icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

 ак возникла слав€нска€ азбука?

  • 7836
  • 3

 ак возникла слав€нска€ азбука?

Ѕ
Ѕез письменности нет цивилизации. “акое утверждение не вызовет сомнени€ ни у кого, поскольку именно так Ђсв€зь времЄнї, каковой €вл€етс€ письменность, позвол€ет цивилизации сохранить своЄ лицо. ѕисьменность же всегда приспосабливаетс€ к конкретному €зыку. —егодн€ нам уже трудно представить, что наша цивилизаци€ когда-то не имела письменности Ц настолько трудно, что это становитс€ поводом к многочисленным околоисторическим мифам и даже фальсификаци€м: и пресловута€ Ђ¬елесова книгаї с еЄ Ђгибридомї кириллицы и индийского письма деванагари, и даже попытки найти в орнаментах некое узелковое письмо и даже руны. ѕожалуй, апофеозом абсурда можно считать Ђшедеврї ¬.ј. „удинова: Ётот, с позволени€ сказать, Ђисследовательї вз€л фотографию объЄмной фигурки мамонта, вырезанной в каменном веке, перевЄл еЄ в штриховой рисунок и в прорисовке шерстинок мамонта прочитал фразуЕ Ђя русскийї! ƒа-да, именно так: в каменном веке Ц надпись на современном русском €зыке. ѕоистине, такой материал мог бы украсить первоапрельский номера любого журнала Ц но он был напечатан в книге, претендующей на серьЄзность и даже некоторую научность.

√лавным мотивом в таких публикаци€х звучит нав€зчивое желание доказать, что письменность у слав€н существовала в дохристианские времена.

ћежду тем, истори€ возникновени€ слав€нской азбуки известна хорошо, и св€зана она с именами двух братьев Ц христианских св€тых, равноапостальных  ирилла и ћефоди€. «аслуга этих людей настолько очевидна, что в Ѕолгарии даже при советской власти день их пам€ти Ц 24 ма€ Ц отмечалс€ как государственный праздник, ƒень слав€нской письменности (и очень хорошо, что мы в конце концов позаимствовали эту традицию).

„то же это были за люди?

¬ житии  ирилла сказано (и многие болгарские учЄные поддерживают эту версию) сказано, что они были болгарами, но большинство современных учЄных считает, что они были греками, но хорошо знали слав€нский €зык Ц возможно, потому, что мать их была слав€нкой. –одом они были из византийского города —алоники (слав€нское название Ц —олунь, поэтому их ещЄ называют Ђсолунскими брать€миї). ¬прочем, жив€ в —олуни, нетрудно было научитьс€ слав€нскому €зыку Ц на нЄм там говорило не меньше народу, чем на греческом.

—тарший брат Ц ћефодий в монашестве (мирское им€ неизвестно) Ц сделал блест€щую карьеру, достигнув поста стратега (военного губернатора) —лавинии (провинци€ на территории современной ћакедонии), но со временем предпочЄл карьере монашескую жизнь. ќ младшем же брате  ирилле (в миру Ц  онстантине) рассказывают такую историю: в семилетнем возрасте ему приснилось, что пришЄл он на бал, где было много красивых и знатных девушек, и ему предложили выбрать себе невесту Ц и он выбрал девицу по имени —офи€. Ѕыло это или не было, но впоследствии это человек был в полном смысле ЂобручЄн с —офиейї (премудростью): получив блест€щее образование в  онстантинополе, он отказалс€ от предложенного ему выгодного брака и прин€л св€щеннический сан, а затем стал хранителем библиотеки при соборе св.—офии (в современном мире с этим положением сопоставимо звание академика). ѕозднее он преподавал философию Ц за что и получил прозвище  онстантин ‘илософ. Ќе раз он одерживал верх в философско-богословских диспутах Ц например, с јннием, предводителем иконоборцевЕ но так или иначе, в 856 г.  ирилл удал€етс€ в монастырь, насто€телем которого был его брат ћефодий, и вот там Ц с группой единомышленников Ц они и озаботились созданием слав€нской азбуки.

ѕочему встал такой вопрос?

