icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Тамара Меркулова
Интересные факты

Кого было принято называть «недорослем»?

  • 1801
  • 6

Кого было принято называть «недорослем»?

Я
Язык – отражение жизни. И если исчезает из жизни какое-то явление, исчезает и слово, его обозначавшее. К примеру, кто знает сейчас, что означает роскошное слово «тезоименитство»?

Та же самая беда могла произойти со словом «недоросль». В 18-м веке недорослями называли молодых дворян, не закончивших образования. Такие молодые люди не могли поступить на государственную службу и, что не менее существенно, не могли получить свидетельство о совершеннолетии, которое называлось венечной памятью. Без такого свидетельства нельзя было жениться – попы не венчали. Так что – хочешь, не хочешь – а учиться приходилось.

Молодых людей учили в родных домах наемные учителя. Это то воспитание, про которое сказал А.С.Пушкин:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь

В 19-м веке на смену такому патриархальному обучению пришла система государственного образования. Стали открываться гимназии. Те, кого раньше называли «недорослями», стали именоваться гимназистами. Гимназистов обучали по единым программам. По окончании гимназий молодые люди получали документ об образовании единого образца – аттестат зрелости. Как видим, понятие об общественной зрелости (в том числе, и половой) накрепко увязали с получением образования.

С распространением гимназий домашнее образование практически полностью исчезло. Исчезли и молодые люди, учившиеся непонятно чему непонятно у кого и непонятно сколько лет. Соответственно и слово «недоросль» должно было кануть в небытие.

Должно было, но не кануло. Благодаря пьесе Д.И.Фонвизина слово «недоросль» стало нарицательным.

Главный герой фонвизинской комедии, тупой и грубый юноша Митрофан Простаков, не желает выучить даже тот минимум, который преподают ему не слишком грамотные домашние учителя. Главный учитель для него – его матушка, госпожа Простакова (в девичестве Скотинина). Но она учит своего сына только наглости и грубости. От сего происходят все проблемы, которые, однако, по ходу пьесы разрешаются. Как и положено в классицистической пьесе, добро торжествует, Митрофан и госпожа Простакова наказаны, и возглашается им справедливый приговор: «Вот злонравия достойные плоды!»

Благодаря пьесе «Недоросль» еще во времена Д.И.Фонвизина это слово, а вместе с ним и имя «Митрофанушка» стали обозначать плохо образованного и дурно себя ведущего молодого человека. То есть, стало именем нарицательным. Благодаря своему второму смыслу

слово «недоросль» дожило до наших дней. Нет-нет, да и припечатаем мы какого-нибудь весьма взрослого обалдуя прозвищем недоросля. Нет-нет, да и назовем Митрофанушкой.

«Недоросля» ставят на сцене и сегодня. И, как ни странно, самыми живыми персонажами в спектаклях являются персонажи отрицательные. Почему? Да потому что актерам, их играющим, есть что играть. Тем же, кому досталось исполнять роли абсолютно положительных Стародума, Правдина, Милона и Софьи никаких других возможностей, кроме как быть рупором прогрессивных (по мнению Фонвизина) идей, автор не оставил. Вот и получается, что зритель запоминает недоросля Митрофанушку и даже малость ему сочувствует. Ну как не пожалеть великовозрастного обормота, у которого меж ног уже чешется, а жениться не позволяют? «Не хочу учиться, а хочу жениться» – это явный и чистосердечный крик души.

Социалистический реализм своим настойчивым стремлением всех научить правильной жизни очень напоминал классицизм. Но прямое и занудное менторство отвращало зрителя от тогдашних современных пьес, а актерам не давало разыграться. Играть было нечего и некого! Молодые актеры позволяли себе «разгуляться» разве что представляя отрицательных персонажей. В кинофильме по довольно унылой пьесе А.Софронова «Стряпуха» обращали на себя внимание красавица Светлана Светличная и В.Высоцкий, играющий не вполне положительного героя.

Как и во всех пьесах, написанных в стиле классицизма, в «Недоросле» все способствовало продвижению к зрителю главной идеи. На это работали и «говорящие» фамилии, и «говорящие» имена. Митрофан – тоже «говорящее» имя. В переводе с греческого оно означает «матерью явленный». Какого матушка воспитала, такого и получила. «Вот злонравия достойные плоды!»

Широко распространена литературная легенда о том, что пьеса Д.И.Фонвизина хоть немного, но свою воспитательную задачу выполнила. Согласно этой легенде прообразом Митрофанушки в «Недоросле» был 18-летний Алексей Оленин, ведший жизнь легкомысленную и совсем не собиравшийся служить государю хоть в статской службе, хоть в военной. Узнав себя в пьесе Фонвизина, молодой человек застыдился и немедленно свою жизнь изменить возжелал. Он принялся за учебу и достиг в этом больших результатов. Алексей Николаевич Оленин (1763 —1843) стал одним из самых образованных людей своего времени. В конце жизни он стал президентом Академии художеств и директором публичной библиотеки в Санкт-Петербурге. Литературоведы говорят, что это только легенда. Художественный вымысел.

Но если уж говорить о художественном вымысле, то мы знаем произведение, являющее весьма живой пример того, что Митрофан Простаков вполне еще мог бы исправиться, если приставить его к хорошему делу. Это произведение – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Главный герой этой повести, Петруша Гринев в первой главе похлеще, чем Митрофан груши околачивает. Но затем попадает в армию и попадает на войну, причем на войну самую поганую, подавление крестьянского и казачьего бунта. И здесь становится героем и находит любимую девушку, которая сама в нужную минуту проявила решительность и спасла любимого если не от виселицы, то уж от каторги точно.

pro
Семен Цыгановский

О, как интересно! А я как "прошел" "Недоросля" давным-давно в школе, так больше этим скучным произведением не интересовался. Оно же, оказалось, совсем не скучное.

spe
Юлия Дворникова

Интересно, а в те времена недоросль мог купить себе диплом об образовании?

mas
Марк Блау

Юлия, тогда и покупать не слишком нужно было. Все, кто давали свидетельство об образовании были люди подневольные (как в том же "Недоросле"). Но по-французски говорить нужно было, и арифметику за тебя бы никто не посчитал.

mas
Евгений Багдерин

Пьеса Фонвизина скучновата и слишком назидательна, герои предсказуемые. Но слово "недоросль" - находка. Статья интересная!

spe
Лариса Попруга

Мне в свое время эта пьеса не показалась скучной. Диалоги Митрофанушки с учителями - это что-то, одна дверь прилагательная чего стоит. Интересно, а сейчас это произведение изучают в школах?

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+