icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

 ак устроен человеческий мозг?

  • 4299
  • 4

 ак устроен человеческий мозг?

я
Ђя знаю всЄ, но только не себ€ї, Ц писал французский поэт ‘рансуа ¬ийонЕ пожалуй, под этими словами мог бы подписатьс€ каждый из нас, ведь орган, в котором и сосредоточено наше Ђяї, до сих пор не раскрыл нам всех своих тайн. Ётот орган Ц головной мозг.

ѕоначалу на него вообще не обращали особого внимани€ Ц так, √иппократ считал мозг железой, удал€ющей избыток жидкости из организма, а јристотель отводил ему роль Ђхолодильникаї. Ќо уже в античном мире по€вл€етс€ иде€ св€зи головного мозга с психикой (јлкмеон, √ерофил). ѕредсто€ло пройти огромный путь длиной в множество веков, чтобы приоткрыть завесу тайны над де€тельностью мозга.

ѕрежде всего следует отвергнуть заблуждение, которое в наши дни не повтор€ет только ленивый: €кобы мы используем наш мозг только на 5%, а вот если научимс€ использовать остальные 95% Ц тогдаЕ что Ђтогдаї Ц зависит от фантазии говор€щего (или автора методики, способствующей Ђраскрытиюї этих самых 95% Ц за соответствующую плату, разумеетс€). Ёволюци€ Ц строгий ЂконтролЄрї, ничто лишнее в ней не выживает. ≈динственное исключение в этом плане Ц рудиментарные органы, но они бывают редуцированными (вспомните маленькие глазки крота). ѕредставить же, что орган, который по сложности и функциональности превосходит аналогичные органы эволюционных предков, был рудиментарным на 95%, совершенно невозможно. ѕресловутые 5% Ц это сознание, остальное же Ц отнюдь не мЄртвый груз, это всЄ тоже зан€то работой Ц помимо сознани€ (например, управление де€тельностью внутренних органов).

 ак и все органы, мозг состоит из клеток.  летки эти Ц нейроны Ц особого рода, непохожие ни на какие другие. ќт маленького тела отход€т многочисленные отростки Ц один длинный (аксон) и множество коротких, ветв€щихс€ (дендриты). ƒендриты провод€т сигналы к нейрону от других нейронов, аксон Ц наоборот. ѕри этом аксон у человека может достигать длиныЕ в 1 метр (у крупных животных Ц например, китов Ц бывают и ещЄ длиннее), и это при том, что сами по себе нервные клетки Ц одни из самых мелких. ƒостаточно сложно проследить под микроскопом извилистый путь такого отростка, и потому так медленно продвигалось изучение взаимодействи€ нервных клеток. ≈щЄ одна их особенность заключаетс€ в том, что главной Ђрабочейї частью нейрона €вл€етс€Е оболочка, функци€ которой у всех клеток обычно сводитс€ к защите от внешних воздействий, у нейронов же именно она генерирует электрический потенциал, который и составл€ет возбуждение нейрона, ЂнесЄт информациюї.

 ак лес состоит не только из деревьев, так в мозге есть не только нейроны Ц их окружают глиальные клетки. ‘ункции их многообразны: они служат опорой дл€ отростков нервных клеток, провод€т к ним из крови питательные вещества, защищают их.

 летки головного мозга складываютс€ в множество отделов, различающихс€ по своему строению и функци€м, а также по эволюционному Ђвозрастуї. ќсновных отделов Ц п€ть: продолговатый, задний, средний, промежуточный и передний. ѕродолговатый мозг вместе со средним и варолиевым мостом (частью заднего мозга) образуют мозговой ствол.

ѕродолговатый мозг управл€ет нашей жизнеде€тельностью: дыхание, пищеварение, работа сердца, защитные рефлексы (такие, как чихание и кашель). ¬от почему если геморрагический инсульт поразил одно из больших полушарий, что-то ещЄ можно сделать (человек, возможно, будет инвалидом Ц но будет жить), если же кровоизли€ние Ђударилої в ствол Ц надежды практически нет.

—редний мозг, который тоже входит в ствол, отвечает за ориентировочный рефлекс, позы, регулирует жевание и глотание и обрабатывает первичную информацию, поступающую от зрени€ и слуха.

«а варолиевым мостом, передающим сигналы от спинного мозга к головному находитс€ образование, внешне напоминающее Ђмозг в миниатюреї, так он и называетс€ Ц мозжечок 9вместе они и составл€ют задний мозг). ≈го назначение Ц корректировать информацию, поступающую от двигательных центров коры головного мозга, т.е. регулировать произвольные движени€. „еловек с поражЄнным мозжечком ходит, сильна шата€сь, а с закрытыми глазами вообще падает, может сто€ть, только широко расставив ноги, координаци€ движений нарушаетс€, страдает и речь (это ведь тоже произвольные движени€ челюстей и €зыка) Ц ударени€ расставл€ютс€ не по смыслу, а через равные промежутки времени.

