icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
—омневаешьс€? ”знай

 ем были три богатыр€?

  • 1663
  • 9

 ем были три богатыр€?

ѕ
ѕоскольку речь у нас пойдЄт о былинах, то расскажу € дл€ разгону забавную историю из времЄн, которые сейчас вполне можно назвать былинными. –азгар перестройки, последние годы —оветского —оюза. “ак сказать, крушение империи. ¬се эти событи€ мне довелось наблюдать из места весьма подход€щего дл€ наблюдени€. ∆ил € тогда в ћоскве в общежитии аспирантов јкадемии наук ———–.

Ќе знаю, как сейчас, но тогда в очную аспирантуру можно было поступать до 35 лет. ћне было 33, возраст почти предельный, и поэтому €, посмеива€сь, называл себ€ Ђдедушкой русской аспирантурыї. », действительно, € был гораздо старше всех реб€т, проживавших в здании сталинской еще постройки на улице ¬авилова.

ј приехали в ћоскву эти мальчики и девочки со всего —оюза.  ак пелось в одной славной песне (тоже сталинского замеса), с южных гор до северных морей. “аджикистан, ћолдави€, Ћитва,  алмыки€, Ѕур€ти€ Ц тогда это была одна страна. ƒаже Ц ей-богу не вру! Ц ”краина совсем не числилась заграницей.

Ќо дружба народов, воспета€ в славных советских песн€х, уже начинала трещать по швам.  огда молодые представители союзных (все еще!) республик собирались выпить за общим столом, то и дело сами собой вспыхивали разговоры о том, как хорошо бы было, кабы эти республики жили порознь. ѕочему-то все забывали многократно доказанную истину: за свободу надо платить. ќ плате мало кто из юных интеллектуалов задумывалс€.

ѕохожие мысли высказывали и представители –оссии. »х логика была не менее проста и пр€молинейна.   чему кормить окраины? ѕользы от них никакой. ≈сли эти деньги да в –оссии оставить Ц ух, и славно же мы заживем!

Ётот вечный разговор возобновилс€ во врем€ очередной пь€нки. ≈сли не ошибаюсь, состо€лась эта пь€нка накануне 7 но€бр€, который тогда считалс€ главным праздником страны. „то там ни говори, но межнациональные разборки в день годовщины пролетарской революции выгл€дели сюрреалистично.

√радус спора нарастал, а если учесть градусность выпитого, словесные препирани€ вполне могли перейти в мордобитие. ѕоэтому, улучшив момент, € спросил паренька, аспиранта из института истории ———–:

Ц “ы картину ¬аснецова Ђ“ри богатыр€ї помнишь?

Ц  онечно, помню.

Ц Ќу, тогда скажи, кто из богатырей, изображенных на картине, русский?

Ц ¬се! Ц ќтветил паренек, ни на секунду не задумавшись. „ем и показал степень своего профессионализма и знание предмета. ѕотому что ни о какой русской нации во времена кн€з€ ¬ладимира  расно —олнышко говорить не приходилось. “огда вообще такого пон€ти€, как Ђнаци€ї во всем мире не разыскать было.

“о, что товарищ был не слишком сведущ в предмете, вдохновило мен€ на мелкую провокацию.

Ц Ќету там русских! Ц —казал € с серьезным видом.

Ц Ёто как же так, нету? Ц ¬се внимание было теперь обращено на мен€.

Ц ј вот так и нету. Ќачнем по старшинству.  то на картине в центре, на черном коне?

Ц »ль€ ћуромец! Ц ¬спомнил кто-то.

Ц ’азарский воин на службе у киевского кн€з€. “о есть иудей. ¬ некоторых былинах его и называют ∆идовином. » звали-то его, скорее всего Ёли€гу.

Ц ј ћуромец он тогда почему же? –азве в ћуроме евреи жили?

Ц ¬ ћуроме в то врем€ жило финно-угорское плем€ мурома. » далековато были эти места от  иева. “рое суток скачи Ц не доскачешь. “ак что вр€д ли »ль€ ћуромец был из этого ћурома.

