Надо сказать, что 28 декабря происходила не самая первая демонстрация кинофильма. Свое изобретение, аппарат под названием «синематограф», братья Люмьеры, Луи Жан и Огюст Луи запатентовали 22 марта 1895 года, ровно 120 лет назад. С этого времени более полугода изобретатели устраивали бесплатные показы для предпринимателей, фотографов и ученых, желая найти инвесторов и будущих покупателей.
Но уже в феврале того же, 1895 кинопоказы в Америке начал проводить изобретатель Лерой. В мае того же года киносеансы прошли в крупных городах США. В ноябре 1895 года первый киносеанс в Берлине дал другой изобретатель, Макс Складановский.
И самый первый кинофильм сняли тоже не братья Люмьеры. За семь лет до них, 14 октября 1888 года это сделал Луи Лепранс (Louis Le Prince) (1842 — 1890). Первый в мире кинофильм продолжался всего 2 секунды. Он был снят на специальную кинопленку из бумаги, которую придумал американец Джордж Истмэн. Местом съемки был городской сад в английском городе Лидсе. Поэтому и называлась эта картина бесхитростно, «Сцены в саду Раундхэй». И это был не единственный фильм производства Лепранса, чуть позже он снял еще несколько таких «короткометражных фильмов».
Даже название Cinématographe было придумано не Люмьерами. Это слово впервые применил в 1892 году для названия своего аппарата другой изобретатель. Но, разочаровавшись в своем детище, он перестал оплачивать годовой взнос за содержание патента. Поэтому в 1894 году, когда братья подавали свою заявку на патент, название было уже свободно для использования другими заявителями. Благодаря чему кинематограф получил именно такое имя.
Но, несмотря на множество предшественников, именно братья Люмьеры считаются изобретателями кино. Их киноаппарат-кинематограф был многофункциональным. С его помощью можно было снимать кинофильмы, демонстрировать их, а также производить копирование кинопленок. Этим он отличался от множества предыдущих аппаратов для записи на пленку движения, уже запатентованных другими изобретателями.
Серийное производство аппарата было налажено уже в начале 1896 года. За год завод братьев Люмьер выпустил две сотни киноаппаратов, но их не продавали, а снабжали ими своих агентов-киномехаников в различных странах мира. Братья Люмьеры продавали не киноаппараты и не фильмы, а сеансы. Местные импресарио снимали зал для демонстрации кинофильмов, киномеханик от фирмы Люмьеров показывал фильмы зрителям и получал половину от выручки за сеанс. Так что обаятельный герой А.Миронова из уже упомянутого фильма А.Суриковой был не энтузиаст-одиночка, а представитель французской компании, работающий за долю прибыли.
Всем известен анекдот о том, как сбежали из кинозала зрители, увидев на экране киноролик «Прибытие поезда на станцию Ла-Сьота». Этот кинофильм производства братьев Люмьеров не показывали на первом сеансе 25 декабря. И зрители из зала не убегали. Однако, этот коротенький фильм совершил поворот, в результате которого начало возникать новое искусство – кино. Зрители перестали рассматривать кинофильм, как гибрид театральной постановки с фотографией. Они увидели перед собой новое искусство. Вероятно, в этом состоит главная заслуга братьев Люмьеров перед мировой культурой.