Вот и стояли богатыри по заставам, разбросанным по краям княжества. зорко следя за тем, чтобы чужеземцы –и друзья, и враги – княжеские законы не нарушали. А князей тогда было много, и каждый правил так, как считал правильным. И дань собирал по своему разумению и хотению.
И так было не только на Русской земле. В любую точку земного шара пальчиком укажите и точно такую же картину увидите. Североамериканские индейцы и китайцы, японцы и вьетнамцы, Центральная Азия и Европа – все жили по такому порядку. Земля моя – значит, законы здесь устанавливаю я.
Проезжаешь – плати, товар везешь – частью прибыли делись. Коней или какую другую скотину везешь – значит место для нее понадобится. Плати снова: и за постой для себя, и за ночевку для животных. Все просто и сложно одновременно. На первую сложность вы уже обратили внимание. Называлась она «Кто во что горазд» и очень осложняла жизнь купцам. Единых правил не было, размер пошлины устанавливался на каждой отдельно взятой территории произвольно.
Вторая сложность заключалась в том, что правил существовало «великое множество». Как было уже выше сказано, за каждый шаг, в буквальном смысле этого слова, приходилось платить. И платежей меньше не становилось, скорее наоборот, они росли в геометрической прогрессии.
Проехал на территорию княжества – заплатил проезжее мыто. Предъявил товар, который привез по суше, – плати «сухое», а ежели по воде, то «мокрое». Теперь следует оплатить право торговли – «замыт», а после - «узольцевое». Это, если говорить современным языком, опломбирование товара. Все вещи опутывали веревками и вязали на них специальные узлы, на которые ставили печати. На печатях указывалось место, на котором можно было вести торговлю.
Именно в 8 веке торговый сбор стали называть «мыто», а место, где стояла таможенная застава – «мытней». Мытари, то есть сборщики налогов, были уважаемыми людьми, приближенными к князю. Это и понятно: денежка-то господину от них шла. Кстати, и подозрение в сокрытии части доходов тоже на них первых падало – в России всегда можно было договориться напрямую с мытарем, минуя княжеский карман. Дешевле, однако, выходило. Но и наказывали, если, конечно, ловили, сурово – двумя мытами, а то и батогами.
Слово «таможня» тюркского происхождения. И использовать его взамен мытни стали после того, как посланники Золотой Орды стали торговать своими разрешениями – тамгой, то есть пошлиной. Тамжили товар в определенном месте, которое стали сначала в народе, а потом и официально именовать таможней.
Порядок, очень похожий на сегодняшний, был установлен только в том же 16 веке. Жил в это время один замечательный дипломат – Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин. Он является одним из авторов «Новоторгового устава», который был составлен на «благо русского купца и урезания прав заморских торговцев». Вышел устав 1667 году и сразу же навел порядок в запутанном донельзя таможенном деле.
Была введена единая рублевая пошлина. Вслед за ней – запрет на торговлю в розницу для иностранцев. А вот русским купцам был обеспечен полный карт-бланш: все товары для внутреннего рынка не облагались налогом. Это ли не повод для праздника?! Пунктов в «Новоторговом уставе» было множество, все и не перечислишь. А главный автор определил так: «Таможня производит полный контроль за перемещением товара по территории государства». Что ж, вполне логично.
Теперь мы точно знаем, что таможни в их современном виде – это изобретение поздних веков. А вот первые таможни, как система контроля за торговлей и сбором денег, возникли в те времена, когда на военных заставах служили богатыри и княжеские дружины.