»звестие о том, что »ль€ ћуромец Ц еврей, привлекло всеобщее внимание и теперь все за столом с интересом слушали мое вранье.

Ц “ак, теперь ƒобрын€ Ќикитич. ќн на картине изображен по правую руку от »льи, сидит на белом коне.  стати, художник неспроста выбрал масть у коней. Ёто намек на, так сказать, масть всадника.  акие там волосы убраны у богатыр€ под шлем не разгл€дишь. ј »ль€ ћуромец, как самый старший, уже изр€дно поседел. ј вот кони богатырей словно подсказывают: »ль€ Ц брюнет, ƒобрын€ Ц блондин, и борода у него на картине, как положено, рыжевата€. ј в одной из былин, где он билс€ со своей будущей женой, Ќастасьей ћикуличной, пр€мо говоритс€, как схватила она в поединке ƒобрыню за жЄлты кудри. Ќу а јлеша ѕопович, соответственно Ц рыжий-бесстыжий.

Ц ѕочему бесстыжий?

Ц —ейчас и до него дойдем. “ак вот, ƒобрын€ Ц им€, известное из летописей. Ќовгородский воевода, д€д€ кн€з€ ¬ладимира.  рестил Ќовгород, как говорит известна€ русска€ поговорка, мечом. ј какой нации были на –уси кн€зь€? »звестно какой, вар€ги [1]. Ќорманны. Ќемцы, то есть. ƒаже не немцы, пожалуй, а шведы. Ќо уж точно, что не из местного населени€.

Ц Ќу, а теперь, как и было обещано, самый молодой јлеша ѕопович. Ќу, тут фамили€, а точнее, отчество само за себ€ говорит. ѕопович, то есть сын попа. ≈сли учесть, что действие былин происходит во времена кн€з€ ¬ладимира, то есть при крещении –уси, местных св€щеннослужителей воспитать еще не успели. «начит, попами были приглашенные из ¬изантии греки. “ак, значит, кто у нас јлеша ѕопович?

Ц √рек.

Ц ѕравильно. Ёто и его манера поведени€ подтверждает. ќн всегда берет не столько силой, сколько хитростью. √реки по всей тогдашней ≈вропе именно этим качеством и славились [2]. Ќу, и еще своеобразной моралью. »менно јлеша ѕопович попыталс€ ƒобрыне Ќикитичу рога наставить и женитьс€ на его супруге, Ќастасье ћикуличне.

“ак что на картине ¬аснецова у нас изображены три богатыр€, да только вр€д ли русских.

ћой рассказ произвел впечатление. √лавное, что он перевел разговор в более мирную колею.  огда заиграла музыка и начались танцы, мой при€тель, тоже гуманитарий, но не историк, а археолог, сказал мне тихо:

Ц Ќу ты и 3.14здобол! [3]

Ц ј то! Ц —казал ему € с улыбкой: знай, мол, наших. » добавил:

Ц Ќадеюсь, что мне никто всерьез не поверил.

Ќу, а теперь, попробуем разобратьс€ в этом вопросе более серьезно.

Ѕылины Ц это русский богатырский фольклор. ѕочему русский? ¬едь € только что сказал, что в те времена русской нации не существовало. ƒа, во времена ƒревней –уси, то есть в 9 Ч 13 веках не было ни русской нации, ни русского €зыка. Ќо былины были сложены гораздо позже, а записаны вообще в 18-м Ц 19-м веках. » распевали былины уже на русском €зыке. ћожет быть, дл€ нашего уха €зыке и архаичном, но все же вполне пон€тном и перевода не требующем.

»х, действительно, распевали своеобразным речитативом. » хот€ иногда былины называли еще и Ђстáринамиї, то есть рассказами о делах давно минувших дней, сами эти песни на документальность не претендовали. Ёто были €вные мифы, то есть, произведени€ художественные.

