Возможно, мир никогда не узнал бы великолепного мышонка, если бы Уолт Дисней проявил осмотрительность при заключении контракта с компанией Universal Pictures. Контракт, подписанный без должного внимания, позволил компании отказаться от услуг Дисней и его соавтора Аба Айверкса, сохранив при этом права на созданного ими персонажа – кролика Освальда, вот и пришлось все начинать с нуля. Кролик Освальд благополучно забыт, а вот у персонажа, созданного в качестве замены ему, будущее оказалось более счастливым.
Были рассмотрены различные «кандидатуры» – котенок, лягушонок, щенок – но все они Диснею почему-то не понравились. Рассказывают, что студия, где он когда-то работал, прямо-таки кишела мышами, и одного грызуна Уолт даже приручил… может, это и из области легенд, но так или иначе – идея с мышонком ему понравился.
Впервые забавный мышонок появился на экране 15 мая 1928 года в немом мультфильме, созданном под впечатлением американского летчика Ч. Линдберга. Успеха мультфильм не имел, но это не остановило Диснея. 18 ноября того же года появился новый мультфильм с участием нового героя – «Параходик Вилли». Эта дата и считается официальным «днем рождения» мышонка, получившего имя Микки Маус (буквально – Микки Мышь).
Микки-Маус постепенно приобретал все то, без чего его невозможно представить, начиная с белых перчаток. В черно-белых фильмах эта деталь позволяла зрительно выделить руки (ведь все тело, кроме лица, у мышонка было черным), ведь первый цветной мультфильм про нашего героя появился только в 1935 году.
Микки-Маус был задуман как антропоморфный персонаж – зверек, похожий на человека и живущий человеческой жизнью – но иногда он появлялся именно как мышь. Так было в мультфильме «When th Cat’s Away» («Когда кот далеко»), в котором Микки-Маус и его подруга Минни – как и положено мышам – боятся кота и устраивают праздник, когда он уходит.
Мышонок превращался то в музыканта-пианиста, то в галантного ухажера (правда, не очень удачливого), то в солдата мышиной армии, сражающейся против армии кошачьей (установить конкретную историческую параллель достаточно сложно: мыши поют гимн времен Гражданской войны, а коты одеты в немецкие каски времен Первой мировой войны), то отправлялся на сафари в Африку… Но что всегда оставалось неизменным – так это любовь создателя к своему творению. «Я встречал многих женщин, но я люблю Микки-Мауса больше, чем любую из них», – говорил Уолт Дисней.
Между тем, забавному мышонку суждено было сыграть и довольно-таки мрачную роль в истории искусства. Существует подозрение (правда, доказать это довольно сложно), что продление срока действия копирайта связано с нежеланием компании «Уолт Дисней» отпускать мышонка в общественное достояние. Остается только удивиться такой степени влияния!