ѕереходим к промежуточному мозгу. Ёто довольно сложное образование, включающее в себ€ таламический мозг, гипоталамус и третий желудочек.

“аламический мозг кроме собственно таламуса включает в себ€ эпиталамус и метаталамус. “аламус Ц парное €йцевидное образование, иначе называемое зрительными буграми; здесь наход€тс€ четыре €дра (скоплени€ нейронов), через одно проходит зрительна€ информаци€, через другое Ц слухова€, третье Ц тактильна€, четвЄрта€ Ц св€занна€ с чувством равновеси€. “акой вот Ђинформационный центрї. ≈сли он страдает Ц человек Ђтер€етї информацию о происход€щих событи€х, сразу забыва€ всЄ происход€щие, хот€ пам€ть как такова€ не страдает Ц то, что было до болезни, человек помнит (это называетс€ антероградной амнезией). ќсновна€ часть эпиталамуса Ц шишковидное тело, или эпифиз. —обственно, это не отдел мозга как таковой, а железа внутренней секреции, но железа необычна€ Ц в ней тесно переплетаютс€ железистые и нервные клетки. ѕримечательно, что у низших позвоночных эпифиз по строению напоминаетЕ глаз. “ак что если кто ищет пресловутый Ђтретий глазї Ц так это он. Ђѕросветлениюї эпифиз вр€д ли поможет, но вырабатывает р€д гормонов (мелатонин, серотонин и др.), выполн€€ множество важных функций: торможение полового развити€ и поведени€, роста, развити€ опухолей. ¬ метаталамусе же расположены подкорковые центры зрени€ с слуха.

√ипоталамус, расположенный под таламусом Ц тоже весьма сложное образование. «десь наход€тс€ сосцевидные тела (обон€тельные центры), здесь пересекаютс€ зрительные нервы, обеспечива€ нам бинокул€рное зрение, здесь же располагаетс€ серый бугор, регулирующий обмен веществ, а также гипофизЕ тот самый гипофиз, манипул€ци€ми с которым профессор ѕреображенский превратил Ўарика в Ўарикова! “ут Ѕулгаков, конечно, погрешил против истины Ц и, пожалуй, уместнее вспомнить компрачикосов из романа Ђ„еловек, который смеЄтс€ї. Ђ оронный номерї таких компрачикосов Ц это как раз удаление гипофиза: ребЄнок перестаЄт расти, и получаетс€ карлик, которого можно выгодно продать какому-нибудь аристократу в качестве Ђживой игрушкиї. ¬прочем, такое бывает и без вмешательства человека Ц при некоторых заболевани€х, когда гипофиз вырабатывает недостаточно гормона роста, или наоборот Ц вырабатывает слишком много, тогда мы имеем дело с гигантизмом или акромегалией (расширением и утолщением костей). –егулирование роста Ц не единственна€ Ђработаї гормонов гипофиза: это и жировой обмен, и де€тельность надпочечников и щитовидной железы, а у женщин Ц ещЄ и гормоны, св€занные с менструальным циклом.

ѕомимо всего описанного, промежуточный мозг управл€ет циркадными ритмами (чередованием бодрствовани€ и сна), терморегул€цией. «десь же наход€тс€ центры голода, жажды и насыщени€, а также центры удовольстви€ и боли (их ещЄ образно именуют Ђраемї и Ђадомї).  огда крысам вводили в такой Ђрайї электроды и раздражали этот центр электрическим током, животные потом преодолевали изр€дное рассто€ние по железной решЄтке под током, чтобы снова получить такое удовольствие (дл€ получени€ пищи они были Ђсогласныї преодолеть вдвое меньшее рассто€ние), а когда их самих Ђнаучилиї подавать импульс нажатием на педаль, крысы очень быстро превращались в Ђэлектрических наркомановї, даже перестава€ естьЕ остаЄтс€ только радоватьс€, что така€ Ђтехнологи€ удовольстви€ї не получила распространени€ среди людей: ведь это было бы дешевле (а значит Ц доступнее), чем героин!