–азумеетс€, это было св€зано с распространением христианства среди слав€нских народов. Ќичто не ставит такую преграду распространению какого бы то ни было учени€, как €зыковой барьер! ƒонести до слав€н учение ’риста можно было только на их родном €зыке Ц и солунские брать€ понимали этоЕ но, к сожалению,не все современники были с ними в этом солидарны. ¬от, например, какие слова обращает к ћефодию папа »оанн VIII: Ђ—лышали мы, что св€тую мессу служил ты на варварском, т. е. на слав€нском, €зыке, в то врем€ как в нашем письме, переданном через ѕавла, епископа анконского, мы приказывали тебе, чтобы ты служил св€тую мессу не на этом €зыке, но на латинском или на греческом, так, как ее поют в храме божьем по всему свету и у всех народовї. ѕриводилс€ и совсем уж абсурдный аргумент: фраза Ђ»исус ’ристос, царь иудейскийї была начертана на св€том кресте только на трЄх €зыках Ц латинском, греческом и еврейском Ц следовательно, только этим трЄм €зыкам Ђположеної иметь письменность.

Ќо, к счастью, были в те времена и здравомысл€щие люди. —лав€нские кн€зь€-христиане (из ¬еликой ћоравии) –остислав, —в€тополк и  оцел тоже понимали, что без св€щенных книг на слав€нском €зыке распространение христианства среди их народа Ц дело абсолютно бесперспективное. ќни обратились к византийскому императору ћихаилу с просьбой Ђпослете ны учител€, иже ны могуть сказати книжна€ словеса и разумъ ихъї. Ёта мисси€ была возложена на  ирилла и ћефоди€. ѕроизошло это в 863 г.

ѕервой слав€нской азбукой, созданной брать€ми, стала глаголица. Ќазвани€ и значени€ букв в ней практически такие же, как в знакомой нам кириллице, но вот начертаниеЕ пр€мо скажем, буквы глаголицы выгл€д€т весьма вычурно: линейных элементов мало, в основном окружности, больше замкнутых формЕ ƒо сих пор не прекращаютс€ споры, что послужило образцом дл€ таких букв: в качестве возможных источников называют и греческие, и еврейские письмена, и самарит€нские, и грузинские, и дажеЕ руны.

√лаголица получила некоторое распространение, в ’орватии до сих пор используетс€ в церковной литургии. —ледует заметить, что в ’орватии создание глаголицы приписывают другому человеку Ц св.»еронимуЕ Ќо кто бы еЄ не создал Ц солунские брать€ не были ею удовлетворены, и создали другую азбуку, известную как кириллица. ≈сли об истоках глаголицы можно спорить, то основа кириллицы очевидна: ею стал т.н. унциал Ц греческое каллиграфическое письмо (сходство между греческими и слав€нскими буквами можно заметить и сейчас). ¬прочем, в слав€нских €зыках есть и такие звуки, которых в греческом нет Ц дл€ их обозначени€ пришлось добавить 19 букв (по очертани€м они несколько напоминали глаголические).

¬от так в IX веке родилась слав€нска€ азбука Ц кириллица. ≈й предсто€ло пройти через многое: запрещение папой римским в 885 г., р€д реформЕ но главное Ц она распространилась среди слав€нских народов, поспособствовав не только распространению среди них христианской веры, но и зарождению литературного €зыка у всех этих народов. —егодн€ кириллицей пользуютс€ в качестве официального алфавита не только в –оссии и Ѕолгарии, но и в других странах: Ѕелоруссии, ”краине, Ѕелоруссии, ћакедонии, —ербии, „ерногории, а также в некоторых неслав€нских странах:  азахстане,  иргизии, “аджикистане.

ј что же с дохристинаской слав€нской письменностью? ¬ одних случа€х это было использование слав€нами-€зычниками письменности, уже существующей у слав€н-христиан Ц как, например, свинцова€ печать с именем кн€з€ —в€тослава, написанным кириллицей. »ногда речь идЄт о родовых знаках Ц это ещЄ не письменность. Ќаконец, есть случаи и откровенных подделок (Ђ¬елесова книгаї, статуэтки из –етринского храма). », наверное, не стоит разводить таинственность на пустом месте, проще признать очевидные заслуги св€тых равноапостальных  ирилла и ћефоди€, праздник в честь которых мы скоро будем отмечать!


deb
»ван »ванов

«амечательно, очень полезно и хорошо высказано +++

deb
Ќаталь€ –еутова

≈лена проделала колоссальную работу, касающуюс€ истории слав€нской азбуки! ћолодец!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+