icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ќбучение

 акие есть виды омонимов?

  • 4217
  • 2

 акие есть виды омонимов?

Ћ

Ћексикологи€ изучает два вида омонимов: полные и частичные. ќднако по способу образовани€ омонимы могут быть простыми и производными.  роме перечисленных видов, существуют ещЄ и функциональные омонимы. ѕоэтому вопрос " акие есть виды омонимов?" на самом деле не так прост, как может показатьс€ на первый взгл€д.

ѕолные и частичные омонимы

ѕолные омонимы прин€то называть ещЄ и абсолютными. Ёто слова, которые по своей форме полностью совпадают. “о есть

  • они одинаково звучат,
  • ударение у них падает на один и тот же слог;
  • они относ€тс€ к одной и той же части речи;
  • они измен€ютс€ одинаково.

Ќапример, горн (духовой инструмент) и горн (кузнечный).  ак бы мы ни крутили эти два слова не будут отличатьс€ друг от друга.

  числу абсолютных относ€тс€ следующие омонимы (перечислю без значени€): ключ, коса, заставить, мес€ц...

≈сли у омонимов по звучанию совпадают не все формы слова, то их относ€т к группе частичных омонимов.

Ќапример: ласка (про€вление нежности) и ласка (животное). ¬о множественном числе и родительном падеже эти слова будут звучать по-разному: слишком много ласк - вижу в клетке много ласок.

ѕростые и производные омонимы

 огда речь идЄт о простых и производных омонимах, необходимо вспомнить о словообразовании. ѕростые омонимы - это непроизводные слова, которые полностью совпадают по звучанию: клуб завода - клуб дыма, мужской пол - паркетный пол и так далее.

ѕроизводные омонимы образуютс€ от других слов: заплыть жиром - заплыть далеко (оба слова образованы от слова плыть приставочным способом, одинаково звучат, но означают совершенно разное).

‘ункциональные омонимы

¬ русском €зыке есть ещЄ одна группа слов, которые звучат одинаково, но относ€тс€ к разным част€м речи. “акие слова также называют омонимами, но относ€т в отдельному виду

Ќапример, слово точно функциональный омоним, так как может быть и прилагательным, и наречием, и сравнительным союзом, и модальной частицей:

  • измерение точно,
  • точно определить;
  • точно бур€ пронеслась;
  • его точно подменили.

Ќе путать с омофонами, омоформами и омографами!

–аспредел€ть омонимы по видам достаточно сложно из-за того, что их легко спутать с омофонами, омоформами и омографами. ќни имеют схожесть с лексической омонимией, но по своей сути относ€тс€ к омонимии стилистической.

ќмофоны одинаково произнос€тс€, но пишутс€ по-разному: мог ли - мок ли, глаз - глас.

ќмоформы одинаково звучат и пишутс€ либо в одной, либо в нескольких формах слова: дорогой человек - мы ехали не той дорогой.

ќмографы имеют одинаковое написани€, но звучат по-разному: на двери висел замок - замок виднелс€ вдали.

Ѕлагодар€ стилистической омонимии можно добитьс€ выразительности речи, создавать шутки и каламбуры. яркий пример - стихотворение я.  озловского про медвед€ и ос.


ЌЄс медведь, шага€ к рынку
Ќа продажу мЄду крынку.
¬друг на мишу - вот напасть! -
ќсы вздумали напасть.
ћишка с армией осиной
ƒралс€ вырванной осиной.
ћог ли в €рость он не впасть,
≈сли осы лезли в пасть,
∆алили куда попало!
»м за это и попало.

ћожно ли считать такие слова омонимами или их видами? Ћингвисты всЄ же выдел€ют эти слова в отдельные группы, потому что в начальной форме подобные слова нельз€ отнести даже к частичным омонимам. —огласитесь осиный и осина - совершенно не похожи.


spe
Ћариса ѕопруга

ј вот еще пример, как-то на просторах инета нашла:

«адело - за дело.
» дико мне - иди ко мне.
ѕокалечилась - пока лечилась.
ћы женаты - мы же на ты.
“ы жеребенок - ты же ребенок.
Ќесуразные вещи - несу разные вещи.
≈му же надо будет - ему жена добудет.

mas
ћарк Ѕлау

—казать честно, сочувствую студентам филологам, которым все это приходитс€ учить. «ачем?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+