icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
»нтересные факты

 ого было прин€то называть Ђнедорослемї?

  • 2833
  • 6

 ого было прин€то называть Ђнедорослемї?

я
язык Ц отражение жизни. » если исчезает из жизни какое-то €вление, исчезает и слово, его обозначавшее.   примеру, кто знает сейчас, что означает роскошное слово Ђтезоименитствої?

“а же сама€ беда могла произойти со словом Ђнедоросльї. ¬ 18-м веке недоросл€ми называли молодых двор€н, не закончивших образовани€. “акие молодые люди не могли поступить на государственную службу и, что не менее существенно, не могли получить свидетельство о совершеннолетии, которое называлось венечной пам€тью. Ѕез такого свидетельства нельз€ было женитьс€ Ц попы не венчали. “ак что Ц хочешь, не хочешь Ц а учитьс€ приходилось.

ћолодых людей учили в родных домах наемные учител€. Ёто то воспитание, про которое сказал ј.—.ѕушкин:

ћы все учились понемногу

„ему-нибудь и как-нибудь

¬ 19-м веке на смену такому патриархальному обучению пришла система государственного образовани€. —тали открыватьс€ гимназии. “е, кого раньше называли Ђнедоросл€миї, стали именоватьс€ гимназистами. √имназистов обучали по единым программам. ѕо окончании гимназий молодые люди получали документ об образовании единого образца Ц аттестат зрелости.  ак видим, пон€тие об общественной зрелости (в том числе, и половой) накрепко ув€зали с получением образовани€.

— распространением гимназий домашнее образование практически полностью исчезло. »счезли и молодые люди, учившиес€ непон€тно чему непон€тно у кого и непон€тно сколько лет. —оответственно и слово Ђнедоросльї должно было кануть в небытие.

ƒолжно было, но не кануло. Ѕлагодар€ пьесе ƒ.».‘онвизина слово Ђнедоросльї стало нарицательным.

√лавный герой фонвизинской комедии, тупой и грубый юноша ћитрофан ѕростаков, не желает выучить даже тот минимум, который преподают ему не слишком грамотные домашние учител€. √лавный учитель дл€ него Ц его матушка, госпожа ѕростакова (в девичестве —котинина). Ќо она учит своего сына только наглости и грубости. ќт сего происход€т все проблемы, которые, однако, по ходу пьесы разрешаютс€.  ак и положено в классицистической пьесе, добро торжествует, ћитрофан и госпожа ѕростакова наказаны, и возглашаетс€ им справедливый приговор: Ђ¬от злонрави€ достойные плоды!ї

Ѕлагодар€ пьесе ЂЌедоросльї еще во времена ƒ.».‘онвизина это слово, а вместе с ним и им€ Ђћитрофанушкаї стали обозначать плохо образованного и дурно себ€ ведущего молодого человека. “о есть, стало именем нарицательным. Ѕлагодар€ своему второму смыслу

слово Ђнедоросльї дожило до наших дней. Ќет-нет, да и припечатаем мы какого-нибудь весьма взрослого обалду€ прозвищем недоросл€. Ќет-нет, да и назовем ћитрофанушкой.

ЂЌедоросл€ї став€т на сцене и сегодн€. », как ни странно, самыми живыми персонажами в спектакл€х €вл€ютс€ персонажи отрицательные. ѕочему? ƒа потому что актерам, их играющим, есть что играть. “ем же, кому досталось исполн€ть роли абсолютно положительных —тародума, ѕравдина, ћилона и —офьи никаких других возможностей, кроме как быть рупором прогрессивных (по мнению ‘онвизина) идей, автор не оставил. ¬от и получаетс€, что зритель запоминает недоросл€ ћитрофанушку и даже малость ему сочувствует. Ќу как не пожалеть великовозрастного обормота, у которого меж ног уже чешетс€, а женитьс€ не позвол€ют? ЂЌе хочу учитьс€, а хочу женитьс€ї Ц это €вный и чистосердечный крик души.

