У А. Конан Дойля немало произведений в жанре мистической прозы: «История спиритизма», цикл «Истории, рассказанные у камина», роман «Страна туманов», но особое внимание российской публики может привлечь небольшой рассказ «Призрак бродит по Лондону».
Рассказ представлен как отчет о реальном событии. Весной 1924 года в Лондоне ходят слухи о призраке, якобы являющемся в одном их старых домов. Этим делом решает заняться компания спиритуалистов всоставе самого автора, священника Дж. В. Оуэна, известного медиума Ораса Лифа, врача из Королевского медицинского колледжа, девушки-духовидицы и молодого голландского художника, утверждавшего, что он тоже способен лицезреть духов.
Все эти люди отправились в означенный дом около полуночи 24 мая 1924 года. Поначалу они не слышали ничего, кроме шорохов и потрескиваний, обычных для старых домов, но затем духовидица объявила, что видит призрак. Девушка описала его как немолодого мужчину с бородкой и прищуренными глазами. Художник-голландец подтвердил, что тоже видит человека с такими приметами. Больше никто призрака не видел, но с ним удалось вступить в контакт. Дух представился Лениным, подтвердил, что он тот самый В. И. Ленин – вождь русской революции, а затем передал через медиумов послание человечеству. Он призвал людей искусства «пробуждать народы, погрязшие в пучине эгоизма», а Великобритании посоветовал наладить добрые отношения с Россией.
Больше ничего медиумам узнать не удалось. С духом медиумы общались посредством столоверчения – это очень долго и утомительно, когда же призраку предложили вселиться в одного из присутствующих, тот выбрал художника. Оказалось, что дух Ленина совершенно не владеет «механизмами психотехники», у голландца начались страшные судороги, а долгой и содержательной беседы не получилось. После сеанса священник заключил, а все остальные согласились, что дух, давший человечеству такие добрые советы, не может принадлежать к темной стороне.
А. Конан Дойль очень серьезно относился к спиритизму и мог верить в то, о чем поведал в рассказе, но это не означает, что так же безоговорочно должен верить читатель. Стоит присмотреться повнимательнее к участникам сеанса, особенно к не названному по имени голландскому художнику, о котором сказано, что он «обладал, по его собственному признанию, способностью вступать в контакт с духами». Это значит, что с компанией спиритуалистов он познакомился недавно, доказать свои способности не успел, но ему верили. Умение быстро входить в доверие, убеждать, становиться «своим» среди малознакомых людей – такие навыки наводят на мысль о профессии разведчика. В этом случае не кажется удивительной политическая программа в устах «духа».
Если миссия этого агента заключалась в том, чтобы внедрить в общественное сознание идею о дружбе Англии с Советской Россией, то компанию он выбрал самую подходящую: спиритизм был тогда весьма популярен. В сеансе участвовали уважаемые люди: врач из солидной медицинской организации, известный священник (в те времена англичане в большинстве своем верили, что святой отец плохого не посоветует), знаменитый писатель, имеющий множество поклонников – настоящий «властитель дум». Даже член парламента или министр, прочитав на досуге в журнале рассказ любимого писателя, мог задуматься: «Пожалуй, в этой идее дружбы с русскими что-то есть». Да и само сообщение было построено грамотно: сначала – благое пожелание о преодолении эгоизма, которое наверняка понравится всем, после этого вторая часть – политическая – будет воспринята более благосклонно. Так приводится в действие социально-психологический механизм, названный в конце 20 века «окном Овертона», но использовать его в политических целях могли и раньше.
Если спиритическая «беседа с Лениным» была организована русским агентом, скрывавшимся под личиной художника-медиума, не вызывает удивлений, что именно он видел Ленина, именно в него дух пожелал вселиться, а симулировать судорожный припадок не так уж сложно. Правда, первой призрак увидела девушка, но она уже давно имела репутацию «духовидицы» – иными словами, речь идет об особе с богатым воображением, а главное – очень внушаемой. Такую даже не нужно было вербовать. Кто-то (возможно, тот же «художник») мог обработать настоящее фото Ленина, чтобы оно выглядело как фото призрака, сделанное в том самом доме, и показать его девушке незадолго до сеанса. После этого она готова была увидеть мужчину с бородкой – и она его «увидела».
Возможен и другой вариант: никакого сеанса в старом доме не было, писатель выдумал все от начала до конца. Не исключено, что он устами духа Ленина сам передал послание к человечеству, ведь в политических реалиях своего времени А. Конан Дойль разбирался прекрасно – об этом говорит его эссе «Великобритания и грядущая война», написанное незадолго до Первой мировой войны.
Но, может быть, сеанс все-таки состоялся, и в будущем при исследовании архивов ЧК однажды всплывет информация об агенте с конспиративной кличкой Голландец, действовавшем в Лондоне. Эта история обещает быть не менее таинственной и захватывающей, чем детективы А. Конан Дойля.