icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
»нтересные факты

 репостные художники учились живописи в »талии?

  • 586
  • 18

 репостные художники учились живописи в »талии?

 
 репостное право называли Ђрусским рабствомї. ќдни его ненавидели и стыдились, называ€ Ђ€звой на теле –оссииї. ƒругие с пеной у рта защищали, говор€ о том, сколько хорошего делали господа дл€ своих крепостных. ќни же приводили имена талантливых художников и композиторов, крепостных актеров и режиссеров, зодчих и инженеров. ѕоказывали здани€, построенные по их проектам, напевали мелодии и восторгались полотнами. » последний довод Ц художников даже отправл€ли на учебу в »талию! Ќаверное, в этом месте полагаетс€ расчувствоватьс€ и пустить слезу умилени€.

¬се аргументы Ц чиста€ правда. »тали€ была.  репостные художники, пусть в небольшом количестве, но действительно там учились. ѕочему именно »тали€? ЂЁта страна Ц лучша€ школа живописиї, - так считали русские профессора и отправл€ли самых талантливых учеников на стажировку в эту страну. » нет в этом ничего удивительного: у италь€нцев было чему поучитьс€ не только русским, но и художникам всего мира. Ќо не каждому талантливому парнишке из крепостных давалась така€ возможность. ¬спомним “араса Ўевченко. ¬ его биографии есть такой факт: барону Ёнгельгардту доложили, что у него есть крепостной, который Ђзнатно малюетї, и барин отправил “араса красить заборы.

“ака€ или почти така€ судьба была у многих крепостных. ѕрава на творчество у них не было. » учеба в »талии Ц это, скорее исключение, чем правило. ¬ этом списке исключений на первом месте, безусловно, стоит им€ ќреста  ипренского. Ќезаконнорожденный ребенок, сын крепостной девушки, он получил и вольную, и прекрасное образование в јкадемии художеств, и стажировку в »талии. ј вслед за этим - и всемирную славу одного из лучших портретистов мира.

—лава скульптора Ѕориса ќрловского, крепостного тульского помещика Ўатилова, не была такой громкой, как у  ипренского. ≈го хоз€ина заставил дать вольную Ђталанту из народаї скульптор “рискорни, в мастерской которого Ѕорис постигал азы искусства, после учебы в јкадемии художеств. ≈го поддержали высокопоставленные заказчики, восхищенные бюстом императора јлександра I Ц работа ученика ничуть не уступала творени€м учителей. ”же потом его отправили на учебу в »талию. “ам, в мастерской “орвальдсена, ќрловский работал и совершенствовалс€ 7 лет. ѕосле возвращени€ он много работал.   числу несомненных удач мастера относ€т пам€тники  утузову и Ѕарклаю де “олли перед  азанским собором, а также мраморного ангела на јлександровской колонне.

Ќиколай ”ткин Ц еще одно им€ из списка Ђвезунчиковї. ≈го матерью была юна€ ѕелаге€, принадлежавша€ господам ћуравьевым, а отцом Ц ћихаил ћуравьев, отец будущих известных декабристов. ќн, конечно, позаботилс€ о своем сыне: сначала велел записать в его метриках вместо себ€ некого ”ткина, тоже своего крепостного. ј когда мальчик вырос, дал ему вольную и отправил учитьс€ в јкадемию, а потом и в »талию. ѕолучилс€ из парнишки отличный гравер, по работам которого учатс€ и сегодн€шние мастера.

√раф Ќ. ѕ. –ум€нцев владел ¬асилием —азоновым Ц известным живописцем. √ордилс€ его работами, отправил на учебу в »талию, а потом и вовсе дал ему вольную. √оворили, что даже приписал в ней, что дарует вольную в знак глубокого уважени€ к таланту, как дару Ѕожьему.

 н€гин€ √олицына, восхитившись талантом юного ѕетра —околова, отпустила его учитьс€ в јкадемию ’удожеств. “ам ее убедили, что мальчонка Ђдаровит от природы и нуждаетс€ в дальнейшей шлифовке талантаї.  н€гин€ отпустила ѕетра, и –осси€ обрела великолепного исторического живописца.

—лучалось, что крепостные, обрет€ вольную и увидев своими глазами жизнь без рабства, не желали возвращатьс€ на –одину. “ак, например, поступил јнтон »ванов-√олубой, которого брать€ „ернецовы (тоже, кстати, неплохие художники) выкупили из неволи на свои деньги. Ѕрать€ в –оссию через два года вернулись, а »ванов всю оставшуюс€ жизнь прожил в –име.

“ак кто же он такой крепостной художник, которому повезло учитьс€ у лучших италь€нских мастеров? »ме€ мировую славу, он представл€л цвет русского изобразительного искусства. »ме€ за плечами детство, проведенное в неволе, он так никогда и не смог забыть о рабстве. √ений в оковах творить не может? ћожет! ¬от только душа его грустно смотрит с картин и плачет в его творени€х.


pro
—емен ÷ыгановский

ѕрактически ничего не знал по этому вопросу.  роме  ипренского все прочие фамилии неизвестны

top
Halida Rojkova

ј творчество крепостных художников и тех, кто был беден, а потому не мог иметь хорошей поддержки на старте, вообще мало известно. ћузеи любили раскрученные имена, все больше заграничные, а тут какой-то русский ¬ас€ из крепостных. „то он может? (

spe
ёли€ ƒворникова

—лышать-то об этом слышала, но как-то так, издалека-далЄка. “еперь реально знаю. —пасибо, ’алида!++++++++++++

top
Halida Rojkova

ёл€, здесь про каждого художника роман написать можно!  аждый - личность, талантище, а сколько страданий перенесли?!

spe
ёли€ ƒворникова

Ќа ум идЄт: "Ћишь познавшего страдань€, осен€ет вдохновенье!"  ака€-то дол€ истины в этом есть...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+