ѕереходим к самой крупной у человека части мозга Ц переднему мозгу. ” нашего вида он представлен большими полушари€ми. ѕолушари€ эти состо€т из белого вещества, внутри которого базальные ганглии Ц скоплени€ серого вещества, объедин€ющиес€ в т.н. полосатое тело (названное так потому, что в нЄм чередуютс€ белое и серое вещества). ќно регулирует мышечный тонус, некоторые поведенческие реакции, участвует в формировании условных рефлексов. ѕоражение полосатого тела приводит к такому заболеванию, как хоре€ Ц больной совершает неконтролируемые, непроизвольные движени€, напоминающие обычные, но преувеличенные и неуместные. »менно поэтому такую болезнь не всегда просто распознать, особенно у детей: гримасничает, кривл€етс€, тетрадь исчеркалЕ да он просто плохо себ€ ведЄт! » невдомЄк родител€м, что ребЄнка надо отвести к неврологуЕ

Ќо если мозг Ц это, выража€сь словами ¬.».Ћенина, высша€ форма организации материи, то Ђвенец творени€ї, несомненно Ц кора больших полушарий, образованна€ серым веществом. —ама€ молода€ в эволюционном отношении, сама€ сложна€ часть нашего мозга Ц и сама€ хрупка€. »менно она погибает первой при кислородном голодании. «десь формируютс€ условные рефлексы, лежащие в основе высшей нервной де€тельности, обеспечивающей взаимоотношени€ организма с окружающим миром. ћышление и прочие сложные про€влени€ нашей психики Ц это образование временных нервных св€зей в коре головного мозга.

ѕолушарий два, и они вовсе не €вл€ютс€ Ђдвойникамиї друг друга, так что можно сказать, что у нас два мозга. ќбычно это не очевидно, поскольку они работают вместе, будучи соединены т.н. мозолистым телом, но вот если мозолистое тело рассечьЕ это примен€етс€ при некоторых формах эпилепсии. ѕредотвратить припадки это помогает, но вот с больными Ц особенно в первое врем€ после операции Ц происход€т странные вещи. ќдин такой пациент никак не мог надеть брюки, поскольку правой рукой подт€гивал их, а левой спускал; другой правой рукой открывал газ и зажигал спичку, а лева€ в это врем€ газ закрывала; третий в одной рукой схватил жену и прин€лс€ еЄ тр€сти Ц а другой пыталс€ усмирить свою Ђагрессивнуюї рукуЕ словом, каждое полушарие начинало Ђжить своей жизньюї, вплоть до того, что человек может в полном смысле играть в шахматы сам с собой (правда, каждое полушарие в отдельности превращалось в довольно посредственного игрока).

 ак Ђработаетї каждое полушарие в отдельности, можно наблюдать при электросудорожной терапии, примен€емой при некоторых т€жЄлых заболевани€х мозга Ц при этом полушарие, через которое пропущен ток, временно отключаетс€. ѕервое, что страдает при отключении левого полушари€ Ц это речь. ѕоначалу пациент вообще ничего не пытаетс€ сказать и не понимает. Ћишь с постепенным восстановлением функций он начинает откликатьс€ на своЄ им€, потом понимать обращЄнную речь, называть хорошо знакомые предметыЕ ѕациент же с отключЄнным правым полушарием, напротив, говорит без умолку. ѕри деактивации левого полушари€ человек плохо запоминает слова и хорошо Ц картинки, при деактивации правого Ц наоборот. “ака€ же противоположность наблюдаетс€ в отношении эмоций: человек с отключЄнным правым полушарием находитс€ в приподн€том настроении, с отключЄнным левым Ц угнетЄн и раздражителенЕ “ак что можно с уверенностью сказать, что все мы Ц Ђдвуликие янусыїї: в нашей черепной коробке спр€таны два совершенно разных мозга.

Ќо разделение на полушари€ Ц это ещЄ не всЄ, кора делитс€ на доли, в которых тоже локализуютс€ разные функции. ¬о многом пролить свет на эти функции помогли черепно-мозговые травмы, когда можно наблюдать, что именно нарушаетс€ при повреждении той или иной доли. Ћобные доли св€заны со сложными формами поведени€, процессами мышлени€, двигательной организацией речи и письма; теменные создают общий образ предмета, объедин€€ разные его признаки, височные доли св€заны с €зыковыми навыками и долговременной пам€тью и др.

 онечно, это Ђвзгл€д с высоты птичьего полЄтаї Ц в действительности всЄ намного сложнее и многообразнееЕ но и сегодн€ нам известно далеко не всЄ о мозге, его устройстве и работе.


deb
Ќаталь€ –еутова

ќтлично проработанна€ стать€! ¬спомнила учебу в универе, когда все это проходили... ++++++++

deb
»ван »ванов

ќ√ќ√ќ√ќ√ќ - ѕрочитал с большим интересом, понравилось, что тут еще скажешь, отлично ++++

deb
Marina √алета

ƒа, мозг удивительно устроен) ≈лена, согласна с ¬ами! ++++++++ —илища как€ в мозге! ¬от бы людей научить беречь не только свои, но и чужие головы!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+