icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
—омневаешьс€? ”знай

ј применимо ли сегодн€ педагогическое наследие јнтона ћакаренко?

  • 5257
  • 4

ј применимо ли сегодн€ педагогическое наследие јнтона ћакаренко?

ќ
ќ том, как педагогический опыт јнтона ћакаренко пригодилс€ в японии, прекрасно написала ’алида –ожкова в статье, опубликованной 06.07.2016. “о есть, по крайней мере, в одной стране мира педагогические наработки ћакаренко пригодились спуст€ почти 80 лет после того, как они Ђнарабатывалисьї. ѕедагогический опыт советского (все же советского!) педагога изучают, а главное, примен€ют в √ермании. ј в чем собственно состоит педагогическое наследие ћакаренко?

Ќачнем с еще более базисного вопроса: что такое педагогика? ќпределений много. —амое простое Ц наука об обучении человека. ÷ель Ц выработка приемов, с помощью которых можно обучить человека правильно вести себ€ в неизвестных ему пока обсто€тельствах. ясно, что главный объект педагогики Ц дети. Ќо не только они. ќбучать приходитс€ и студентов, и военных, и тех, кто желает овладеть новой профессией. ƒаже религиозный проповедник, обраща€сь к пастве, использует основы педагогики. —оответственно, кроме детской педагогики (котора€ подраздел€етс€ на дошкольную и школьную) есть педагогика высшего, профессионального, военного образовани€, религиозна€ педагогика.

—писок неполный, можно продолжить.

ѕедагогика Ц дисциплина гуманитарна€. Ѕазируетс€ она на медицине, психологии, социологии, лингвистике. ѕользу€сь различными приемами, педагог стремитс€ объ€снить учащемус€ новые знани€ и навыки, закрепить их и добитьс€ уверенного применени€ освоенного (часто на уровне инстинктов).

ј.—.ћакаренко был первый, кто рассматривал коллектив, в который погружен человек, как средство воспитани€. ќсновные достижени€, которых добилс€ ћакаренко, разрабатыва€ этот взгл€д можно сформулировать в нижеследующих пунктах.

1. ћакаренко разработал теорию коллектива-воспитател€.  оллектив ј.—.ћакаренко рассматривал, как устойчивое сообщество, объединенное общей целью и более или менее общим проживанием. ’от€ теори€ ћакаренко началась в трудовой колонии дл€ беспризорных, но применима она и в школьных и в рабочих коллективах, где, хочешь-не хочешь, а проводишь почти треть жизни. ¬оспитание в коллективе формирует у каждого из членов присущие этому сообществу нормы, отношение к окружающим и отношение к жизни. ƒо ћакаренко педагоги рассматривали коллектив, как собрание индивидуальностей. ћакаренко обратил внимание на возникающий в коллективе эффект, который в современном научном лексиконе носит название Ђсинерги€ї. ќбъединенное воздействие не равно сумме воздействий каждого. Ёффект синергии может быть, как положительный, так и отрицательный.

2. ћакаренко изучил, как вли€ют на формирование каждого из членов строение и организаци€ коллектива. —юда же вход€т вопросы взаимоотношений между коллективом и личностью, а также взаимодействи€ между коллективами. ќн установил, что разрыв социальных св€зей наносит вред воспитуемому. ѕравильное же их построение способствует правильному развитию индивидуума. ѕри этом каждый член коллектива не должен относитьс€ пассивно к своему положению в сообществе.  аждого нужно научить элементам взаимодействи€ с коллективом (а более широко говор€, с обществом), которые бы способствовали полному раскрытию индивидуальных талантов.

3. ¬ качестве практического применени€ этих знаний ј.—.ћакаренко разработал методику организации воспитани€ в коллективе. ¬оспитание по ћакаренко Ц это установление и укрепление правильных отношений в коллективе, как на уровне структуры коллектива, так и на уровне индивидуальных взаимоотношений его членов. —юда входит формирование сознательной дисциплины. ¬ыража€сь словами полководца ј.¬.—уворова, каждый член коллектива должен знать свой маневр при выполнении общей задачи.

4. ѕо мнению ј.—.ћакаренко педагог, воздейству€ на коллектив, правильно его формиру€, использует его не только, как инструмент индивидуального воспитани€. ¬оспитывающий коллектив воспроизводит общественные отношени€ на своем специфическом уровне. ¬ерно также и обратное. ≈сли педагог умеет правильно сформировать коллектив, он измен€ет к лучшему отношени€ во всем обществе в целом.

 онечно, вопросы взаимоотношени€ личности и коллектива были особенно модны в начале 1920-х годов, когда ј.—.ћакаренко активно вел свою педагогическую де€тельность. Ќо это совсем не значит, что педагогический опыт ћакаренко не применим в наше врем€. Ќаоборот, перед педагогами, осваивающими этот опыт Ц широкое и интересное поле де€тельности.


pro
“амара ћеркулова

ѕедагогика - наука совсем неточна€. ’орошо, что в статье педагогическое наследие ћакаренко расписано по пунктам. ƒаже если неправильно, есть с чем спорить.

pro
—емен ÷ыгановский

¬ первый раз пон€л, чем значительны труды ћакаренко. ≈сли, конечно, повар нам не врет.:)

top
Halida Rojkova

ћакаренко был насто€щим новатором в педагогике. ¬рем€ вносит коррективы в его наработки, но основные принципы его наследи€, как мне кажетс€, пока не устарели.

spe
¬ладислав „ерных

Ќасколько помню, ћакаренко оценили по достоинству только к старости, а то и после смерти. ј в 20-х ленинска€ вдовушка, выпучив глаза, гнобила его так, что мама не горюй... да и не его одного.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+