как постройка корабл€ требовала немалых денег.

—пуст€ некоторое врем€ во ‘ранции началс€ переворот, и тогда стало не до судостроени€.   довершению всего,  лод-‘рансуа-ƒоротэ был на стороне монархистов, а их, как известно, ждал не патент, а гильотина. ќднако он вернулс€ к изобретательству, но только после возрождени€ Ѕурбонов. » в 1816 году французский инженер-самоучка получил таки патент. Ќо денег на развитие судоходного бизнеса он так и не получил. ј в 1832 году его не стало.

¬ 1774 году знаменитый изобретатель из ¬еликобритании ƒжеймс ”атт изобрел первый универсальную паровую машину. ƒанное изобретение помогло создать не только пароходы, но и паровозы.

¬ —Ўј в 1787 году ƒжон ‘итч соорудил лодку на паровом двигателе, котора€ длительное врем€ осуществл€ла регул€рные рейсы между ‘иладельфией и Ѕерлингтоном по речке ƒелавэр. Ћодка вмещала 30 пассажиров и шла со скоростью около 7Ч8 миль в час. Ќо судно, изобретенное ƒж. ‘итчем, не было коммерчески успешным, потому что ему составл€ла немалую конкуренцию дорога.

ј в 1802 году английский инженер ”иль€м —аймингтон сконструировал буксирное судно под названием ЂЎарлотта ƒандасї с машиной ”атта, мощность которой составл€ла 10 лошадиных сил, вращавшей гребное колесо, которое расположено на корме. »спытани€ этого судна прошли очень успешно. ¬ течение 6 часов при сильном ветре буксир ЂЎарлотта ƒандасї отбуксировала две баржи на 18 миль. ƒанный катер был первым пригодным судном к эксплуатации паровым движком. Ќо правительство стало опасатьс€, что волны, которые исход€т от гребного колеса, поспособствуют размытию берегов. ¬ св€зи с этим, катер вытащили на сушу и обрекли на верную смерть. —ледовательно отсюда, и этот эксперимент не вызвал заинтересованности у англичан.

—реди очевидцев, наблюдавших тестировани€ этого судна, был американец –оберт ‘ултон. ќн интересовалс€ паровыми движками еще с 12 лет и уже в возрасте 14 лет сконструировал свое первое судно с колесным движком. ѕосле окончани€ школы ‘ултон перебралс€ жить в ‘иладельфию и устроилс€ на работу помощником ювелира, а чуть позже чертежником. ¬ 1786 году ‘ултон эмигрировал в јнглию, чтобы изучать архитектуру. ќднако в јнглии –оберт ‘ултон бросил рисование и сконцентрировалс€ на изобретательстве. »значально он проектировал шлюзы, каналы, но потом ‘ултон вернулс€ к прежнему увлечению Ч использованию пара в судоходстве. Ќо правительство, не желало финансировать его проект, и тогда, в 1797 году, –оберт ‘ултон перебираетс€ во ‘ранцию. ќднако и тут его изобретение не оценили. ѕосле чего –оберт ‘ултон выдвинул идею о создании подводной лодки, с помощью которой можно было заминировать дно вражеского судна. »значально правительство ‘ранции не прин€ло проект, сочт€ такой метод ведени€ военный действий очень жестоким. Ќо изобретатель за свой счет сконструировал и провел испытание дерев€нной подводной лодки ЂЌаутилусї. ¬ 1800 году –оберт ‘ултон продемонстрировал модель своей субмарины Ќаполеону Ѕонапарту. ќценив, наконец-то, его изобретение, правительство профинансировало постройку субмарины из меди. ѕри этом даже пообещало заплатить ‘ултону немалые деньги за каждое потопленное судно противника. Ќо английские корабли юрко уходили от ЂЌаутилусаї, так как он слишком медленно передвигалс€. ѕоэтому существование субмарины ЂЌаутилусї было недолгим. “огда ‘ултон попыталс€ продать подводную лодку јнглии, но и это было безуспешно.

ѕосле неудачи с субмариной ‘ултон прин€л решение вернутьс€ на родину, после чего начал искать деньги дл€ создани€ парохода. “ут ему фортуна, наконец-то, улыбнулась. ѕароход под названием ЂЌорз –ивер —тимбоут оф  лермонї с водоизмещением в 79 тыс€ч тонн, с паровым двигателем, сила которого была 20 лошадиных сил, вращавшей гребные колеса, был протестирован в августе 1807 году. Ѕольшинство людей, собравшихс€ на берегу реки √удзон, не верили в то, что этот создание парохода будет удачным. ѕервый рейс данного корабл€ состо€лс€ 4 сент€бр€ 1807 года. »зобретатель этого судна отправилс€ в рейс один Ц без груза и пассажиров, так как желающих отправитс€ в далекое плавание на пароходе, не было. ќднако когда судно возвращалось назад, нашелс€ один смельчак, который все-таки решилс€ подн€тьс€ на борт огнедышащего судна. Ќим оказалс€ фермер, который приобрел билет стоимостью шесть долларов. Ёто был первый пассажир в истории судоходства. ¬ 1807 году пароход ЂЌорз –ивер —тимбоут оф  лермонї начал совершать рейсы между Ќью-…орком и ќлбани, принос€ владельцу немалую прибыль. ¬ историю это судно вошло как " лермонт", хот€ Ђ лермонтомї €вл€лась усадьба компаньона –оберта, что в 177 км от Ќью-…орка.

— того времени пароход совершал рейсы регул€рно. ¬ 1809 году –оберт ‘ултон получил патент на сооружение Ђ лермонтаї и вошел в историю судоходства, как первый изобретатель парохода.

¬ –оссии первый корабль был сконструирован в 1815 году на заводе „арльза Ѕерда. ѕароход называлс€ "≈лизавета" и совершал маршруты между  ронштадтом и —анкт-ѕетербургом. ќтзыв об одном из рейсов было опубликовано в журнале Ђ—ын ќтечестваї. ¬ этой статье морской офицер из ѕсковской губернии ѕетр –икорд впервые применил в печати пон€тие Ђпароходї. ƒо этого корабли называли Ђстимботамиї или же Ђпироскафамиї.

 стати, в 1813 году –оберт ‘ултон обратилс€ к правительству российского государства с просьбой дать ему привилегию на сооружение изобретенного им судна и его эксплуатацию на водных просторах –оссийской империи. »мператор јлександр I дал ‘ултону монопольное право на эксплуатацию пароходов по маршруту —анкт-ѕетербург- ронштадт, а также на других реках –оссийской империи на прот€жении 15 лет. Ќо в –оссии ‘ултон не сконструировал ни одного парохода, вследствие чего не мог воспользоватьс€ контрактом, так как не выполнил главного услови€ контракта Ц на прот€жении трЄх лет он не построил и не спустил на воду ни одного судна. ¬ 1815 году –оберт ‘ултон умер, а в 1816 году привилеги€, котора€ была ему выдана - аннулировалась, и этот договор досталс€ Ѕерду.


spe
ћилана √ейко

ќтлична€ научно - историческа€ работа. ёл€ша, хорошо потрудилась! +++

spe
јнна ћоисеенко

ƒа... —огласна с ћиланой, это - не просто стать€, а цела€ научно-историческа€ работа!!! ќчень интересно!!! +++++++ ))

deb
Ќаталь€ –еутова

получилась "научно-историческа€" истори€, "кто-кого". —тать€ очень хороша! +++

tra
ћарина јлександрова

ќгромнейша€ работа проделана ¬ами. ќчень интересно было читать! ёл€, ¬ы молодец!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+