»менно как художественные произведени€ былины и следует рассматривать, несмотр€ на то, что действуют в них иной раз исторические персонажи. ј потому, руководству€сь заветом великого ј.—.ѕушкина, будем судить былины по законам, ими самими над собою признанными. “о есть попытаемс€ извлечь информацию о трех богатыр€х из самого текста былин.

“ех, кто обеспокоилс€ неча€нным еврейством »льи ћуромца, следует сразу успокоить. »ль€ ћуромец Ц не хазарский воин на службе у киевского кн€з€. ’от€ по обыча€м того времени в том, что хазарский воин (этнический тюрок, по вере иудей) мог нан€тьс€ в дружину к киевскому кн€зю нет ничего удивительного. Ёто был только вопрос денег. ћы же не удивл€емс€, что за команду российского футбольного клуба играет темнокожий спортсмен, родной €зык которого, к примеру, португальский, а сам он перед матчем ходит молитьс€ в католический собор.  н€з€ ¬ладимира это тоже не слишком волновало. “ак что сиживали за его столом и хазары тоже.  стати, суд€ по пушкинской поэме Ђ–услан и Ћюдмилаї, один из женихов-соискателей, –атмир, Ц именно хазарский воин. Ќесмотр€ на свое слав€нское им€. » да, само слово Ђбогатырьї восходит к хазарскому Ђбогатурї.

Ќо все же биографи€ главного геро€ былин, пожалуй, сама€ запутанна€. «десь имеют место реминисценции с библейскими текстами. ¬едь »ль€ ћуромец начал свою жизнь и свои подвиги фактически с того возраста, когда закончил свою земную жизнь ’ристос. » в некоторых текстах былин калики перехожие оказываютс€ ’ристос и два апостола, исцел€ющие страдальца. ѕодобное сходство не должно удивл€ть. ¬ былинах это случаетс€. Ќапример, эпизод с купцом —адко на корабле очень напоминает то, что произошло на корабле же с пророком »оной.

“о, что »ль€ ћуромец родом не из ћурома, спр€тавшегос€ среди северо-восточных лесов и болот Ц почти доказанное утверждение. » уж тем более, он не из села  арачарова, которое давно вошло в черту ћосквы. “ем более, что в топониме  арачарово отчетливо слышна тюркска€ составл€юща€. ѕо исследовани€м некоторых филологов родина былинного богатыр€ Ц город  арачев в „ерниговском кн€жестве. –€дом Ц город ћоровийск, по которому богатырь должен был называть себ€ ћоровлин. ѕохоже на Ђћуромецї? —пециалисты склонны думать: да, похоже.

≈ще одним прототипом »льи ћуромца считают монаха »лью ѕечерского, захороненного в  иево-ѕечерской лавре. ¬ монашестве он носил им€ »льи ћуромца. ќбследование его мощей показало, что этот »ль€ был очень сильным человеком ростом в 177 сантиметров. ƒл€ 12-го века, когда он жил это был очень высокий рост. „то характерно, у этого »льи ћуромца обнаружено заболевание позвоночника и следы многочисленных ран. ”мер этот человек приблизительно в возрасте 50 лет. » родом он был откуда-то из-под „ернигова.

 стати, этот св€той »ль€ ћуромец Ц покровитель российских войск. —воим именем он опекает ракетные войска стратегического назначени€, а также пограничные войска.  ого-то, может быть, это наполн€ет гордостью. ћне же смешно. ѕочему-то вспоминаетс€ буддийский “аиланд, в котором, к тому же почитают множество индийских богов. “ак вот, министерство просвещени€ там опекает мудрый бог √анеша, сын самого шестирукого Ўивы, которому папаша по необходимости присоединил к человеческому телу голову слона. ќт чего √анеша стал не только сильным, но еще и симпатичным. ј вот символом военно-воздушных сил страны €вл€етс€ √аруда, боева€ птица-змееборец бога ¬ишну.

