icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Ћюди, биографии

 ак €понцы ћакаренко полюбили?

  • 882
  • 10

 ак €понцы ћакаренко полюбили?

—просите любого человека, что он знает о японии. ќтветы будут приблизительно такими:

- —ама€ продвинута€ страна в мире в области машиностроени€.

- —амые передовые позиции в электронике.

- «анима€ сравнительно небольшой клочок суши, научилась использовать каждый ее квадратный сантиметр.

- ѕервой начала перерабатывать мусор и создавать из него искусственные острова.

- Ќарод отличаетс€ редким хладнокровием и самоотверженностью в минуты смертельной опасности.

- ѕрактически у всех €понцев необыкновенна€ работоспособность.

 ое-кто не забудет упом€нуть о гейшах и самура€х, камикадзе и саке. Ќо главным останетс€ вопрос: как граждане страны ¬осход€щего —олнца сумели выработать в себе стойкость и преданность, прежде всего, своему государству, потом корпорации, которой верно служат. ќбъ€снение, конечно же, лежит в традици€х €понской культуры и в исторически сложившихс€ услови€х жизни.

Ќо есть еще один аспект Ц воспитательно-образовательный, и €понцы не скрывают, что позаимствовали его у советского учител€ ћакаренко. японцы (и не только они) почтительно называют јнтона —еменовича отцом мировой педагогики. »з его наработок умное руководство €понских компаний успешно использует следующее: мотивированный труд, жесткую дисциплину, гибкую систему поощрений и Ђчувство локт€ї, то есть умение работать в коллективе и чувствовать себ€ его самым нужным винтиком. ¬ €понской интерпретации учение ћакаренко выгл€дит так:

1. “руд Ц самоотверженный, результативный, а потому хорошо оплачиваемый.

“руд, выполн€ть который работник считает честью. ј работодатель гордитс€, что может предложить хорошие услови€ труда и приличную оплату.

2. ƒисциплина Ц жестка€, бескомпромиссна€.

ѕрийти на работу за полчаса до начала, уйти после того, как дневна€ норма будет выполнена. ѕерекуров нет: работник с вредными привычками увольн€етс€ сразу же. ѕустого врем€препровождени€ нет, всЄ рабочее врем€ рассчитано до минуты. ќбед Ц в строго отведенного дл€ него врем€. “уалет Ц по мере необходимости. ”чет рабочего времени производитс€ электронными устройствами и передаетс€ руководству.

3. —истема поощрени€, создание стимулов и мотиваций.

ѕосто€нное повышение заработной платы. „ем лучше работаешь, чем больше пользы приносишь, тем больше получаешь. ¬се об этом знают, а чтобы не забывали, на самом видном месте в любом предпри€тии (чаще всего в холле напротив входных дверей) вывешиваютс€ два электронных табло. Ќа первом - фамилии работников, и расположены они не по алфавиту. Ќа первом месте выведены иероглифы - Ђ√ордость корпорацииї, то есть им€ работника, который в этом мес€це Ђбыл очень полезен нашему с вами бизнесуї. Ќа последнем месте Ц Ђ“от, за которого нам с вами стыдно, но мы с надеждой смотрим на негої.

Ќа втором табло - итоги прошедшего года. ѕо мнению руководства, быть отстающим в одном мес€це Ц это Ђдопущенна€ слабость или упущенна€ возможностьї. Ќо если так выгл€дит результат за год, то отдел кадров и сам работник будут знать, кого увол€т в первую очередь. “абло Ц это нагл€дное напоминание о перспективах как радужных, так и печальных. ѕо мнению €понцев, прекрасный воспитательный и дисциплинирующий момент.

ќ денежных преми€х тоже не забывают. »х размер напр€мую зависит от прибыли предпри€ти€, а она, эта прибыль, никогда не скрываетс€. ≈ю горд€тс€, на ее повышение направлена де€тельность всех сотрудников.

»меетс€ развита€ система бонусов, на которые, в частности, можно приобрести акции. — их покупкой работникам помогают юристы компании. Ђ—ерых и черныхї зарплат на €понских предпри€ти€х нет. –асчет заработной платы каждого сотрудника чист и прозрачен. », прежде всего, это касаетс€ руководства. ¬ысока€ зарплата топ-менеджеров Ц это оплата их доли ответственности за прибыль предпри€ти€ и его четкую, бесперебойную работу.

4. ќтветственность всех и каждого.

√лавное качество хорошего работника, по мнению €понских работодателей, это чувство коллективизма и преданность компании. ≈сли дл€ выполнени€ срочного заказа потребуетс€ задержатьс€ на рабочем месте до утра или выйти в выходной, никто не станет возражать. », главное, наденет на лицо улыбку и будет работать с огоньком. —тарание не будет показным. японцы знают, что чувство локт€ и вера в силу коллектива твор€т чудеса.

≈сли работник не соответствует занимаемой должности, то его на работу не примут, а если уж прин€ли, то незамедлительно увол€т. » Ђпозвоночное правої, так развитое в нашей стране (и не только в нашей), не поможет. «десь ни один высокопоставленный чиновник не позволит себе позвонить на работу сыну (жене, плем€ннику, родственнику или другу) и Ђразрулитьї проблему. ¬ японии Ђпозвоночное правої не существует. ≈го там нет!