—оциалистический реализм своим настойчивым стремлением всех научить правильной жизни очень напоминал классицизм. Ќо пр€мое и занудное менторство отвращало зрител€ от тогдашних современных пьес, а актерам не давало разыгратьс€. »грать было нечего и некого! ћолодые актеры позвол€ли себе Ђразгул€тьс€ї разве что представл€€ отрицательных персонажей. ¬ кинофильме по довольно унылой пьесе ј.—офронова Ђ—тр€пухаї обращали на себ€ внимание красавица —ветлана —ветлична€ и ¬.¬ысоцкий, играющий не вполне положительного геро€.

 ак и во всех пьесах, написанных в стиле классицизма, в ЂЌедорослеї все способствовало продвижению к зрителю главной идеи. Ќа это работали и Ђговор€щиеї фамилии, и Ђговор€щиеї имена. ћитрофан Ц тоже Ђговор€щееї им€. ¬ переводе с греческого оно означает Ђматерью €вленныйї.  акого матушка воспитала, такого и получила. Ђ¬от злонрави€ достойные плоды!ї

Ўироко распространена литературна€ легенда о том, что пьеса ƒ.».‘онвизина хоть немного, но свою воспитательную задачу выполнила. —огласно этой легенде прообразом ћитрофанушки в ЂЌедорослеї был 18-летний јлексей ќленин, ведший жизнь легкомысленную и совсем не собиравшийс€ служить государю хоть в статской службе, хоть в военной. ”знав себ€ в пьесе ‘онвизина, молодой человек застыдилс€ и немедленно свою жизнь изменить возжелал. ќн прин€лс€ за учебу и достиг в этом больших результатов. јлексей Ќиколаевич ќленин (1763 Ч1843) стал одним из самых образованных людей своего времени. ¬ конце жизни он стал президентом јкадемии художеств и директором публичной библиотеки в —анкт-ѕетербурге. Ћитературоведы говор€т, что это только легенда. ’удожественный вымысел.

Ќо если уж говорить о художественном вымысле, то мы знаем произведение, €вл€ющее весьма живой пример того, что ћитрофан ѕростаков вполне еще мог бы исправитьс€, если приставить его к хорошему делу. Ёто произведение Ц Ђ апитанска€ дочкаї ј.—.ѕушкина. √лавный герой этой повести, ѕетруша √ринев в первой главе похлеще, чем ћитрофан груши околачивает. Ќо затем попадает в армию и попадает на войну, причем на войну самую поганую, подавление кресть€нского и казачьего бунта. » здесь становитс€ героем и находит любимую девушку, котора€ сама в нужную минуту про€вила решительность и спасла любимого если не от виселицы, то уж от каторги точно.


pro
—емен ÷ыгановский

ќ, как интересно! ј € как "прошел" "Ќедоросл€" давным-давно в школе, так больше этим скучным произведением не интересовалс€. ќно же, оказалось, совсем не скучное.

spe
ёли€ ƒворникова

»нтересно, а в те времена недоросль мог купить себе диплом об образовании?

mas
ћарк Ѕлау

ёли€, тогда и покупать не слишком нужно было. ¬се, кто давали свидетельство об образовании были люди подневольные (как в том же "Ќедоросле"). Ќо по-французски говорить нужно было, и арифметику за теб€ бы никто не посчитал.

mas
≈вгений Ѕагдерин

ѕьеса ‘онвизина скучновата и слишком назидательна, герои предсказуемые. Ќо слово "недоросль" - находка. —тать€ интересна€!

spe
Ћариса ѕопруга

ћне в свое врем€ эта пьеса не показалась скучной. ƒиалоги ћитрофанушки с учител€ми - это что-то, одна дверь прилагательна€ чего стоит. »нтересно, а сейчас это произведение изучают в школах?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+