Ѕылина о битве »льи ћуромца с хазарином ∆идовином в своде былин имеетс€. »меетс€ и вариант, в котором ∆идовин оказываетс€ сыном »льи. Ќо в былинах при сходных обсто€тельствах упоминаетс€ еще один сын »льи ћуромца, ему неведомый (что дл€ мужчин Ц довольно обычное дело). “ого сына зовут —окольник.

¬ общем, как и было сказано, самый загадочный из знаменитых былинных персонажей Ц »ль€ ћуромец .

ƒобрын€ Ќикитич чуть менее попул€рен по сравнению с »льей. », надо сказать, его биографи€ прорисовываетс€ из былин гораздо более €сно. ќн Ц богатырь-наемник при кн€зе ¬ладимире и его родственник. ƒобрын€ не столь силен, как »ль€ ћуромец, но силы и храбрости ему тоже не занимать.   тому же он достаточно умен и образован, чтобы выполн€ть различные дипломатические поручени€ кн€з€. «аметим, именно умен, а не хитер, как јлеша ѕопович. ≈го жена Ц Ќастась€, дочь ћикулы —ел€ниновича, который в иных случа€х силой превосходил »лью ћуромца. “ак что и в семейной жизни у ƒобрыни полный пор€док.

ѕрообразом ƒобрыни Ќикитича, действительно, €вл€етс€ тот самый ƒобрын€, д€д€ ¬ладимира, который недобрым словом поминаетс€ в летописи за ока€нное крещение Ќовгорода огнем и мечом.

“ретий богатырь, јлеша ѕопович, в самом деле, поповский сын. ≈го отец Ч ростовский поп Ћевонтий (в некоторых былинах, ‘едор). “ак что все, сказанное мною про него, пожалуй, не поклеп. ƒействительно, грек, действительно, хитер, действительно, не всегда разборчив в средствах. ƒа, рыцарь, но рыцарь и со страхом, и с упреком. Ќо это Ц закон жанра. Ќе могут все герои эпоса быть сильными или умными.  ому-то следует быть слабаком и хитрецом, чем вызывать у слушателей и негодование, и симпатии. » да, им€ у третьего из богатырей вполне подход€щее. Ђјлексейї Ц по-гречески Ђзащитникї [4]

ѕримечани€ к тексту.

1. Ќе знаете, кто такие вар€ги? „итайте статью Ђ ого называют вар€гами?ї от 22.01.2015!

2. ƒа и в современной ≈вропе они тем же прославились. ќбманули все честное европейское сообщество!

3.  то не знает, чему равно замечательное число Ђпиї, прочтите статью от 02.10.2014.

4. », как положено в конце, мораль. –еб€та, провер€йте все услышанное сами. —ейчас это не сложно Ц ¬икипеди€ и весь »нтернет всегда к ¬ашим услугам. » не верьте никому на слово, даже авторитетам. ќсобенно, авторитетам с гуманитарным образованием.

» даже своим собственным выводам не слишком довер€йте. »стори€ Ц наука лукава€, особенно в –оссии, особенно в советский период ее существовани€. Ѕлагодар€ этому лукавству до сих пор многие не могут разобратьс€ с прошлым своей страны. ј такими людьми любой краснобай может крутить, как захочет.


pro
Ќадежда  ћаслова

ќчень интересно и много неожиданного. ” нашей дальней родственницы муж был св€щенником, а по национальности - грек. Ќаверное это так и т€нетс€ из глубины веков. +++

spe
¬ладислав „ерных

Ќе, »ль€ ћуромец точно не еврей! ≈го же киевский каган гоем называет: "ќй ты гой еси, добрый молодец..." ))))

mas
≈вгений Ѕагдерин

»нтересна€ стать€- воспоминание. ј на –уси 12 века такой интернационал проживал!

spe
≈лена  «атуранова

Ќ-да, вот это "повесть"!!! —ейчас бы нам этих богатырей, может и порещали бы враз все проблемки...

spe
ёли€ ƒворникова

„естно говор€, € в замешательстве. ѕр€мо "вынос мозга по счЄту раз", а тут по счЄту три. «амечательно, когда есть о чЄм думать!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+