≈сли кризис больно ударил по экономике, и корпораци€ понесла убытки, то первыми увольн€ютс€ (сами!) руководители. ЂЌе справились, не оправдали, не смогли предотвратить, проститеї, Ц такие слова они произнос€т, проща€сь с сотрудниками. “ак же поступают министры и президенты, то есть члены правительства. » их не перевод€т на руковод€щую должность в другую отрасль экономики. ќни идут работать с большим понижением, чтобы вновь заслужить уважение. ѕотер€ть лицо Ц страшна€ беда. ќчиститьс€ можно только самоотверженным трудом, другого пути нет.

¬от так обсто€т дела в японии, а в –оссии о ћакаренко (1888-1939) стали забывать. Ѕыло врем€, когда его им€ гремело на весь —оветский —оюз. ѕедагог новой формации, он создал свою систему воспитани€, причем, работал только с Ђтруднымиї подростками - таких сегодн€ помещают в спецшколы и колонии дл€ несовершеннолетних. », как утверждает статистика, 85 % этих реб€т не встает на путь исправлени€. “о есть налицо педагогический брак, а у ћакаренко его почти не было. »сследователи насчитали только три имени детей, не захотевших жить по-новому и вернувшихс€ на улицу.

‘еномен? Ѕезусловно. » главное, по€вилс€ јнтон —еменович воврем€: создавалось новое государство, а значит, срочно требовались новые методики в воспитании и образовании. ѕерва€ ћирова€ война, революци€, потом гражданска€ война и последовавша€ за ними разруха, жестка€ политика первых лет советской власти Ц вот причины по€влени€ большого количества сирот. ќни были предоставлены сами себе, жили на улице, вынужденно подчин€€сь ее законам. ƒети становились легкой жертвой преступников, их вовлекали в банды, они убивали, грабили, воровали. ¬ернуть дет€м детство и вновь заставить их поверить, что, кроме зла, в мире живут доброта, уважение к личности, искренность, благородство - задача не из легких. » ћакаренко удалось решить ее.

–азумеетс€, сегодн€ многим воспитател€м педагогические приемы ћакаренко кажутс€ жесткими. ƒа и обычный ребенок не Ђуркаї из подворотни, а современна€ школа Ц это не колони€ дл€ несовершеннолетних преступников. «начит, примен€ть к современным дет€м эту методику категорически нельз€.

Ќо есть у ћакаренко и сторонники, которые говор€т о системе в целом и о том, что педагогика Ц наука гибка€ и каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Ёто значит, что любыми наработки нужно использовать творчески. Ќапример, так, как по-восточному мудро сделали это €понцы.


top
Halida Rojkova

ƒл€ справки:
¬ 1988 году ёЌ≈— ќ назвало четырЄх педагогов, определивших способ педагогического мышлени€ в ’’ веке: ƒжон ƒьюи, √еорг  ершенштейнер, ћари€ ћонтессори и јнтон ћакаренко.
¬ 1993 г. ћеждународное бюро образовани€ ёЌ≈— ќ определило 100 педагогов-философов, образующих "√алактику пайдейи", отражающую разные культуры, эпохи и цивилизации. —реди них - ј.—. ћакаренко.
¬ 1994 г. –оссийским телевидением была представлена сери€ " то есть кто. ’’ век". ј.—.ћакаренко зан€л место среди других выдающихс€ де€телей ’’ века: —унь ятсена, матери “ерезы, ƒ.  еннеди, ¬.». ¬ернадского, ѕ. фон √инденбурга, Ће  орбюзье и др.

ќпыт работы ј.—.ћакаренко был известен в европейских странах еще в 30-е годы, но лишь небольшому кругу людей, и не находил в то врем€ широкого научного понимани€ со стороны западных педагогов.
ѕосле ¬еликой ќтечественной войны, в конце 40-х Ч начале 50-х годов, книги ј. —. ћакаренко получают широкое распространение за пределами ———–: "ѕедагогическа€ поэма" переведена на 30 €зыков (28 стран), "‘лаги на башн€х" Ч на 15 (16 стран), " нига дл€ родителей" Ч на 23 (21 страна), "Ћекции о воспитании детей" Ч на 18 €зыков (19 стран).

mas
ћарк Ѕлау

ј.—.ћакаренко - очень интересный человек, довольно слабо св€занный с коммунистическими иде€ми. ≈го система - больше анархическа€.  аждый заботитс€ коллективе, каждый участвует в распределении результатов коллективной работы.

top
Halida Rojkova

японцы решили, что эта система им подходит и, как показало врем€, не прогадали.

pro
“амара ћеркулова

” него был родной брат, ¬италий —еменович ћакаренко. ќй, кака€ интересна€ была биографи€ у человека!

pro
—емен ÷ыгановский

ћо€ теща училась в пединституте в начале 1950-х годов. »м мозги сношали этим ћакаренко так, что будь здоров.   тому же тогда во всем боролись за приоритеты. ј ћакаренко - не ѕесталоцци какой-нибудь. Ќаш, русский. ’оть и фамили€ на "ко" заканчиваетс€. Ёто сейчас вдруг все стали разбиратьс€, кто москаль, а кто хохол. Ёх, паны дерутс€...

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+